воскресенье, 7 мая 2023 г.

20 фильмов о войне, которые должен посмотреть каждый




Фильмов о войне создано уже очень много, и до сих пор военная тема не исчерпана до конца. Сейчас советские фильмы смотрятся по-особому. И потому что большинство их создателей и великолепных актеров уже покинули наш мир, и потому что сейчас тоже идет война, и в творениях прошлых лет мы ищем параллели, ищем ответы на больные вопросы, ищем силу, которая поможем нам выстоять и не сломаться. Давайте вспомним 20 самых значимых фильмов о войне, которые должен посмотреть каждый, кто считает себя человеком.

 

1. «Два бойца» (реж. Л. Луков, 1943)

 


История о двух друзьях, снятая в то время, когда война еще шла, но в Победу уже верилось твердо, и «непобедимая» гитлеровская армия уже получала хорошо по зубам. Фильм получился совсем не пафосный, не «лозунговый», здесь были и подвиги советских солдат, и их верная дружба, и стремление любить и создавать семью. И, конечно, прекрасная музыка и песни на века.

 

2. «Летят журавли» (реж. М. Калатозов, 1957)

 


Это был настоящий прорыв в искусстве кино. Совершенно новая эстетика, гениальная операторская работа и невероятные актерские шедевры. Необычна история любви, рассказанная в фильме. До сих пор ломаются копья и идут жаркие споры ‒ кто эта Вероника? Предательница? Слабая жертва обстоятельств? Ребенок, который так и не повзрослел? Авторы не дают прямых ответов, но они сострадают этой девушке с поломанной судьбой и разрушенными мечтами, девушке, которая до конца дней своих будет нести крест неискупимой вины. Ах война, что ж ты сделала, подлая…

 

3. «Судьба человека» (реж. С. Бондарчук, 1959)

 


Экранизация рассказа М. Шолохова прогремела на весь Союз громче, чем литературный оригинал. Сергею Бондарчуку удалось показать и трагедию, и величие простого русского солдата, который, пройдя лагерный кошмар, потеряв всю свою семью и дом, находит в себе душевные силы приютить, усыновить малыша, отдать ему всю свою любовь. Сцена, в которой Андрей Соколов говорит Ванюшке, что он его отец, наверное, самая трогательная и пронзительная во всем мировом кино.

 

4. «Баллада о солдате» (реж. Г. Чухрай, 1959)

 


В фильме почти нет батальных сцен. Сюжет его ‒ дорога юного солдата Алеши домой. За совершенный подвиг ему разрешили драгоценный отпуск ‒ несколько дней побыть у мамы, починить крышу в хате, хоть ненадолго оказаться опять в мирной жизни. Алеша встретит много разных людей, прикоснется к чужим судьбам, будет помогать и спасать. Для других он пожертвует свои драгоценные дни. И только в последний день на одну минутку он сможет увидеть маму, обнять ее. Перед тем как снова уйти ‒ уже навсегда. 


5. «Живые и мертвые» (реж. А. Столпер, 1963)

 


До этого фильма никто так правдиво и беспощадно не показывал тяжелый 1941 год. В фильме откровенно говорится и о плохой подготовленности к войне, и о недостатке вооружения и опыта, и о просчетах командования, и о больших потерях. Но это не плач на тему «трупами завалили». Наряду со всем этим показан беспримерный героизм советского народа, советских солдат, их стойкость, мужество, готовность пожертвовать собой, но не сдаться.

 

6. «Отец солдата» (реж. Р. Чхеидзе, 1964)

 


Лучший грузинский фильм о Великой Отечественной войне основан на реальных событиях. Сценарист картины Сулико Жгенти сам ушел добровольцем на фронт, был ранен, награжден четырьмя медалями. В одной части с ним воевал старик-колхозник Георгий Махарашвили, который ни смелостью, ни силой, ни героизмом не уступал молодым. В фильме он такой же ‒ душевно щедрый, искренний, заботливый, отец не только своему сыну, который умер от ран у него на руках. Он ‒ отец всем солдатам на этой войне. Хочется верить, что фильм не будет забыт в Грузии и что памятник Георгию Махарашвили в его родной Кахетии никогда не будет ни снесен, ни осквернен.

