Талгат Нигматулин прожил
короткую, но яркую жизнь. И он очень многое успел – занимался боевыми
искусствами и даже стал чемпионом Узбекистана, учился у мэтра советского кино
Сергея Герасимова и снялся в 26 фильмах, писал интересную прозу и закончил
сценарное отделение, которым руководил Витаутас Жалакявичус, сам пробовал свои
силы в режиссуре. Ему всё время было мало того, что он уже достиг, узнал.
Поиски истины стали для него смыслом жизни. Увы, эти поиски привели его в
секту, по приказу главаря которой Талгат был убит.
Оценивая его роли, я бы не
сказала, что Талгату повезло с кино. Вначале это были ничего не значащие
эпизоды, потом режиссеры увидели наконец его превосходную физическую форму и
косяком пошли роли злодеев-каратистов. И лишь в начале 80-х его мощный
драматический талант наконец-то стал находить воплощение на экране. Но сколько
времени было упущено! Сколько ролей, соответствующих его дару, он мог сыграть и
не сыграл. И яркий современный характер шекспировского масштаба, и
какого-нибудь монгольского хана-завоевателя, вроде Чингисхана, и нашего
отечественного Брюса Ли, и героя восточного эпоса, и… Если бы, если бы…
Вспомним те фильмы и роли,
которые можно считать несомненной удачей Талгата.
1. Баллада о комиссаре (1967) – белый офицер
Первая роль Талгата –
молоденький офицер, который с увлечением преследует беглого красного комиссара.
Ему еще всё интересно, и вся эта история с поиском краснопузого для него – что-то
вроде охоты. Он хитрый, он умеет придумывать интересные, нестандартные ходы.
Правда, по воле авторов, красные, естественно, победят.
2. Её имя – Весна (1969) – Пулат Садыков
Мечта юного Пулата – отправиться
на фронт и бить фашистов, приближать великую Победу. Но врачи ставят крест на
его планах. У бедняги Пулата туберкулез. Вместо фронта ему предстоят долгие
месяцы в больницах. Но страстное желание воевать за правду, за мир в родной
стране окажется сильнее болезни. В фильме у Талгата нет больших монологов,
эмоции и чувства героя ясно передают его глаза: и радость Пулата, что его
наконец призывают, и большое горе, когда врачи выносят ему приговор: не годен,
и надежду, что скоро он станет таким, как все.
3. Пираты ХХ века (1979) – Салех
Звездная роль Талгата, которая
так и осталась его «визитной карточкой». Еще бы – ведь фильм стал непобедимым
чемпионом советского проката. Салех Талгата – воплощённое зло, хитрый, жестокий
садист. Для него не существует никаких нравственных норм. Но всё же он здесь просто
чертовски хорош: сильный, гибкий, сексуальный, в кожаном костюмчике,
который невероятно ему идет. Вместе со своим другом Николаем Еременко-младшим
они составили отличную пару антагонистов. И вместе с ним дружно разбили немало
девичьих сердец.
4. Право на выстрел (1981) – Синдо
После «Пиратов» Талгат был
обречен играть роли злодеев. Надо отдать ему должное, он старается не
повторяться. Капитан японской шхуны-разведчика Синдо ведет себя с советскими
пограничниками развязно и нагло, чувствуя свою безнаказанность. Он хитрый, не
боится опасностей, никогда не паникует и свою задачу готов выполнить любой
ценой. Впрочем, может и признать свое поражение. В финале, после опасной гонки,
когда советские пограничники все же задерживают его судно, он улыбается и
разводит руками: ну что ж, проиграл так проиграл. А еще режиссер не упустил
возможность показать тренировку каратиста Талгата – весьма эффектная сцена. Кстати,
озвучивает здесь Талгата его близкий друг Николай Еременко, что смотрится очень
забавно.
5. Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна (1981) –
индеец Джо
6. Провинциальный роман (1981) – Назар
Эта картина необычна тем, что Талгат здесь, во-первых,
играет положительную главную роль и, во-вторых, – роль не-супермена. Назар,
женатый мужчина, влюбился в девушку и провел с ней ночь. Родня девушки обвинила
его в изнасиловании, и на суде запуганная родственниками девушка подтверждает
это. Невиновный Назар отправляется на долгий срок в тюрьму. Порядочный, но
слабый человек, он потеряет всё, и все же годы, проведенные в заключении, не
сломают его. Он останется тем же добрым, думающим, чутким человеком.
