воскресенье, 30 июня 2013 г.

Легенда № 17

Производство: Россия
Год: 2012
Режиссер: Николай Лебедев
В ролях: Данила Козловский, Олег Меньшиков, Светлана Иванова, Владимир Меньшов, Александр Лобанов, Роман Мадянов, Александр Яковлев, Алехандра Грепи, Борис Щербаков, Даниэль Ольбрыхский, Валентин Смирнитский, Нина Усатова, Никита Емшанов, Александр Числов
Моя оценка: 8 из 10

«Легенда № 17» – уже вторая попытка показать жизнь знаменитого и, может быть, самого любимого хоккеиста Советского Союза – Валерия Харламова. Судя по кассе – попытка удалась. А судя по отзывам... Наблюдается парадоксальная картина: фильм занимает первые места в рейтингах зрительских симпатий и такие же – в рейтингах антипатий.

Противникам не нравится, в первую очередь, большое количество отступлений от реальной биографии спортсмена и его окружения. Добавлены факты, которых никогда не было в жизни Валерия Харламова (так, в фильме они с другом перебираются по тросу на высоте 70 м над землей), некоторые события перенесены во времени (как например, автомобильная авария, которая случилась уже после «канадской серии»). Можно укорять за это авторов. Однако стоит напомнить, что снимался всё-таки не документально-хроникальный фильм, а художественный, для которого вымысел – естественная составляющая. Мне как человеку абсолютно далекому от хоккея, тем более от хоккея конца 1960-х – начала 70-х, вообще интересны были не факты и «ляпы», а крепкий, динамичный, законченный сюжет, со взлётами и катарсисами, с мощными по эмоциональному воздействию эпизодами. Поэтому, наверное, даже теперь, узнав все-все отступления от того, как было на самом деле, я все же принимаю такое построение сценария, тем более что образ Харламова в народной памяти авторы ничуть не унизили и не уронили.  
В фильме хорошо показаны «приметы времени» – автобусы, машины, одежда, прически. И Чебаркуль – жуткая промышленная дыра, а сколько их таких было! Есть фрагменты, стилизованные под телехронику. Очень эффектно сняты «коррида» и ледовые бои. Сценарий скрепляют многочисленные переклички: так, в сцене игры с канадцами «эхом» отзываются и «коррида», и жесткие тренировки Тарасова («Защищай ворота, Харламов! Как Родину защищай!»).
Есть, конечно, и минусы. С моей точки зрения, малоудачна любовная линия. Конечно, не она в фильме главная, но какая-то уж совсем получилась она обрывочной, эпизодиками. Не тронула, «затёртого» много, банального. Светлана Иванова играет то, что играла уже сто раз в различных сериалах, и на фоне остальных актеров она как-то совсем потерялась.
К минусам можно отнести и образы канадцев. Ну что ж это за грим? Что за «отвратительные рожи»? :) В советское время так «врагов» было принято снимать, фашистов, например, или американцев – карикатурно и зло, одной черной краской. Хотя надо сказать, это работает: канадцев ненавидишь, как самых мерзких гадов :).
Что в «плюсе»? Актерские удачи, конечно, в первую очередь. Из «эпизодников» и ролей второго плана: Владимир Меньшов (партийный функционер – и мерзкий, и в то же время может быть очень обаятельным), Александр Лобанов (Гуськов), Алехандра Грепи (мать Валерия), Борис Щербаков (отец), Нина Усатова (врач в госпитале; Усатова вообще – не актриса, а волшебница, из минимума реплик создать такое незабываемое очарование), Никита Емшанов (абсолютно новый для него образ и очень удачный).
Ну и центральные образы, – наверное, главная причина колоссального успеха фильма. Данила Козловский – Валерий Харламов. Образ получился бесконечно обаятельный. Целеустремленный, упрямый, горячий, вместе с тем очень искренний и цельный, живой, не «плакатный» положительный герой. Меняются обстоятельства, но героя они не меняют – и с квартирой, и с машиной, и с толпой поклонников он остается тем же простым и честным парнем, который вкалывал на тренировках и поединках в Чебаркуле.
И все же – да простят меня поклонники Данилы – открытием в этом фильме для меня стал не он, а Олег Меньшиков.
Я знала из анонсов, что Меньшиков будет играть Тарасова. От хоккея я, повторюсь, далека, но о Тарасове слышала, видела о нем документальный фильм, и личность его мне была очень интересна. Но вот соединить жесткого и сильного Тарасова и утонченного интеллигента Меньшикова у меня в сознании никак не получалось. А вот в фильме это удалось.
Я видела Меньшикова, наверное, во всех его ролях. Но таким, как в «Легенде № 17», я не видела его никогда. Жесткий, холодный, смотришь на эти тренировки, больше похожие на издевательства, и думаешь: да есть ли у тебя сердце вообще? Взрывной, не прогибающийся под систему, и вместе с тем жестко отбирающий-отсеивающий людей, как животных каких-то. Кажется, кто для него Харламов? Винтик еще один, которого надо обломать, чтобы встал на свое место и работал четко, как механизм. Но нет! Постепенно видишь, как теплеют отношения учителя и ученика, как он становится не только спортивным наставником Валерия, но и, наверное, духовным учителем даже. Он придет в больницу к «расклеившемуся» хоккеисту и отведет его в морг, чтобы «встряхнуть» его наконец. Он может послать по известному адресу самого Брежнева и его пристрастия, но его команда никогда не проиграет, даже любимцам генсека – «в хоккее неважных матчей не бывает». Сцена прощания команды и Тарасова перед отъездом в Канаду – очень трогательная, но всё же Меньшиков ни на секунду не «скатывается» до сентиментальности.
Отстранение тренера перед серией игр с Канадой, конечно, не могло не повлиять даже на сильного и несгибаемого Тарасова. И авторы, и актер не боятся показать героя слабым, вдруг как-то резко постаревшим... Но как он смотрит игру! Не смотрит – нервы его не выдерживают, он уходит во двор и слышит по реакции людей, что там происходит. Это не Валерий Харламов – это сам он, Тарасов, там сейчас на площадке, играет, обводит противников, терпит от них удары, забивает голы. Духовная связь учителя и ученика настолько сильна, что Харламову передаются на расстоянии все мысли и приказы тренера... Работа невероятная просто. Меньшикова уже привычно в СМИ называют гением, но ведь действительно, едва ли не каждая новая работа – событие в искусстве.

Едва ли не самый сильный «грех» фильма, с точки зрения его противников, – госзаказ. Который фильм выполнил и реализовал на все 100, очень четко и ярко. Гимн Советского Союза, который звучит в финале, после этой игры-битвы, хочется петь стоя вместе с нашими спортсменами. И такое сожаление накатывает, что больше нет этой великой страны, которую боялись и уважали, что нет больше такого хоккея, когда сражались не за деньги, а за Родину...
Гордость за Родину – такое забытое чувство. Мы привычно обсуждаем ее, иногда стыдимся, посмеиваемся над ней, ругаем правительство (и надо сказать, за дело). А фильм дает нам возможность во-первых, снова вспомнить наш СССР, где мы все родились, когда-то великую, но уничтоженную нашу страну. Во-вторых, фильм помогает нам снова почувствовать это редкое чувство – гордость за народ и за Родину, насладиться этим чувством. Плохо это, хорошо? Наверное, люди так истосковались по этому чувству, что вряд ли кто-то им докажет, что это плохо.
     

Комментариев нет:

Отправить комментарий