 

7. «Обыкновенный фашизм» (реж. М. Ромм, 1965)

 


Документальный фильм Михаила Ромма ‒ это беспристрастный и объективный анализ того, как зарождался и входил в полную силу фашизм. Почему вдруг целая нация сошла с ума? Кто пестовал, кто помогал дорваться до безграничной власти полоумному фанатику? Кто и сегодня подкармливает неонацистов? На все эти вопросы фильм дает ответы с помощью европейской кинохроники, трофейных хроникальных материалов из киноархивов министерства пропаганды гитлеровской Германии и личного фотоархива Гитлера. Злодеяния фашистского режима показаны без всякой толерантности и жалости к зрителю.

 

8. «Хроника пикирующего бомбардировщика» (реж. Н. Бирман, 1967)



 

Нерв этого замечательного фильма ‒ контраст, антитеза: совсем молоденькие ребята и война. У всех у них были свои мечты. Они хотели любить, учиться, созидать, творить, честно работать в своей стране. Даже в военных условиях они остаются мальчишками-озорниками, выдумщиками и романтиками. Но когда они встанут перед самым трудным выбором в своей жизни, они сделают его, не колеблясь, и отдадут свои жизни за Родину, как настоящие мужчины.

 

9. «Щит и меч» (реж. В. Басов, 1968)

 


Фильмы о разведчиках, кажется, изначально обречены на успех, и «Щит и меч» не стал исключением. Он входит в десятку самых кассовых советских картин. Кроме увлекательного, напряженного сюжета, ярких образов, запоминающихся песен, здесь есть то, что так ценят зрители: реализм в показе врагов (никто не играет в «поддавки», враги умны, жестоки и коварны); реализм в показе нашего разведчика (он совсем не супермен и выглядит, как парень с соседнего двора) и наконец, реализм в показе самой страшной из войн. 

 

10. «На войне как на войне» (реж. В. Трегубович, 1968)



 

Ученик Михаила Ромма Виктор Трегубович поставил фильм по одноименной повести Виктора Курочкина, фронтовика, яркого представителя «лейтенантской прозы». Картина имеет посвящение: «Павшим и живым воинам 3-й гвардейской танковой армии маршала Рыбалко». Павшим и живым, настоящим героям. Правда, поначалу кажется, что совсем еще зеленый младший лейтенант Малешкин ‒ никакой не герой и совершенно никудышный командир. Но в первом же бою экипаж самоходки не струсит и не повернет, сражаясь, не щадя себя, с фашистской нечистью.

 

11. «Освобождение» (реж. Ю. Озеров, 1968‒1971)


 

По-настоящему монументальное произведение, эпопея, состоящая из пяти фильмов: «Огненная дуга», «Прорыв», «Направление главного удара», «Битва за Берлин», «Последний штурм». Курская битва, бои за Орел и Белгород, освобождение Белоруссии и Украины и, наконец, штурм Берлина. 4 года напряженных съемок, 5 стран, участвующих в съемках, 51 реальный персонаж, около 3000 солдат в массовке, в условиях, приближенных к боевым. Впервые после ХХ съезда не замалчивается роль Сталина в Победе, впервые на экране показан мерзкий предатель Власов и также впервые в фильме упомянут Яков Джугашвили. В роли Жукова (тоже в первый раз) ‒ Михаил Ульянов, эта роль потом надолго останется с ним. Также показаны Рокоссовский, Конев, Василевский, Рыбалко, Чуйков, Ватутин, Ворошилов, а еще Черчиль, Рузвельт, Иосип Броз Тито, Гитлер, Геринг, Геббельс, Борман, Кейтель, Муссолини, Скорцени. Исторический охват широчайший. Все серии объединены одним героем ‒ это капитан Сергей Цветаев, собирательный образ рядовых тружеников войны, отдавших свои жизни за то, чтобы жили мы. 