7. Приказ: перейти границу (1982) – японский смертник
Очень яркий эпизод –
фанатик-смертник, живой сгусток ненависти к русским. Ничто не может погасить
эту ненависть. Смертник оставит весь русский отряд без воды, понимая, что и себя
обрекает на мучительную смерть. Но это неважно – он умрет, лишь бы не выжили и
его враги. Яркий образ, показывающий, какие «машины смерти» создавали
тоталитарные режимы.
8. У кромки поля (1982) – Аскар Темиров
Увы, этот фильм невозможно
найти в сети. А жаль, потому что роль Талгата здесь очень интересная. Конечно, картина
не шедевр, в принципе, это обычный спортивный фильм о взаимоотношениях команды
и тренера, и Талгат играет такого мудрого и жесткого тренера-наставника. В
фильме есть и романтическая линия, можно полюбоваться на то, как Талгат играет
любовь. И пожалеть сто раз, что таких ролей у него было – кот наплакал.
9. Волчья яма (1983) – Самат Касымов
Можно бесконечно благодарить
Болота Шамшиева, что дал Талгату возможность раскрыться как драматическому
актеру, утвердив на эту роль. Если вы этот фильм не видели – смотрите
обязательно, откроете для себя совсем другого Талгата. Фильм «Волчья яма»
критики назвали киргизской «Калиной красной», и не только из-за схожести
сюжетов (картины рассказывают о преступнике, который захотел порвать со своей
прошлой жизнью), но и по тому драматическому накалу, которым наполнен фильм.
Талгат играет словно на обнаженном нерве. Его Самат – наивный парень, рано
оставшийся сиротой, доверился, как отцу, закоренелому злодею, и тот вовлек его
в свои воровские дела, сломал ему жизнь. Через ошибки, через страшные потери
Самат стремится вернуться к себе настоящему, к себе светлому и честному, каким
он был в юности. Но прошлое всё никак не отпустит его…
10. Один и без оружия (1984) – Хан
Последняя крупная работа
Талгата. У меня сложное отношение к этому фильму. С одной стороны, здесь хорошо проведена линия Кости Воронцова. Но с другой стороны, насколько же
интересней и выигрышней в книге Леонова смотрелась линия Хана. Ну как же жаль,
что авторы предпочли ей пропагандистский рассказ о красном милиционере. В
итоге, линию Хана и Сынка настолько безжалостно обкромсали, что можно считать,
Талгат и Борис Галкин сами ее вытянули – своей неповторимой харизмой. Они здесь
очень хорошо смотрятся на контрасте: приблатненный, нервозный, болтливый Сынок
и красивый, полный достоинства, абсолютно спокойный, сдержанный, как самурай,
Хан. Посмотрите фильм – и читайте лучше книгу, и представляйте, как бы
замечательно Талгат воплотил выписанный там образ.
11 февраля 1985 года 35-летний актер
Талгат Нигматулин был зверски убит сектантами в Вильнюсе. До сих пор нет
внятного объяснения: что же тогда произошло? Почему сильный человек, который с
легкостью мог справиться с этим зверьём даже один, безропотно позволил им
избивать себя? По одной версии (наиболее распространенной), Талгат накануне
очень разозлил главаря, отказавшись выполнить его приказ. В наказание и для
поучения главарь приказал избить его. Талгат думал, что выдержит это очередное испытание
от «учителя», смиренно перенеся его, но он не знал, что его решили не избить, а
убить… По другой версии, актер был под воздействием наркотиков, и потому просто
не мог сопротивляться. Наконец, по третьей версии, активно распространяемой в
последнее время, поводом для конфликта послужило не непослушание Талгата, а то,
что он принял христианство (факт точно не подтвержденный) и захотел уйти из
секты. Он принял смерть от рук своих убийц, как Иисус Христос, как первые
христиане-мученики, словно искупая этой мученической смертью свои грехи и годы
неверия.
Я не знаю, какая из всех этих
версий соответствует действительности. И есть ли вообще в какой-то из них
правда. Все подонки, совершившие это злодеяние, уже подохли и – очень надеюсь –
будут вечно гореть в аду, неважно, в христианском или мусульманском.
А Талгат промелькнул, как
необычная комета, поразив нас своей красотой, энергетикой и силой. Всю свою
недолгую жизнь он искал смысл этой жизни, искал истину. Надеюсь, душа его
сейчас обрела покой. Ну или какое-то новое воплощение. А зрители всё новых и
новых поколений будут пытаться разгадать его тайну – тайну его жизни и тайну
его смерти.
Комментариев нет:
Отправить комментарий