Производство: СССР
Год: 1978
Режиссер: Марк Захаров
В ролях: Олег Янковский, Ирина Купченко, Евгений Леонов, Евгения Симонова, Александр Абдулов, Екатерина Васильева, Юрий Соломин, Андрей Миронов, Ерванд Арзуманян, Всеволод Ларионов, Валентина Воилкова, Владимир Долинский, Андрей Леонов
Моя оценка: 10 из 10
Год: 1978
Режиссер: Марк Захаров
В ролях: Олег Янковский, Ирина Купченко, Евгений Леонов, Евгения Симонова, Александр Абдулов, Екатерина Васильева, Юрий Соломин, Андрей Миронов, Ерванд Арзуманян, Всеволод Ларионов, Валентина Воилкова, Владимир Долинский, Андрей Леонов
Моя оценка: 10 из 10
Сначала была волшебная сказка-пьеса Евгения Шварца.
Затем в 1964 г.
по ней была снят фильм Эраста Гарина – милая сказка с молодым Олегом Видовым в
роли Медведя. Но, наверное, настоящую жизнь эта история получила только, когда
за нее взялся Марк Захаров.
Форма фильма –
«сказка в сказке». Волшебник – бессмертный – любит обычную земную смертную
женщину. Из любви к ней он придумывает эту сказку. И вся она будет разыграна у
них на глазах, в в их волшебном доме.
Марк Захаров – режиссер театральный. И в лучших его
фильмах происходит замечательный синтез театра и кино. Театральные приемы смело
проникают на киноэкран, создавая совершенно особый мир. Здесь он подчеркнут
необычными декорациями (художник Людмила Кусакова). Часы, корабль, зеркала и
старинные рамы, нарисованные животные с человеческими глазами, таинственные
знаки и исписанные листы – атрибуты волшебного дома. Здесь будет рождаться
сказка.
Сюда прискачет на коне Медведь, подчиняясь неслышному
зову Волшебника, сюда заедет Король со своей свитой. Здесь в первый раз
появится Принцесса – не с Принцем, а именно с Волшебником. Он возьмет ее за
руку и проведет по лабиринту сказки, предчувствуя всё, что случится с ней.
Принцесса смотрит на своего создателя доверчивыми и испуганными
глазами-вишнями, а он уже знает, что ее ждет...
Театральная условность видна и в переходах от одного
места действия к другому – Волшебник разрезает холст, а за ним – засыпанная
снегом гостиница Эмиля. Игра с цветом, светом – тенью (оператор Николай
Немоляев), повторы фраз, внезапно замедляющие действие, и запоминающаяся яркая музыка
(композитор Геннадий Гладков), задающая темп и ритм сюжету, – всё это черты
авторского кинематографа Марка Захарова.
И еще одна
черта – интереснейшие образы и выдающиеся актерские работы. Как и в этом фильме.
Олег Янковский – Волшебник. Снова, как многие герои
актера, - «не как все». Для Волшебника жить «как все» – это самое страшное. И
невозможное. И он чудит, и выдумывает сказки – всё из-за любви к своей жене. У
Янковского в фильме замечательные монологи, но сколько же всего выражено не
словами – взглядом, мимикой, жестами, нервными, резкими.
Ирина Купченко – жена Волшебника, Хозяйка. Роль вроде
бы не просто второго – третьего плана. Играть, по сути, нечего. И все же
актриса создает такой образ, что веришь: это Она, которую мог полюбить настоящий
Волшебник.
Евгений Леонов – Король. Милый кругленький Леонов с
голосом Винни-Пуха и вдруг – «Я страшный человек. Коварен, капризен,
злопамятен». Да ну, не верим! А ведь на самом деле – вроде любящий отец,
эгоистичный и простодушный «большой ребенок», шаловливый безобразник, но
собственное благополучие для него важнее. И когда придворные попытаются сказать
ему о болезни Принцессы, убежит от них со словами: «Я не слушаю вас! Не слушаю
вас!»
Очень интересна свита Короля – слаженный стройный
ансамбль, возглавляемый Екатериной Васильевой (Эмилия). Маска огрубевшей и
«охамевшей» светской дамы, её защитная маска, вдруг исчезает, когда она
встречает свою большую любовь – Эмиля (Юрий Соломин).
Андрей Миронов – Министр-администратор. Как он
появляется-то на экране в первый раз! Не идет – ступает! Провел пальчиком по
раме – пыль, эх вы, хозяева называется. Потом с видом мыслителя Сенеки ходит
перед придворными, и на их жалкое нытье изрекает: «Будете мешать (произносится
именно так - «мЕшать», без изменения безударного «е») – оставлю без обеда». Все
мысли о фунтах. Ну еще – о женщинах («Мне ухаживать некогда...»). Циник до
последней степени. Негодяй абсолютно беспросветный. И тем не менее – господи,
как же обаятелен, как действительно «чертовски привлекателен»! А фразочки его!
«Сейчас опять начнет казнить. Господи, а я так простужен». «Кто смеет обижать
нашего рубаху-парня, нашего королька?»
Евгения Симонова – Принцесса, которая не похожа на
других принцесс. Это так и есть. Принцесса Симоновой – милая, искренняя,
обаятельная, открытая, ранимая. Тем не менее по своим поступкам она смелее и
решительнее своего избранника. Она переоденется в мужское платье и отправится в
погоню за ним, струсившим и убежавшим. Она, узнав о страшной тайне Медведя,
добровольно откажется от любимого, из страха не за себя – за него, чтобы он не
потерял человеческий облик. Но отказавшись от него – она просто умирает... Жизнь
уходит из нее. И только вернувшийся Медведь сможет вновь воскресить ее. И
поцелуй - это их общее решение.
Сильнейшая
сцена в фильме – разговор Волшебника и Медведя. Медведь не поцеловал Принцессу,
рассказал ей всё, и она уехала. А он не удержал, не остановил... «Трус», –
бросает ему Волшебник. Медведь поднимает пистолет, он готов убить своего
создателя, потом приставляет дуло к своему виску. И тоже опускает руку. Смелости
не хватает ни на то, чтобы жить, ни на то, чтобы умереть. И Волшебник спокойно,
с презрением, смотрит на него. «Прощай. Больше я не буду тебе помогать. Ты мне
неинтересен».
Волшебник понимает, что сочинил сказку с трагическим
концом. Но пусть – и в трагических концах есть свое величие. Принцесса достойно
встретит свою смерть. Жена Волшебника тоже когда-нибудь умрет. Волшебник
похоронит ее и затоскует навеки. Но ничего, ведь и в трагических концовках
есть...
И тут сказка неожиданно выходит из-под власти
написавшего её Волшебника. Герои начинают приходить к нему без разрешения,
делиться горестями и радостями, мало того – даже не соглашаться и спорить с
ним. И осознавший всё Медведь преодолеет все преграды, поставленные
сказочником, и придет к своей Принцессе. Они не знают про «величие трагических
концов». Они просто любят. И Любовь совершает обыкновенное чудо.
И глядя на чудо, сотворенное любовью, изменится и
Волшебник. «Глупый я человек», – признает он. Глупый, потому что сам создавал
чудеса, а в чудеса, получается, не верил. Сам любил – а в силу любви не верил.
А верить – необходимо.
«Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что
всему этому придет конец! Слава безумцам, которые живут себе, как будто они
бессмертны!»
благодоря этому фильму изменилась вся моя жизнь
ОтветитьУдалитьспосибо обсолютна всем кто принел участие в этом фильме
ОтветитьУдалить