пятница, 29 ноября 2019 г.

Место встречи изменить нельзя

Производство: СССР
Год: 1979
Режиссер: Станислав Говорухин
В ролях: Владимир Высоцкий, Владимир Конкин, Сергей Юрский, Армен Джигарханян, Александр Белявский, Виктор Павлов, Леонид Куравлев, Станислав Садальский, Евгений Евстигнеев, Лариса Удовиченко, Наталья Фатеева, Наталья Данилова, Лев Перфилов, Александр Милютин, Алексей Миронов, Андрей Градов, Всеволод Абдулов, Светлана Светличная, Валерия Заклунная, Татьяна Ткач, Александр Абдулов, Екатерина Градова, Иван Бортник, Людмила Давыдова, Зиновий Гердт, Нина Корниенко, Евгений Леонов-Гладышев, Евгений Шутов, Наталья Крачковская, Наталья Петрова, Олег Савосин
Моя оценка: 10 из 10


О «культовых» фильмах писать очень тяжело. Особенно о тех, что уже разошлись на цитаты, и кажется, каждый кадр, каждая реплика помнятся наизусть. «Место встречи изменить нельзя» ‒ именно из этой категории.
Что заставляет нас пересматривать эти фильмы? Снова и снова переживать уже знакомые эмоции, огорчаться и радоваться вместе с героями? Что создает удивительную магию таких работ?
Наверное, это удивительная гармония сценария, режиссуры, операторской работы, музыки и, конечно же, актерских работ. Практически у всех актеров «Места встречи» роли в картине стали знаковыми.
Надо сказать, Говорухин, перенося на экран роман Вайнеров «Эра милосердия», не следовал «букве» книги. И Жеглов получился не вполне «романный». Это касается как внешних примет героя, так и его характера.
Высоцкий, безусловно, старше вайнеровского Жеглова. Но через минуту его пребывания на экране, буквально с первой его реплики, об этой условности забываешь: настолько мощная на тебя обрушивается энергетика. 



Жеглов ‒ сильный, энергичный, быстрый, цепкий, ловкий опер, жесткий, властный, но эта властность с лихвой искупается его сумасшедшим обаянием. Все в отделении обожают Жеглова, восхищаются и стараются подражать ему. Новичок Шарапов (Владимир Конкин) смотрит на него с почтением, Тараскин копирует его словечки, даже жадина Соловьев, когда Жеглов с шутками и прибаутками будет реквизировать у него хлеб и сахар, лишь с восхищением будет смотреть на него.
И со всеми (ну почти со всеми) Жеглов может найти общий язык. С Манькой и Волокушиной он просто само мужское обаяние и галантность. Кирпича подставляет, но в конце допроса они беседуют уже почти как приятели. И к свидетелям может ключики подобрать.



Но характер этот совсем не одномерный. Жеглов вполне способен выкинуть «сволочной номер» и «поучить» салагу Шарапова, как дела на столе бросать. Он держит под арестом невиновного Груздева. Но он же может и щедро отдать горемычной Шуре все свои продуктовые карточки. И может, не думая о себе, рисковать собой под пулями бандитов, да еще и шутить при этом («‒ Ваня, держи меня? ‒ Как? ‒ Нежно!»).



Мы видим этого героя разным и в разных ситуациях. В сцене допроса Соловьева Жеглов спокоен и сдержан, но это спокойствие сильно сжатой пружины ‒ вот-вот развернется и ударит изо всех сил. Такой же спокойный (кажущимся спокойствием) он в сцене, когда бандиты увозят Шарапова. Никакой истерики, никаких криков, ахов и вздохов, хотя в опасности его лучший друг. Все чувства, все эмоции внутри. Огонь подо льдом.
Отношения Жеглова и Шарапова интересны не менее, чем детективный сюжет. Это друзья, но в какой-то степени это и антиподы.  



Шарапов только что с фронта и еще привык мыслить военными категориями. Первое его потрясение ‒ убийство Васи Векшина (Евгений Леонов-Гладышев). Только что этот мальчик обсуждал с ними детали операции, кушал мороженое, по-детски облизывая пальцы. И вдруг ‒ убит, подло и страшно. А они были почти рядом, но ничем не смогли помочь ему... Война закончилась, а убийства продолжаются, бессмысленные и жестокие. Шарапову тяжело принять это. Но он не ожесточился, не потерял веру в людей. Именно Шарапов спасает Груздева, упорно и тщательно распутывая те сети, которыми опутал его преступник. Он отважно отправляется в логово врага и как опытный разведчик добивается своей цели ‒ приводит банду в западню.
Очень интересно показана мысленная связь между друзьями. В книге Шарапов сам вспоминает о кладовке, где он может спрятаться, в фильме Жеглов напряженно думает, как помочь другу. И именно он придумывает, как подать ему сигнал, ‒ при помощи портрета любимой девушки.



И все же, несмотря на общие цели, Жеглов и Шарапов очень разные. Груздева Шарапов, в отличие от Жеглова, жалеет, он ищет какие-то пути, чтобы помочь этому нелепому человеку. Ключевой спор в фильме ‒ о подброшенном кошельке. Кто прав в этом споре ‒ Шарапов или Жеглов? И до сих пор нельзя однозначно ответить на этот вопрос. Мне кажется, это спор разума и сердца. Разум, конечно, на стороне Шарапова ‒ закон есть закон, и доказательства должны быть добыты законным путем. Но сердце ‒ на стороне Жеглова. Вор Кирпич заслуживает самого сурового наказания, и если он такой ловкий фокусник, это не значит, что он не должен сидеть в тюрьме. Единственное «но» ‒ и здесь прав Шарапов ‒ подомнешь один раз под себя закон, и появляется огромное искушение продолжать это делать дальше. К чему это может привести, мы все хорошо знаем…
Еще один камень преткновения между двумя друзьями ‒ несчастный Левченко. В книге его убийство приводит к полному разрыву между Шараповым и Жегловым. Но в фильме вина Жеглова значительно смягчена. Жеглов ничего не знал и не мог знать о том, как трагически сложилась судьба Левченко. Бывший уголовник, он храбро воевал, но из-за подлой «тыловой крысы» вынужден был вернуться опять к своим уголовным дружкам. Левченко обречен. Даже если бы он не был убит, его ждало бы очень суровое наказание, возможно, высшая мера. Выстрел Жеглова просто обрывает его мучения. Самый трагический образ фильма, и отличная актерская работа Виктора Павлова.



