четверг, 25 октября 2018 г.

Живи и помни

Производство: Россия
Год: 2008
Режиссер: Александр Прошкин
В ролях: Дарья Мороз, Михаил Евланов, Сергей Маковецкий, Евгения Глушенко, Анна Михалкова, Сергей Бехтерев, Дарья Екамасова, Егор Баринов, Юрий Иванов
Моя оценка: 6 из 10



В 1990-2000-х годах режиссеры стали обращаться к экранизации тех произведений, которые советский кинематограф обошел стороной. Повесть В. Распутина «Живи и помни», напечатанная в 1974 г., была довольно смелой и новаторской. Впервые в центре повести был дезертир, и читатели не только осуждали его, но и сочувствовали ему, сочувствовали его семье.
В фильме авторы сохранили основной конфликт, постарались как можно достовернее воссоздать тяжелый быт военного времени, жизнь сибирской деревни, где остались лишь старики да женщины. Война идет уже четвертый год, и жители Атамановки с нетерпением ожидают возвращения своих воинов домой.
И вот к Настене возвращается ее Андрей. Только нехорошо возвращается. Сбежал он из армии. После ранения мечтал получить хоть маленький отпуск, приехать домой. Так надоела эта война, такая усталость и тоска по дому накопились. А отпуска ему не дали. Вот он самовольно его себе и устроил...

Андрей поселяется на дальней зимовке, Настена навещает его, носит ему еду и вещи. И эти тайные встречи обостряют их чувства, их любовь. Они прекрасно понимают, что грозит Андрею, если его найдут. Но  обреченность еще больше усиливает их тягу друг к другу.
А между тем тучи сгущаются. Дома, где Настена живет с родителями Андрея, делают обыск, вся деревня уже в курсе, что он сбежал. А тут еще забеременела Настя. Новость, которая обрадовала бы ее в мирное время, теперь оборачивается бедой. Признаться, что отец ребенка – Андрей, значит, выдать его. Настена изо всех сил врет, что ребенок от уполномоченного, но ей мало кто верит. За женщиной начинают следить. Когда в очередной раз она пытается навестить мужа, плывет к нему на лодке, она замечает погоню. И чтобы не привести преследователей к любимому, кончает жизнь самоубийством...
Сохранив основную сюжетную канву, авторы тем не менее очень обеднили фильм, исключив из него те полные драматизма диалоги Настены и Андрея, которые есть в повести. Вообще нравственным терзаниям главной героини уделено до обидного мало места. В фильме она больше беспокоится о том, чтобы мужа-беглеца не нашли. Но ведь сильнее ее муки совести: никогда раньше она столько не врала, и вину мужа и свою перед Родиной она тоже понимает очень ясно. Маленькая ложь вырастает в огромный камень-валун, который в итоге и раздавит Настену. В повести ее самоубийство – это не просто вынужденный поступок. Это еще и приговор самой себе. Это избавление от душевных мук, которые стали невыносимы. Увы, ничего этого в фильме не чувствуется. Дарья Мороз играет Настену замкнутой, вся в себе, этакий упрямый зверек. Она сильная, но и жалостливая. Но что она думает, что чувствует, – все это для зрителя закрыто.
Образ Андрея (Михаил Евланов) тоже дан без всякого развития. Если в повести он постепенно дичает и превращается из обычного человека в зверя – такова его расплата за предательство, – то на экране он появляется уже зверем, одичавшим, с одним только животным желанием – жить, жить. Каким образом фронтовик, воевавший четыре года, так опустился – это все за кадром.
В фильме неплохие актерские работы. Совершенно неузнаваем Маковецкий в роли старика-крестьянина. Запоминается Анна Михалкова в роли Надьки. Муж этой женщины погиб, ждать ей некого. На возвращающихся солдат ей тяжело смотреть. Но она всех убеждает: ошибка это, вернется ее муж, придет обязательно. Всем это твердит, словно так свою боль заговаривает, отгоняет.
Еще один очень большой плюс фильма – превосходная операторская работа, благодаря которой созданы удивительная гармония цвета и фактуры, кадры-картины. Запоминается настоящая «живопись» камерой в сцене, когда герои спят в лодке и плывут по реке.
Однако внешние достоинства не могут скрыть бедность идеи. Если она только в том, что война калечит людские судьбы, то этого очень мало. Настена у Распутина – как нравственный камертон. И если уж он начинает врать, происходит настоящая трагедия. В фильме же сделан акцент не на духовном, а на животном – животные совокупления, тяжкий труд, редкие разговоры ни о чем, убийство теленка на глазах коровы, охота на человека, как на зверя, и сам человек, как зверь.
Сибиряки – это ведь не только речевой акцент (кстати, в фильме не сибирский). Это еще и особенный характер, свое, особое понимание мира, сформировавшееся среди суровой природы. Всю свою жизнь Распутин писал о своих земляках, стараясь подчеркнуть их глубинную русскость и их «особость». Увы, сохранить распутинский дух в полной мере авторам экранизации не удалось.



Комментариев нет:

Отправить комментарий