понедельник, 24 июня 2013 г.

Тот самый Мюнхгаузен

Производство: СССР
Год: 1979
Режиссер: Марк Захаров
В ролях: Олег Янковский, Елена Коренева, Инна Чурикова, Игорь Кваша, Александр Абдулов, Леонид Ярмольник, Юрий Катин-Ярцев, Владимир Долинский, Леонид Броневой, Семен Фарада, Всеволод Ларионов, Игорь Ясулович, Любовь Полищук
Моя оценка: 10 из 10
Как известно, литературные герои часто становятся олицетворениями неких качеств человеческих, в большей степени отрицательных. Жадность – это Плюшкин, скупость – Скупой Рыцарь, зависть – Сальери, ревность – Отелло. А если человек врун, его называют бароном Мюнхгаузеном. Да, это самый знаменитый обманщик во всей мировой литературе.
Но у М. Захарова и Г. Горина всё наоборот. Барон Мюнхгаузен славен тем, что никогда не врет. Получается, и его полеты на ядре, и вытаскивание за волосы из болота, и олень с вишневым деревом на голове – это всё правда, это всё было? Да, это всё правда, и всё было. Только не в приземленном реальном мире. А в его мире. В его реальности.

В этом «ином» мире – мире прекрасной, чудной игры, мире творчества, потому что кто Мюнхгаузен как не творец? – можно беседовать с Ньютоном и Шекспиром, стрелять уток, которые сразу же становятся жареными, можно устанавливать время по своему желанию, и до Луны рукой подать, на ядре долететь можно. Только не всем есть доступ в этот мир. Не все допущены туда.
Кто допущен? Верный Томас, любящая Марта.
И есть целый лагерь «чужих», скучных, серьезных, «взрослых» людей.
Пастор (Владимир Долинский) – скучный и темный, как его черная сутана.
Герцог (Леонид Броневой) – он вроде сочувствует Мюнхгаузену, и ничего против него не имеет, но вообще его волнуют больше вопросы дизайна и пошива одежды («Мне в этом, однобортном? Вы что, не знаете, что в однобортном уже никто не воюет?»).   
Генрих Рамкопф (Александр Абдулов) – энергичный, даже слишком, и вместе с тем глупый и трусливый. Человек без чести – таким места в мире барона Мюнхгаузена не будет никогда.
Феофил (Леонид Ярмольник) – ничего от своего замечательного отца. Глупая, нелепая бездарность. Насмешка природы: вино превращается в уксус, Мюнхгаузен – в Феофила.
Бургомистр (Игорь Кваша) – почему он не в лагере Мюнхгаузена? Он же друг его. Он старается помочь барону, помогает ему с разводом, и ему даже удается ловко, в нужный момент подсунуть герцогу прошение барона о разводе. Друг? Но сильнее дружбы у него – жалкое стремление угодить «и нашим, и вашим», не испортить свои отношения ни с герцогом, ни с баронессой. А свое мнение? По убеждению бургомистра, иногда полезнее промолчать, мало ли, у кого какое мнение...
Баронесса Якобина фон Мюнхгаузен (Инна Чурикова) – наиболее интересный персонаж из лагеря «чужих». В первую очередь потому, что она, в отличие от других, – умна. Она очень умна! Ее бесят не фантазии барона. Возможно, она даже приняла бы эти его выдумки, и придумала бы – обязательно – как извлечь из этих выдумок пользу и выгоду, и они бы приносили ей деньги. Да жаль – не пускают ее туда, в мир барона. Нет ей – умнице-красавице – хода в этот мир, где беседуют с Шекспиром и летают на Луну. Вот потому она и злится, и уничтожает барона – зависть! Она – женщина с шармом, сильная, умная, практичная, пробивная – и не дано. Быть такой, как барон, быть рядом с ним – ей не дано. А ведь она считает, что именно она этого достойна – вспомним ее презрительные реплики в адрес Марты: «Дочь аптекаря – она и есть дочь аптекаря». Инна Чурикова потрясающа в этой роли. Ее баронессу нельзя любить, но не получается и ненавидеть, потому что талантлива она, в другой сфере – но талантлива.
Дано Марте (Елена Коренева). Но, впрочем, так ли уж хорошо Марте в этом «ином мире»? Ведь, по сути, она всё же «земная». Она спокойно принимает жареных уток и дарственную надпись Софокла, но она жаждет «земного», официального брака. Она устала и просит барона «притвориться», стать «таким, как все» – ну просто, на время. А получается, о чем она просит? Просит соврать. Его, который никогда не врет. Просит стать таким, как все. А просить барона стать таким, как все, – все равно, что просить его умереть. Получается, Марта этого не понимает?
Выбор актрисы на роль Марты на самом деле очень точный. Елена Коренева – в зрительском сознании – актриса амбивалентная, за ней не закреплены ни чисто положительные, ни чисто отрицательные образы, она с успехом играла и играет и тех, и других. И Марта получилась вот такой изменчивой – сейчас она с бароном, устала – ушла, надоело, что он такой, как все – ушла, признала его в суде – потом от своих же слов и отреклась. Она определяется наконец раз и навсегда – лишь в конце. За счет такой противоречивости образ получился живой и яркий, далекий от «голубых героинь».
Мир раскалывается 32 мая. Тут проверяются все: друзья, недруги, любимая и ... сам барон.
И оказывается, никто не выдерживает этого счастья – лишнего дня.
Враги торжествуют.
Томас – вообще-то он не очень рад лишнему дню, ведь 1-го числа ему платят жалование.
Марта: «Я обыкновенная женщина. Я не гожусь для 32 мая». Для нее этот день – еще одно препятствие. Она устала. Она хочет уйти от барона.
Друг: «Втайне ты можешь верить».
Обычные «земные» люди могут так – втайне. И даже Галилей мог. Да все могут.
Но барон – не все.
Он подписывает отречение, словно подписывает свое предсмертное письмо. Барон Мюнхгаузен не может жить – таким. Именно так играет эту сцену Олег Янковский. Слезы в глазах и – всё равно улыбка, интонация на подъем – «и я рванууул!», и тут же упавшим до шепота голосом: «Я подпишу, подпишу...». Трагедия ломаемого, уничтожаемого предательством человека передана пронзительно и ярко.
Неудобный барон исчезает. А умерший Мюнхгаузен стал вдруг очень «удобен». У оставшихся в реальном мире начинается новая забота – прославление барона Мюнхгаузена. Сочиняются речи, проводятся экскурсии, открывается памятник, рисуются картины, поются песни и – делаются деньги. Сейчас барон, «причесанный», «приглаженный», отредактированный – всем мил. Он – идол, бог, герой. Только весь этот посмертный шум – ложь. Так было всегда, и так есть сейчас – вспомним Высоцкого, Цоя, Влада Галкина...
Барона Мюнхгаузена нет – есть садовник Мюллер, грубый, жадный, «земной» – земнее некуда. «Иного» мира больше нет, есть оранжерея и богатый дом с четырьмя экипажами. Марта вот только ушла, потому что ей все «осточиртело». А Мюллер не уйдет – он еще не сошел с ума.
Томас, поговорив со своим «новым» хозяином, в конце концов соглашается: да, барон умер, барона больше нет. «Прощайте, господин Мюллер», – скажет он на прощанье. «Как ты меня назвал??»
И барон воскресает. К черту Мюллера, к черту оранжерею, под льющейся с потолка – с неба – водой возрождается барон Мюнхгаузен!
Но как никто не был рад лишнему дню 32 мая, так никто не рад и воскрешению неудобного барона. Снова суд. Снова правда принимается за ложь, а ложь – за правду...
От Рамкопфа, Феофила, пастора, баронессы ждать особо нечего. Но бургомистр... Как он жалок! Кваша гениально играет слабого человека – и слезы на глазах, и руки дрожат, а выступить против «сильных мира сего» не может...
Марта... Марта смело является на суд. Но вот ей пригрозили «экспертизой» – по сути убийством ее мужа. И она опять предает...
Сцена свидания в тюрьме. Разговор глазами, мыслями. Фрагмент черно-белый: в тюрьме не бывает красок. И поцелуй – на словах «Я предам тебя». Абсолютно прямая ассоциация...