Вообще в фильме, помимо, замечательно сыгранных-прожитых главных ролей, есть огромное число великолепных образов второго плана. Прежде всего это друзья-оперативники: добродушный здоровяк, хохол Пасюк (Александр Милютин), веселый Коля Тараскин (Андрей Градов), трогательно-смешной балабол Гриша Ушивин (Лев Перфилов), пожилой, опытный Копытин (Алексей Миронов). Это Варя (Наталья Данилова), любимая девушка Шарапова, красивая, мудрая, настоящая женщина.



Очень интересен Груздев (Сергей Юрский). Актер не отказывается от своей несколько театральной манеры игры, но на фоне сдержанной реалистичной игры остальных, она не выглядит чужеродно. Наоборот, образ Груздева получается ярким, запоминающимся и, как и образ Левченко, трагичным.



Образ, показанный в развитии, милиционер Соловьев (Всеволод Абдулов), ставший предателем. Ничто поначалу не выдает в нем будущего изменника и труса. Разве что слишком большая радость по поводу своего выигрыша, вкусная еда, которая есть у него, но нет у других. Он слишком дорожит своими вещами, домиком, кабанчиком. Это абсолютный мещанин, неведомым образом затесавшийся в ряды милиции (из-за пайка, что ли?). Конечно, ни на какой героический поступок он в принципе не способен.



В каждой серии есть своеобразный персонаж-«аттракцион» ‒ представитель уголовного мира.
Проститутка Манька-Облигация (Лариса Удовиченко), жеманная красотка с невеликим интеллектом.



Бильярдист и картежник Копченый (Леонид Куравлев), откормленный бугай, хамоватый, обнаглевший от безнаказанности.



Карманник Кирпич (Станислав Садальский), наверное, самый любимый народом персонаж. Высоцкий подсказал актеру фирменную «шепелявую» речь, и Садальский мастерски повторил ее. Кирпич ‒ и отталкивающий, и одновременно самый смешной образ в сериале.



Еще один обаятельный бандит, чьи фразочки «ушли в народ», ‒ Ручечник (Евгений Евстигнеев) ‒ импозантный, обаятельный нахал, искусный вор, погоревший «на бабах».  



Фокс (Александр Белявский) ‒ хитрый волк, опасный и жестокий, для которого человеческая жизнь ничего не стоит. Белявский сыграл множество положительных героев, но помнят его прежде всего как злодея Фокса.


Промокашка (Иван Бортник) ‒ роль, сделанная гениальным актером буквально из ничего. Его реакции, его трусость, его дурацкие песни с завываниями («А на черной скамье, а на скамье подсудимых…»), ‒ всё запоминается мгновенно, и эпизодический образ становится одним из самых ярких в картине. 


Зловещий горбун, главарь банды ‒ одна из актерских вершин Армена Джигарханяна. Необычный внешний вид, тихий, вкрадчивый голос маньяка, и глаза ‒ пустые, жестокие глаза палача. Такого наводящего ужас персонажа редко можно встретить в советском кино.



Несмотря на блестящие актерские работы, авторы романа «Эра милосердия» были недовольны фильмом и даже грозились снять свои имена с титров. Да, расхождений между книгой и фильмом достаточно много. Но я бы не сказала, что все изменения пошли ему во вред.
Как-то Говорухин сказал: «Режиссер ‒ это капитан корабля, команда которого так и норовит поднять бунт». Надо сказать, свой корабль Говорухин вел очень уверенно, обходя и рифы в виде конфликтов между актерами, и ураганы в виде неизбежной цензуры. Именно государственные чиновники настояли на изменении финала картины. И тут, я считаю, редкий случай, когда они были правы. Двойного убийства ‒ и Левченко, и Вари, ‒ зрители, пять вечеров переживавшие за героев, не вынесли бы. После трагедии требовалась жизнеутверждающая концовка, и режиссер дал ее людям. Измученный Шарапов вознаграждается ‒ дома его ждут любимая Варя и усыновленный подкидыш. Зло наказано, добро торжествует, ‒ ни один удачный фильм еще не получался без этой простой формулы.
Изменения коснулись и названия картины. «Милосердие» ‒ «поповское» слово ‒ чиновники в названии не утвердили. Но, надо честно признаться, эта идея в картине ушла на второй план. Лишь один разговор о милосердии остался в картине. Всё же, думается, это утопия. Не поможет милосердие против преступности, против Горбатых и Фоксов, против Кирпичей и Ручниковых. И нужно оно только как защита невиновных, как милость к раскаявшимся грешникам. Ведь первый человек, попавший вместе с Христом в царство небесное, был именно раскаявшимся преступником.
Эра милосердия, о которой мечтал старик Бомзе, не наступила ни после войны, ни в 80-е, ни сейчас. И наступит ли она вообще когда-нибудь? 

Смотреть фильм онлайн

Поблагодарить автора     






Комментариев нет:

Отправить комментарий