Производство: Россия
Год: 2012
Режиссер: Николай Лебедев
В ролях: Данила Козловский, Олег Меньшиков, Светлана Иванова, Владимир Меньшов, Александр Лобанов, Роман Мадянов, Александр Яковлев, Алехандра Грепи, Борис Щербаков, Даниэль Ольбрыхский, Валентин Смирнитский, Нина Усатова, Никита Емшанов, Александр Числов
Моя оценка: 8 из 10
Год: 2012
Режиссер: Николай Лебедев
В ролях: Данила Козловский, Олег Меньшиков, Светлана Иванова, Владимир Меньшов, Александр Лобанов, Роман Мадянов, Александр Яковлев, Алехандра Грепи, Борис Щербаков, Даниэль Ольбрыхский, Валентин Смирнитский, Нина Усатова, Никита Емшанов, Александр Числов
Моя оценка: 8 из 10
«Легенда № 17» – уже вторая попытка показать жизнь
знаменитого и, может быть, самого любимого хоккеиста Советского Союза – Валерия
Харламова. Судя по кассе – попытка удалась. А судя по отзывам... Наблюдается
парадоксальная картина: фильм занимает первые места в рейтингах зрительских
симпатий и такие же – в рейтингах антипатий.
Противникам не нравится, в первую очередь, большое
количество отступлений от реальной биографии спортсмена и его окружения.
Добавлены факты, которых никогда не было в жизни Валерия Харламова (так, в
фильме они с другом перебираются по тросу на высоте 70 м над землей), некоторые события
перенесены во времени (как например, автомобильная авария, которая случилась
уже после «канадской серии»). Можно укорять за это авторов. Однако стоит напомнить,
что снимался всё-таки не документально-хроникальный фильм, а художественный,
для которого вымысел – естественная составляющая. Мне как человеку абсолютно
далекому от хоккея, тем более от хоккея конца 1960-х – начала 70-х, вообще
интересны были не факты и «ляпы», а крепкий, динамичный, законченный сюжет, со
взлётами и катарсисами, с мощными по эмоциональному воздействию эпизодами. Поэтому,
наверное, даже теперь, узнав все-все отступления от того, как было на самом
деле, я все же принимаю такое построение сценария, тем более что образ
Харламова в народной памяти авторы ничуть не унизили и не уронили.
В фильме хорошо показаны «приметы времени» –
автобусы, машины, одежда, прически. И Чебаркуль – жуткая промышленная дыра, а
сколько их таких было! Есть фрагменты, стилизованные под телехронику. Очень
эффектно сняты «коррида» и ледовые бои. Сценарий скрепляют многочисленные
переклички: так, в сцене игры с канадцами «эхом» отзываются и «коррида», и
жесткие тренировки Тарасова («Защищай ворота, Харламов! Как Родину защищай!»).
Есть, конечно, и минусы. С моей точки зрения,
малоудачна любовная линия. Конечно, не она в фильме главная, но какая-то уж совсем
получилась она обрывочной, эпизодиками. Не тронула, «затёртого» много,
банального. Светлана Иванова играет то, что играла уже сто раз в различных
сериалах, и на фоне остальных актеров она как-то совсем потерялась.
К минусам можно отнести и образы канадцев. Ну что ж
это за грим? Что за «отвратительные рожи»? :) В советское время так «врагов»
было принято снимать, фашистов, например, или американцев – карикатурно и зло,
одной черной краской. Хотя надо сказать, это работает: канадцев ненавидишь, как
самых мерзких гадов :).
Что в «плюсе»? Актерские удачи, конечно, в первую
очередь. Из «эпизодников» и ролей второго плана: Владимир Меньшов (партийный
функционер – и мерзкий, и в то же время может быть очень обаятельным),
Александр Лобанов (Гуськов), Алехандра Грепи (мать Валерия), Борис Щербаков
(отец), Нина Усатова (врач в госпитале; Усатова вообще – не актриса, а волшебница,
из минимума реплик создать такое незабываемое очарование), Никита Емшанов
(абсолютно новый для него образ и очень удачный).