 

12. «Белорусский вокзал» (реж. А. Смирнов, 1970)

 


Фильм о войне, но без войны. Перед нами мирные шестидесятые. Четверо однополчан, не встречавшиеся двадцать с лишним лет, собираются по грустному поводу ‒ проводить в последний путь своего командира. Но прощание проходит скомкано, помянуть толком и душевно посидеть не удается, и друзья колесят по Москве, решая попутно свои личные и служебные дела. И оказывается, что остались они такими же, какими были: неравнодушными, отчаянными, смелыми и решительными. Не то, что нынешнее поколение…

В финале все герои собираются у бывшей фронтовой медсестры Раечки. И звучит незабываемая, неповторимая песня про «10-й наш десантный батальон», песня, которую невозможно слушать без слез и которая, как машина времени, сразу переносит в те суровые годы и связывает нас крепко-накрепко с героическим поколением, вынесшим войну.    

 

13. «Офицеры» (реж. В. Роговой, 1971)

 


Разбуди ночью любого русского человека и спроси, откуда слова «Есть такая профессия ‒ Родину защищать», и он ответит тебе: «Офицеры». Красные командиры Гражданской войны, герои Великой Отечественной, они всегда на переднем крае, всегда там, где нужнее всего. Офицеры ‒ люди чести, люди долга, которые умеют крепко дружить, верно любить и высоко несут знамя своей нелегкой профессии.

 

14. «…А зори здесь тихие» (реж. С. Ростоцкий, 1972)

 


Сколько бы экранизаций повести Бориса Васильева ни сделали, но фильм Станислава Ростоцкого останется эталоном, навсегда, навеки. Пронзительная история о девчатах, вступивших в неравный бой с гитлеровскими диверсантами, трогает страшным контрастом: девушки, красавицы, которые созданы для того, чтобы любить, рожать, приносить радость, вынуждены брать в руки оружие и сражаться с врагом. Гибель каждой из них болью отдается в сердце старшины Васкова ‒ и в наших сердцах. Каждый кадр здесь, каждая сцена кричит: это невозможно, такое не должно повториться, никогда!

 

15. «Семнадцать мгновений весны» (реж. Т. Лиознова, 1973)

 


В августе 1973 года 12 вечеров подряд пустели улицы городов: по телевизору шел «Штирлиц». Фильм о русском разведчике имел такой колоссальный успех, что его повторили через три месяца. И с тех пор его повторяют каждый год, по разным каналам, и люди смотрят его, даже зная наизусть все реплики в этом фильме. Секрет, думается, и в талантливой режиссуре, и в добротной литературной основе, и в точном выборе буквально всех актеров. Хитрый, проницательный Мюллер ‒ Броневой, основательный Борман ‒ Визбор, нежная, хрупкая, но сильная духом радистка Кэт ‒ Градова, несчастный доверчивый Плейшнер ‒ Евстигнеев, мудрый пастор Шлаг ‒ Плятт, смешная фрау Заурих ‒ Мильтон, такие разные и такие любимые герои. Ну а самый любимый ‒ конечно, советский разведчик Максим Максимович Исаев, невероятный и абсолютно гениальный в каждом кадре Вячеслав Тихонов. Красивый, молчаливый, собранный, с железной логикой и стальными нервами, и одновременно ‒ с немыслимыми грустными глазами, в которых видны и его добрая душа, и бесконечная, глубокая тоска по родине. Штирлиц в фильме стреляет всего лишь раз, а в остальное время думает, размышляет, анализирует, но оторваться от экрана невозможно.       

 

16. «В бой идут одни «старики» (реж. Л. Быков, 1973)


 

Еще один знаковый фильм о войне. В год выхода его посмотрело почти 45 миллионов человек, а сколько миллионов посмотрело потом и сколько раз ‒ не поддается подсчету. «Смуглянка» давно стала народной песней, реплики героев разошлись на цитаты. Актеров фильма люди до сих пор зовут по их прозвищам ‒ Маэстро, Кузнечик, Ромео, Смуглянка, Макарыч. Но самое главное, что так цепляет и трогает в этой черно-белой картине, ‒ невероятная душевность и чистота. Леонид Быков вложил в этот фильм всю свою искреннюю душу, свою мечту быть летчиком. В его музыкальном полку не было хохлов, «чурок» и москалей, здесь украинцы и русские, узбеки и грузины жили, любили и побеждали, потому что были едины. Один народ ‒ советский, и Победа ‒ одна на всех.

