Производство: СССР
Год: 1979
Режиссер: Марк Захаров
В ролях: Олег Янковский, Елена Коренева, Инна Чурикова, Игорь Кваша, Александр Абдулов, Леонид Ярмольник, Юрий Катин-Ярцев, Владимир Долинский, Леонид Броневой, Семен Фарада, Всеволод Ларионов, Игорь Ясулович, Любовь Полищук
Моя оценка: 10 из 10
Год: 1979
Режиссер: Марк Захаров
В ролях: Олег Янковский, Елена Коренева, Инна Чурикова, Игорь Кваша, Александр Абдулов, Леонид Ярмольник, Юрий Катин-Ярцев, Владимир Долинский, Леонид Броневой, Семен Фарада, Всеволод Ларионов, Игорь Ясулович, Любовь Полищук
Моя оценка: 10 из 10
Как известно, литературные герои часто становятся
олицетворениями неких качеств человеческих, в большей степени отрицательных.
Жадность – это Плюшкин, скупость – Скупой Рыцарь, зависть – Сальери, ревность –
Отелло. А если человек врун, его называют бароном Мюнхгаузеном. Да, это самый
знаменитый обманщик во всей мировой литературе.
Но у М. Захарова и Г. Горина всё наоборот. Барон
Мюнхгаузен славен тем, что никогда не врет. Получается, и его полеты на ядре, и
вытаскивание за волосы из болота, и олень с вишневым деревом на голове – это
всё правда, это всё было? Да, это всё правда, и всё было. Только не в
приземленном реальном мире. А в его мире. В его реальности.
В этом «ином» мире – мире прекрасной, чудной игры,
мире творчества, потому что кто Мюнхгаузен как не творец? – можно беседовать с
Ньютоном и Шекспиром, стрелять уток, которые сразу же становятся жареными,
можно устанавливать время по своему желанию, и до Луны рукой подать, на ядре
долететь можно. Только не всем есть доступ в этот мир. Не все допущены туда.
Кто допущен? Верный Томас, любящая Марта.
И есть целый лагерь «чужих», скучных, серьезных,
«взрослых» людей.
Пастор (Владимир Долинский) – скучный и темный, как
его черная сутана.
Герцог (Леонид Броневой) – он вроде сочувствует
Мюнхгаузену, и ничего против него не имеет, но вообще его волнуют больше вопросы
дизайна и пошива одежды («Мне в этом, однобортном? Вы что, не знаете, что в
однобортном уже никто не воюет?»).
Генрих Рамкопф (Александр Абдулов) – энергичный, даже
слишком, и вместе с тем глупый и трусливый. Человек без чести – таким места в
мире барона Мюнхгаузена не будет никогда.
Феофил (Леонид Ярмольник) – ничего от своего
замечательного отца. Глупая, нелепая бездарность. Насмешка природы: вино
превращается в уксус, Мюнхгаузен – в Феофила.
Бургомистр (Игорь Кваша) – почему он не в лагере
Мюнхгаузена? Он же друг его. Он старается помочь барону, помогает ему с
разводом, и ему даже удается ловко, в нужный момент подсунуть герцогу прошение
барона о разводе. Друг? Но сильнее дружбы у него – жалкое стремление угодить «и
нашим, и вашим», не испортить свои отношения ни с герцогом, ни с баронессой. А
свое мнение? По убеждению бургомистра, иногда полезнее промолчать, мало ли, у
кого какое мнение...
Баронесса Якобина фон Мюнхгаузен (Инна Чурикова) –
наиболее интересный персонаж из лагеря «чужих». В первую очередь потому, что
она, в отличие от других, – умна. Она очень умна! Ее бесят не фантазии барона. Возможно,
она даже приняла бы эти его выдумки, и придумала бы – обязательно – как извлечь
из этих выдумок пользу и выгоду, и они бы приносили ей деньги. Да жаль – не
пускают ее туда, в мир барона. Нет ей – умнице-красавице – хода в этот мир, где
беседуют с Шекспиром и летают на Луну. Вот потому она и злится, и уничтожает
барона – зависть! Она – женщина с шармом, сильная, умная, практичная, пробивная
– и не дано. Быть такой, как барон, быть рядом с ним – ей не дано. А ведь она
считает, что именно она этого достойна – вспомним ее презрительные реплики в
адрес Марты: «Дочь аптекаря – она и есть дочь аптекаря». Инна Чурикова
потрясающа в этой роли. Ее баронессу нельзя любить, но не получается и
ненавидеть, потому что талантлива она, в другой сфере – но талантлива.
Дано Марте (Елена Коренева). Но, впрочем, так ли уж
хорошо Марте в этом «ином мире»? Ведь, по сути, она всё же «земная». Она
спокойно принимает жареных уток и дарственную надпись Софокла, но она жаждет
«земного», официального брака. Она устала и просит барона «притвориться», стать
«таким, как все» – ну просто, на время. А получается, о чем она просит? Просит
соврать. Его, который никогда не врет. Просит стать таким, как все. А просить
барона стать таким, как все, – все равно, что просить его умереть. Получается,
Марта этого не понимает?
