вторник, 5 июня 2018 г.

Старики-разбойники

Производство: СССР
Год: 1971
Режиссер: Эльдар Рязанов
В ролях: Юрий Никулин, Евгений Евстигнеев, Ольга Аросева, Георгий Бурков, Андрей Миронов, Валентина Владимирова, Юрий Белов, Валентина Талызина, Роман Филиппов, Готлиб Ронинсон, Лев Дуров, Ирина Мурзаева, Нина Агапова, Виктор Байков, Александр Ширвиндт, Юрий Яковлев (читает закадровый текст)
Моя оценка: 9 из 10



У современного поколения отношение к вопросу о пенсии совсем иное, чем когда-то в советское время. И, наверное, молодым людям не очень будет понятна эта трагедия советских людей – уход на пенсию. То поколение не мыслило себя без работы, без социума. Как это так – наступит утро, а они никуда не пойдут. И ничего не будут делать, и не будут приносить пользу – так, как они привыкли делать это всю свою жизнь, а будут просто получать деньги – пенсию.

Герои фильма «Старики-разбойники» переживают нелегкие дни – их отправляют на заслуженный отдых. Нет, не отправляют – выпихивают, гонят, лишают смысла жизни. Инженер Воробьев (Евгений Евстигнеев) поднимает бунт прямо на торжественных проводах – вот отказывается уходить, и всё. А что есть приказ министра – ну так не все же приказы выполняются. И трудовой коллектив с восторгом воспринимает этот бунт. Со следователем Мячиковым (Юрий Никулин) все сложнее. Его отправляют на пенсию, чтобы дать место молодому хлыщу (Андрей Миронов), родственнику высокой «шишки». Ему нужно просто отсидеться, пока не подыщут тепленькое местечко. У молодого мерзавца есть «рука» и связи, у бедного старика – только его друзья и боевая смекалка. Они придумают гениальную "кражу века" из музея, и инсценировку ограбления инкассатора, всё – чтобы Мячиков проявил себя как гениальный следователь.
Фильм «Старики-разбойники» – большая удача творческого тандема Эмиль Брагинский – Эльдар Рязанов. Несмотря на некоторую нестройность и эклектичность (тут и лирика, и эксцентрика, и видения Мячикова, и его сны, и пародия на «Фантомаса» и «Каменного гостя»), получился очень милый, добрый, уютный фильм с прекрасной музыкой и великолепными актерскими работами.


Юрий Никулин создает образ милого, застенчивого, «большого ребенка», честного и искреннего. Евгений Евстигнеев играет его друга Воробьева – и это тоже ребенок, только более озорной и дерзкий, выдумщик и фантазер, этакий выросший Том Сойер.


Ольга Аросева – запоздалая любовь Мячикова. Счастье ведь может прийти к человеку в любом возрасте, вот и к «старику-разбойнику» совершенно неожиданно, как чудное мгновение, является обаятельная и добрая Анна Павловна.


Как всегда у Рязанова, прекрасны роли второго плана: Андрей Миронов в роли хамоватого молодого карьериста, Георгий Бурков – следователь, которого вечно достают бандитские пули, Валентина Талызина – современная секретарша с ее очаровательными глубокомысленными размышлениями, что пенсию надо давать от 18 до 35 лет, чтобы люди могли заниматься только личной жизнью. А потом можно и работать, все равно от жизни никакого толка нет.
И в старости человеку хочется работать, и любить, и приносить пользу, и чувствовать себя нужным. И делать это все искренне и честно.


«Мы с тобой, Коля, жили честно, и давай умрем честно», – скажет Мячикову Воробьев-Евстигнеев. В какой-то момент ловишь себя на мысли, что видишь не героев фильма, а ушедших любимых актеров, которых уже никого не осталось… Бедные вы мои, хорошие мои, всё так и вышло. И жили вы честно (по крайней мере, в искусстве), и умерли честно. Вот только все равно кажется, – так рано. Так несправедливо рано…



   
         

Комментариев нет:

Отправить комментарий