 

17. «Они сражались за Родину» (реж. С. Бондарчук, 1975)


 

Последний роман Михаила Шолохова, из которого сохранились лишь отдельные главы, стал на экране цельным и глубоким произведением. В нем прославляется героизм наших воинов, героизм не в дни побед, а в самое трудное для нашей армии время ‒ поражений и отступлений. Теряя друзей, отступая, оставляя города оккупантам, советские воины все равно верят в победу. Они смогли сберечь знамя полка, и в финале клянутся донести его до Берлина. Фильм заканчивается замечательными словами Михаила Шолохова: «Если любовь к Родине хранится у нас в сердцах, и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть к врагам всегда мы носим на кончиках штыков».    

 

18. «Противостояние» (реж. С. Аранович, 1985)


 

Этот многосерийный фильм, прежде всего, отличный детектив с хорошо закрученным сюжетом. Война здесь присутствует только во флэшбэках. Но как ни в одном другом фильме здесь раскрывается «анатомия» предательства. Как человек приходит к предательству Родины? Как он живет потом с этим? Коля Кротов, у которого был жестокий отец и которого не любили одноклассники, во время войны перебежал к немцам. Почему? Потому что захотел почувствовать себя «сверхчеловеком». Потому что желание унижать, мучать, убивать других людей затмило в нем все человеческое. Был ничем не примечательный парень ‒ стал нелюдь, которого смогли выловить только спустя много лет после войны. Но наказание за предательство неотвратимо. И срок давности за такие преступления не истечет никогда. Рецензия на фильм

 

19. «Батальоны просят огня» (реж. А. Боголюбов, В. Чеботарев, 1985)


 

Четырехсерийная экранизация знаменитого романа Юрия Бондарева была снята к 40-летию Великой Победы. Фильм сохранил не только основные сюжетные ходы и героев. Авторы экранизации и прекрасные актеры смогли передать искренность и реалистичность романа, боль за каждого погибшего солдата, смогли показать, какой высочайшей ценой далась нам победа над врагом. Александр Збруев ‒ душа этого фильма. Его капитан Ермаков ‒ смелый и отважный воин, старается, как может, спасти своих людей в ситуации, когда батальон буквально принесли в жертву. Он бросит в лицо полковнику Иверзеву жестокие слова, попадет за них под арест, но во всех ситуациях будет оставаться человеком чести, настоящим офицером.

 

20. «Иди и смотри» (реж. Э. Климов, 1985)

 


Наверное, самый тяжелый фильм о войне. История Хатыни долго была «неприкасаемой». Тема настолько болезненная, что ни у кого не хватало душевных сил подступиться к ней. Но Алесь Адамович и Элем Климов, кажется, совершили невозможное.

Трагедия сожженной деревни показана глазами белорусского мальчика. Жизнерадостный подросток, мечтающий о партизанской романтике, сталкивается с такими ужасами, после которых непонятно, как жить, как оставаться человеком. Сцена сожжения снята настолько реалистично, что кажется, будто это ты сам сгораешь в этом жутком сарае, под крики детей, женщин и стариков, под хохоток фашистских нелюдей и полицаев. В финале Флера, превратившийся после пережитого в седого, морщинистого старика, исступленно стреляет в портрет Гитлера. Стреляет в Гитлера ‒ фюрера, в Гитлера ‒ лидера партии, Гитлера, только что пришедшего к власти. Но выстрелить в Гитлера ‒ ребенка он не может. И партизаны, захватившие карателей, не смогли сжечь эту свору, а просто расстреляли. Этим мы и отличаемся от них. Мы не садисты, не палачи. Мы воины. И всегда воевали достойно и честно.

Иди и смотри ‒

Чтобы никогда больше не сжигали живьем людей

Чтобы родители не хоронили своих детей

Чтобы фашизм, похороненный много лет назад, никогда больше не поднял свою мерзкую голову ‒

Иди и смотри!

 


 



 Смотреть фильмы онлайн




Комментариев нет:

Отправить комментарий