Производство: СССР
Год: 1984
Режиссер: Марк Захаров
В ролях: Нодар Мгалоблишвили, Елена Валюшкина, Александр Михайлов, Александр Абдулов, Семен Фарада, Елена Аминова, Татьяна Пельтцер, Леонид Броневой, Александра Захарова, Николай Скоробогатов
Моя оценка: 10 из 10
Год: 1984
Режиссер: Марк Захаров
В ролях: Нодар Мгалоблишвили, Елена Валюшкина, Александр Михайлов, Александр Абдулов, Семен Фарада, Елена Аминова, Татьяна Пельтцер, Леонид Броневой, Александра Захарова, Николай Скоробогатов
Моя оценка: 10 из 10
Карнавал – клоунада – скоморохи – яркие ткани – яркие
танцы – и –
мчится экипаж, мчится! Добрый вечер, дамы и господа,
мы начинаем!
Игра – начинается!
Главный игрок перед нами – граф Калиостро. Он может
всё. Он великий маг и волшебник. Он глотает серную кислоту, предсказывает
будущее, лечит на расстоянии, закусывает вилками и прикуривает из пальца. И
очень удачно «вытягивает золото» из наивных богачей.
Калиостро хочет померяться силами ни больше ни меньше
– с самим Господом Богом. Он уверен, что знает о человеческой природе и душе –
всё.
Но есть одна загвоздка – Мария. Русская девушка
Мария. И какими фокусами, какой химией, формулой вызвать ее любовь? Первый раз
формулы магистра не действуют. Что ж он не учел?
А не учел, как принято теперь говорить, – геополитический
фактор. Это же Россия, граф! И мистика здесь разбивается в пух и прах о
русский... ну нет, не хочется говорить «идиотизм». Нет. О русский здоровый
характер, русскую смекалку и простодушие.
Точно так же, как надуманные романтические порывы
Алёши разбиваются о совершенную приземленность его тетушки. В гостях у тетушки
разговор о чудесах мгновенно свернет на более интересное обсуждение, у кого
сено лучше, а фокусы с вилкой вызовут лишь спокойные рассуждения доктора о том,
что у него пациенты и ложки глотали, и чего только не глотали. А вот в одном
уезде еще случай был...
Естественно, на русской почве с треском проваливается
аттракцион «материализация чувственных идей». Алеша вызывает обманщика-графа на
дуэль. И тут внезапно графу открывается эта таинственная формула любви. Она,
оказывается, очень простая. В любви главное – это возможность не раздумывая
отдать свою жизнь за другого.
Графу Калиостро в первый раз не до игры. Ему не
страшно умирать – Калиостро давно умер, потому что умерли его чувства и
желания. Сейчас прозвучит выстрел, и дух его освободится от бренной
оболочки... Вот только выстрел не прозвучал.
И доконало графа совсем другое. «Стрелялся, стало
быть, у нас некий помещик Кузякин...» Русская народная мудрость доконает кого
угодно. Недаром все вражеские армии гибли под Смоленском.
***
Марк Захаров создал немеркнущий шедевр, шедевр на
века. Конечно, огромная заслуга здесь в изумительно точном попадании в образ
главного героя. Нодар Мгалоблишвили, в кино сыгравший так мало (просто до
обидного мало), здесь творит удивительный, неповторимый образ. Его граф
Калиостро – мудрый, тонкий, ироничный. Он может быть и лукавым, и печальным, и
холодным, и лиричным. Эх, Воланда бы ему сыграть в свое время! Жаль, у жизни
нет сослагательного наклонения...
Хороши и все остальные актеры –
Елена Аминова – жгучая и страстная Лоренца,
соблазнительная помощница Калиостро;
Татьяна Пельтцер – простодушная, любящая тетушка, ко
всему прочему, очень решительная (как она это сказала – «От-бить!»);
Леонид Броневой – доктор-скептик, спокойный и
добродушный, ничему не удивляющийся и всё знающий («Ну откуда в Италии мята?
Видел я эту Италию на карте – сапог сапогом»);
Николай Скоробогатов – потрясающий мужик Степаныч,
периодически вставляющий в свою речь латинские крылатые выражения;
Александра Захарова – Фимка, крепенькая, как наливное
яблочко, любопытная, веселая, жизнь из нее так и брызжет;
Елена Валюшкина и Александр Михайлов – нежная
лирическая пара,
ну и всенепременно – дуэт
Семен Фарада и Александр Абдулов! Два клоуна – рыжий
и белый, самые лучшие моменты фильма, самая запоминающаяся итальянская песня
советского кино! И диалоги, конечно:
***
– А потом вас там выпорют и отправят в Сибирь убирать
снег.
– Весь?
– Да. А снега там много.
***
– Селянка, хочешь большой, но чистой любви?
– Кто ж ее не хочет?
– Тогда приходи вечером на сеновал.
– Отчего ж не прийти – приду. Только и вы, сударь,
приходите.
– Она не одна придет – с кузнецом.
– А зачем нам кузнец? Не, нам кузнец не нужен, что я,
лошадь, что ли.
– Благословлять – вы же изволите предложение делать.
– Так. Свободна!
***
Вспоминать можно еще долго. Как и пересматривать –
бесконечно. Фильм, где ищут Формулу любви, открыл нам другую замечательную
формулу – Формулу Радости.
Обожаю этот фильм с детства. Отличный актёрский состав.
ОтветитьУдалитьСпасибо за реценизию,Елена!
Rita
Вам спасибо! Постараюсь почаще обновляться)
Удалить