Производство: Россия
Год: 2000
Режиссер: Владимир Меньшов
В ролях: Вера Алентова, Анатолий Лобоцкий, Александр Феклистов, Жерар Депардье, Виктор Павлов, Людмила Иванова, Марина Дюжева, Лариса Удовиченко, Ирина Скобцева, Владлен Давыдов, Юрий Колокольников, Леонид Трушкин, Владимир Еремин, Владимир Качан, Наталья Хорохорина
Моя оценка: 7 из 10
Год: 2000
Режиссер: Владимир Меньшов
В ролях: Вера Алентова, Анатолий Лобоцкий, Александр Феклистов, Жерар Депардье, Виктор Павлов, Людмила Иванова, Марина Дюжева, Лариса Удовиченко, Ирина Скобцева, Владлен Давыдов, Юрий Колокольников, Леонид Трушкин, Владимир Еремин, Владимир Качан, Наталья Хорохорина
Моя оценка: 7 из 10
Фильм, снятый в 2000 году, предлагает «вспомнить всё»
– окунуться снова в «андроповское» время. Программа «Время» с И. Кирилловым и А.
Шатиловой, облавы в кинотеатрах (а почему это в рабочее время люди в кино
сидят?), война в Афганистане, тайное прослушивание радио «Свобода» и
политические анекдоты на кухне, а еще «подпольные» просмотры запрещенных
фильмов на таких редких еще видеомагнитофонах. Ложь и двойной стандарт
(официально – одно, на кухне – другое) давно стали нормой жизни.
Главная героиня Соня (Вера Алентова) – не
оппозиционерка. Ей чужды разговоры мужа и друзей о несвободе (кажется, ей даже
неловко слушать эти разговоры), она не может смотреть «эту порнографию» – фильм
«Последнее танго в Париже», который с восторгом смотрят ее «продвинутые»
друзья. Соня искренне страну свою любит, и никакой особой несвободы не ощущает,
уродств советского строя словно и не замечает. Скромная, добрая Соня, как и
многие воспитанные «по-советски», стесняется в постели, сексом с мужем
занимается исключительно под одеялом и в полной темноте, и о том, что такое
оргазм, имеет очень смутное представление.
И надо же, чтобы именно такая Соня попала в бурный
водоворот любовной страсти. И с кем? С человеком из чуждой капиталистической
страны! С французом! За которым пристально наблюдают вежливые люди из КГБ.
Первое чувство Сони – страх, панический страх: ее
арестуют за связь с иностранцем. Поэтому она, как партизанка-подпольщица, рвет
и съедает записку Андрэ, бдительно следит, нет ли за ними «хвоста». Она
пугается, смущается, мечется, у нее все валится из рук. Она пытается соблюдать
«конспирацию», чтоб никто ни о чем не догадался. И боится поверить, что вот
этот преследующий ее Андрэ и есть та большая Единственная и Настоящая Любовь.
Нет, нет. Об этом не может быть и речи. Потому что
кроме КГБ есть еще пронырливая, всё видящая свекровь, строгая идейная мама и
еще столько всяких «но».
И все же когда Соня влюбляется, когда она узнает, что
такое чувственная любовь и страсть, – для нее все «но» и все преграды исчезают.
А на самом деле никуда эти преграды не делись.
Избитая истина: жить в обществе и быть свободным от него – нельзя. Сонечка в
полной мере испытывает эту аксиому на себе. Маленький хрупкий остров ее любви
тонет в океане большой политики. Советские войска сбили гражданский
южнокорейский самолет, который нарушил воздушное пространство СССР. Андрэ немедленно написал резкую обличительную
статью. Его, конечно же, сразу выставляют из страны как «персону нон грата».
Соня, услышав эту новость, понимает одно – ее любви больше не будет.
Он переживал за взорванный «Боинг». А она купила в их
квартирку лампу. Красивую...
Он считает, что назвал вещи своими
именами. А она знала всего два имени – Соня и Андрэ...
Невозможно забыть глаза Алентовой в сцене прощания –
огромные, укоряющие и любящие. Она не прощается с любимым. Ее отдирают от него,
некрасиво, грубо, по-живому...
И танго – прощальное танго в Москве – звучит как гимн
любви. Которая проросла вопреки войнам и политике. Ей больно, этой любви. Но
если больно – значит, жива...
Фильм В. Меньшова разделил зрителей на два лагеря.
Одни картину активно не приняли. Возмутило прежде всего то, что Алентова,
которой на момент съемок было 58 лет, рискнула сняться в постельных сценах, в
«обнажёнке», что, по мнению большинства, смотрелось неприятно и неэстетично.
Оказалось, что к показу любви «тех, кому за 40» большинство зрителей категорически
не готово. Однако для других зрителей фильм стал прекрасной, правдиво
рассказанной историей любви. Любви трагической, уничтоженной условностями и
обстоятельствами.
Мне ближе точка зрения этих «других», хотя в чем-то
правы и первые – некоторые сцены стоило снять с большей долей такта. И несмотря
на такую противоречивость, фильм, безусловно, заслуживает внимания. А роли Сони
и Андрэ в фильмографии Веры Алентовой и Анатолия Лобоцкого по праву могут
считаться одними из лучших.
Вот это пост! Сильно. Спасибо.
ОтветитьУдалитьВам спасибо
Удалить