Но Мюнхгаузен дарит Марте последнюю возможность вернуться в его мир. Перед испытанием он попросит:
«– Скажи мне что-нибудь на прощанье.
– Что?
– Подумай. Всегда найдется что-то важное для такой минуты.
– Я буду ждать тебя.
– Не то!
– Я очень люблю тебя...
– Не то!
– Я буду верна тебе.
– Не надо!»
И через паузу – напряженную, потребовавшую всех сил от Марты, ее вскрик: «Они положили сырой порох, Карл! Они хотят помешать тебе, Карл!!!»
Почему это – «то»? Потому что ПОВЕРИЛА. Не любовь нужна, не верность. А ВЕРА. Это дороже любви. И даже жизни.
К черту ложь и спектакль «Барон вернулся с Луны», он к нему не «присоединится». Ведь барон Мюнхгаузен славен тем, что не врет. И пушка заряжена настоящим сухим порохом, и лестница ведет вверх. И он уйдет по этой лестнице – прямо в небо. Улыбайтесь, господа! Серьезное лицо – это еще не признак ума. Все глупости в мире делаются именно с этим выражением лица...
***
Олег Янковский сыграл очень много ролей, ролей значимых, ставших событием русского искусства. Но когда он ушел, ушел от нас так неожиданно и навсегда, многие передачи, издания вспоминали почему-то именно Мюнхгаузена. И финальная сцена из фильма Захарова была повторена и показана такое количество раз, что стало казаться – это не Мюнхгаузен, это сам Олег Иванович уходит от нас вверх по этой лестнице в ясное голубое небо, пожелав на прощание: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь»... 
  






2 комментария:

  1. Отличная рецензия, просто превосходная. Сами написали или скопировали откуда-то?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сама, конечно) Здесь все рецензии мои, исключительно авторские). Надеюсь, кинокритика станет моей профессией.

      Удалить