Ну и центральные образы, – наверное, главная причина
колоссального успеха фильма. Данила Козловский – Валерий Харламов. Образ
получился бесконечно обаятельный. Целеустремленный, упрямый, горячий, вместе с
тем очень искренний и цельный, живой, не «плакатный» положительный герой.
Меняются обстоятельства, но героя они не меняют – и с квартирой, и с машиной, и
с толпой поклонников он остается тем же простым и честным парнем, который
вкалывал на тренировках и поединках в Чебаркуле.
И все же – да простят меня поклонники Данилы –
открытием в этом фильме для меня стал не он, а Олег Меньшиков.
Я знала из анонсов, что Меньшиков будет играть
Тарасова. От хоккея я, повторюсь, далека, но о Тарасове слышала, видела о нем
документальный фильм, и личность его мне была очень интересна. Но вот соединить
жесткого и сильного Тарасова и утонченного интеллигента Меньшикова у меня в
сознании никак не получалось. А вот в фильме это удалось.
Я видела Меньшикова, наверное, во всех его ролях. Но
таким, как в «Легенде № 17», я не видела его никогда. Жесткий, холодный,
смотришь на эти тренировки, больше похожие на издевательства, и думаешь: да
есть ли у тебя сердце вообще? Взрывной, не прогибающийся под систему, и вместе
с тем жестко отбирающий-отсеивающий людей, как животных каких-то. Кажется, кто
для него Харламов? Винтик еще один, которого надо обломать, чтобы встал на свое
место и работал четко, как механизм. Но нет! Постепенно видишь, как теплеют
отношения учителя и ученика, как он становится не только спортивным наставником
Валерия, но и, наверное, духовным учителем даже. Он придет в больницу к
«расклеившемуся» хоккеисту и отведет его в морг, чтобы «встряхнуть» его
наконец. Он может послать по известному адресу самого Брежнева и его
пристрастия, но его команда никогда не проиграет, даже любимцам генсека – «в
хоккее неважных матчей не бывает». Сцена прощания команды и Тарасова перед
отъездом в Канаду – очень трогательная, но всё же Меньшиков ни на секунду не
«скатывается» до сентиментальности.
Отстранение тренера перед серией игр с Канадой,
конечно, не могло не повлиять даже на сильного и несгибаемого Тарасова. И авторы,
и актер не боятся показать героя слабым, вдруг как-то резко постаревшим... Но
как он смотрит игру! Не смотрит – нервы его не выдерживают, он уходит во двор и
слышит по реакции людей, что там происходит. Это не Валерий Харламов – это сам
он, Тарасов, там сейчас на площадке, играет, обводит противников, терпит от них
удары, забивает голы. Духовная связь учителя и ученика настолько сильна, что
Харламову передаются на расстоянии все мысли и приказы тренера... Работа
невероятная просто. Меньшикова уже привычно в СМИ называют гением, но ведь
действительно, едва ли не каждая новая работа – событие в искусстве.
Едва ли не самый сильный «грех» фильма, с точки
зрения его противников, – госзаказ. Который фильм выполнил и реализовал на все
100, очень четко и ярко. Гимн Советского Союза, который звучит в финале, после
этой игры-битвы, хочется петь стоя вместе с нашими спортсменами. И такое
сожаление накатывает, что больше нет этой великой страны, которую боялись и
уважали, что нет больше такого хоккея, когда сражались не за деньги, а за
Родину...
Гордость за Родину – такое забытое чувство. Мы
привычно обсуждаем ее, иногда стыдимся, посмеиваемся над ней, ругаем
правительство (и надо сказать, за дело). А фильм дает нам возможность во-первых, снова вспомнить наш СССР, где мы все родились, когда-то великую, но уничтоженную нашу страну. Во-вторых, фильм помогает нам снова
почувствовать это редкое чувство – гордость за народ и за Родину, насладиться
этим чувством. Плохо это, хорошо? Наверное, люди так истосковались по этому
чувству, что вряд ли кто-то им докажет, что это плохо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий