понедельник, 10 октября 2016 г.

Высоцкий. Спасибо, что живой

Производство: Россия
Год: 2011
Режиссер: Петр Буслов
В ролях: Сергей Безруков, Оксана Акиньшина, Андрей Смоляков, Андрей Панин, Максим Леонидов, Владимир Ильин, Иван Ургант, Дмитрий Астрахан, Анна Ардова, Шухрат Иргашев, Алла Покровская, Сергей Шакуров, Марина Александрова
Моя оценка: 7 из 10


«Спасибо, что живой» – первая попытка российских кинематографистов создать биографический фильм о Владимире Высоцком. К работе над фильмом были привлечены родные певца и актера, был заказан сложный грим – маска, полностью копирующая черты лица Высоцкого. В основу сценария был положен всего один эпизод жизни великого барда: концерты 1979 года в Узбекистане, когда у Высоцкого произошла остановка сердца. Тогда его удалось спасти – Бог подарил ему еще целый год жизни.

В сценарий ввели еще линию ретивого КГБшника Бехтеева (А. Смоляков), которому ну очень хочется посадить Высоцкого, хоть за что-нибудь, и практически детективную линию – для того, чтобы спасти героя от наркотической ломки, героиня О. Акиньшиной везет ему через всю страну ампулы с наркотиком, а КГБшники ей мешают. Сцены на концерте, когда певец борется со своим состоянием, поет через силу, на пределе, действительно очень драматичны, поединок с КГБшниками снят динамично и напряженно, сцена смерти и оживления – также на довольно высоком эмоциональном уровне.
Что еще из хорошего? Игра актеров. Тут практически все сработали хорошо, хотя и несколько разностильно. Окружение Высоцкого парадоксально получилось ярче самого Высоцкого. В первую очередь, конечно, это касается Андрея Смолякова. Бездушный гэбист, вербовщик, но Высоцкий ему очень интересен и как человек, и как сильный противник. И когда он говорит: «Он принимает наркотики» – здесь слышится не злорадство, а скорее какая-то обида, разочарование: ну как это он? Зачем?
Дмитрий Астрахан – жалкий, мелкий, трусливый Лёня. Перед КГБшником он дрожит, как перед любой властью. Но присутствие свободолюбивого Высоцкого, победившего даже смерть, делает и его сильнее, толкает этого маленького человечка на бунт: «Я вам не швейцар!» Он сжигает корешки билетов, уничтожает улики и радуется, как ребенок: «Ничего у тебя на него нет!» Высоцкий скажет ему: «Леня, ты – человек», и эта похвала для него – высшее счастье.
Максим Леонидов – Паша. Наглый, циничный делец, который готов выжать из теряющего силы певца всё, по максимуму. Кажется, что любит он деньги и только деньги, но его отношение к Высоцкому не только вот такое, утилитарное. Он тоже способен и на сочувствие, и на поступки ради него.
Иван Ургант – Сева Кулагин. Лучший друг Высоцкого и самый цельный персонаж фильма. Наверное, и самая лучшая роль Урганта, доказавшего, что он может сниматься не только в комедийных ролях. Сева Кулагин больше всех беспокоится о Высоцком, хотя спасти его, остановить он не в силах. «Он там себя гробит, а мы смотрим», – с горечью скажет он доктору. Тот ответит: «А мы не смотрим. Мы ждем». Действительно, это уже как рок, ни помочь они не могут, ни помешать этой бешеной гонке к смерти. Всё, что может сделать Сева, выйти на сцену и петь, петь, несмотря на крики и улюлюканье публики, пришедшей «на Высоцкого». Но он упрямо продолжает, потому что «пока я работаю – он отдыхает».
Андрей Панин – Толя Нефедов, доктор, смешной тараторка, который очень гордится тем, что едет с Высоцким. Он рассказывает ему всякие байки: мало ли, вдруг пригодится и Высоцкий какую-нибудь песню потом напишет. Но когда происходит ужасное и у его кумира останавливается сердце, он, кажется, теряется больше всех. Он боится ответственности, боится сделать что-то не так. Но всё же в итоге спасает Высоцкого именно он. Хотя Толик не себе приписывает это чудесное спасение. «Ты понимаешь, чьей рукой я сегодня…» – и плачет. Очень сильная сцена.
Оксана Акиньшина – собирательный образ всех женщин, что любили Высоцкого, Татьяна. Она героически бросает всё и пускается в опасный путь с запретным наркотиком, просто потому, что любит. И понимает, что теряет его. Она уже дошла до того, что возненавидела и его стихи, и его песни, и эти бесконечные концерты, – все это убивает его, отнимает его у нее.
Сергей Безруков – Высоцкий. Он очень старается, делает, что может, но ему в фильме пришлось хуже всех. У него отняли голос, отняли мимику этой силиконовой маской, у него остались только глаза и жесты. Грим делает актера невероятно похожим на Высоцкого и – невероятно мешает играть. У Высоцкого мало реплик, возможно еще и потому, чтобы меньше показывать недвижущееся, застывшее лицо. Расхождение между живым актером и неживым гримом оказалось слишком велико.
Не в помощь Сергею оказался и сценарий. Да, для эпизода с клинической смертью, для создания напряжения – привезет Таня наркотик или не успеет, драматургии хватило. Но это слишком мелко для такой личности, как Высоцкий – вся эта частная история про КГБ, наркоту и смерть. Для создания масштабного образа Поэта, глубокой, необычной  личности, ставшей голосом поколения, драматургии (и наверное, таланта сценаристов), увы, не хватило. Катастрофически не хватает «предыстории». Здесь, конечно, был бы очень уместен формат сериала, серий на 10-12. Темы в фильме затронуты достаточно важные – свобода и несвобода, творчество и жертвы во имя творчества, – однако эти темы именно затронуты, но не раскрыты.
В финале Высоцкий говорит КГБшнику: «На волю птичку выпускаю… Люди птиц выпускали, чтобы самим свободней стать». Киношный Высоцкий, как вольная птица, ускользнул от Бехтеева. А реальный Высоцкий ускользнул от создателей фильма. Они очень хотели показать его нам. А он – ускользнул. Ветер в руках не удержишь. Наверное, действительно, чтобы создать образ гения, нужен другой гений. Образ Высоцкого все еще ждет своего раскрытия в кинематографе.

Смотреть фильм онлайн:

              

Комментариев нет:

Отправить комментарий