Выбор актрисы на роль Марты на самом деле очень
точный. Елена Коренева – в зрительском сознании – актриса амбивалентная, за ней
не закреплены ни чисто положительные, ни чисто отрицательные образы, она с
успехом играла и играет и тех, и других. И Марта получилась вот такой
изменчивой – сейчас она с бароном, устала – ушла, надоело, что он такой, как
все – ушла, признала его в суде – потом от своих же слов и отреклась. Она
определяется наконец раз и навсегда – лишь в конце. За счет такой
противоречивости образ получился живой и яркий, далекий от «голубых героинь».
Мир раскалывается 32 мая. Тут проверяются все:
друзья, недруги, любимая и ... сам барон.
И оказывается, никто не выдерживает этого счастья –
лишнего дня.
Враги торжествуют.
Томас – вообще-то он не очень рад лишнему дню, ведь
1-го числа ему платят жалование.
Марта: «Я обыкновенная женщина. Я не гожусь для 32
мая». Для нее этот день – еще одно препятствие. Она устала. Она хочет уйти от
барона.
Друг: «Втайне ты можешь верить».
Обычные «земные» люди могут так – втайне. И даже
Галилей мог. Да все могут.
Но барон – не все.
Он подписывает отречение, словно подписывает свое
предсмертное письмо. Барон Мюнхгаузен не может жить – таким. Именно так играет
эту сцену Олег Янковский. Слезы в глазах и – всё равно улыбка, интонация на
подъем – «и я рванууул!», и тут же упавшим до шепота голосом: «Я подпишу,
подпишу...». Трагедия ломаемого, уничтожаемого предательством человека передана
пронзительно и ярко.
Неудобный барон исчезает. А умерший Мюнхгаузен стал вдруг
очень «удобен». У оставшихся в реальном мире начинается новая забота –
прославление барона Мюнхгаузена. Сочиняются речи, проводятся экскурсии,
открывается памятник, рисуются картины, поются песни и – делаются деньги.
Сейчас барон, «причесанный», «приглаженный», отредактированный – всем мил. Он –
идол, бог, герой. Только весь этот посмертный шум – ложь. Так было всегда, и
так есть сейчас – вспомним Высоцкого, Цоя, Влада Галкина...
Барона Мюнхгаузена нет – есть садовник Мюллер,
грубый, жадный, «земной» – земнее некуда. «Иного» мира больше нет, есть
оранжерея и богатый дом с четырьмя экипажами. Марта вот только ушла, потому что
ей все «осточиртело». А Мюллер не уйдет – он еще не сошел с ума.
Томас, поговорив со своим «новым» хозяином, в конце
концов соглашается: да, барон умер, барона больше нет. «Прощайте, господин Мюллер»,
– скажет он на прощанье. «Как ты меня назвал??»
И барон воскресает. К черту Мюллера, к черту
оранжерею, под льющейся с потолка – с неба – водой возрождается барон
Мюнхгаузен!
Но как никто не был рад лишнему дню 32 мая, так никто
не рад и воскрешению неудобного барона. Снова суд. Снова правда принимается за
ложь, а ложь – за правду...
От Рамкопфа, Феофила, пастора, баронессы ждать особо
нечего. Но бургомистр... Как он жалок! Кваша гениально играет слабого человека
– и слезы на глазах, и руки дрожат, а выступить против «сильных мира сего» не
может...
Марта... Марта смело является на суд. Но вот ей
пригрозили «экспертизой» – по сути убийством ее мужа. И она опять предает...
Сцена свидания в тюрьме. Разговор глазами, мыслями.
Фрагмент черно-белый: в тюрьме не бывает красок. И поцелуй – на словах «Я
предам тебя». Абсолютно прямая ассоциация...
Но Мюнхгаузен дарит Марте последнюю возможность
вернуться в его мир. Перед испытанием он попросит:
«– Скажи мне что-нибудь на прощанье.
– Что?
– Подумай. Всегда найдется что-то важное для такой
минуты.
– Я буду ждать тебя.
– Не то!
– Я очень люблю тебя...
– Не то!
– Я буду верна тебе.
– Не надо!»
И через паузу – напряженную, потребовавшую всех сил от
Марты, ее вскрик: «Они положили сырой порох, Карл! Они хотят помешать тебе,
Карл!!!»
Почему это – «то»? Потому что ПОВЕРИЛА. Не любовь
нужна, не верность. А ВЕРА. Это дороже любви. И даже жизни.
К черту ложь и спектакль «Барон вернулся с Луны», он
к нему не «присоединится». Ведь барон Мюнхгаузен славен тем, что не врет. И пушка
заряжена настоящим сухим порохом, и лестница ведет вверх. И он уйдет по этой
лестнице – прямо в небо. Улыбайтесь, господа! Серьезное лицо – это еще не
признак ума. Все глупости в мире делаются именно с этим выражением лица...
***
Олег Янковский сыграл очень много ролей, ролей
значимых, ставших событием русского искусства. Но когда он ушел, ушел от нас
так неожиданно и навсегда, многие передачи, издания вспоминали почему-то именно
Мюнхгаузена. И финальная сцена из фильма Захарова была повторена и показана такое
количество раз, что стало казаться – это не Мюнхгаузен, это сам Олег Иванович
уходит от нас вверх по этой лестнице в ясное голубое небо, пожелав на прощание:
«Улыбайтесь, господа, улыбайтесь»...
Отличная рецензия, просто превосходная. Сами написали или скопировали откуда-то?
ОтветитьУдалитьСама, конечно) Здесь все рецензии мои, исключительно авторские). Надеюсь, кинокритика станет моей профессией.
Удалить