четверг, 6 октября 2016 г.

Добровольцы

Производство: СССР
Год: 1958
Режиссер: Юрий Егоров
В ролях: Михаил Ульянов, Петр Щербаков, Леонид Быков, Элина Быстрицкая, Людмила Крылова, Микаэла Дроздовская, Мария Виноградова, Сергей Плотников, Нонна Мордюкова
Моя оценка: 7 из 10


«Добровольцы» – это ярчайший образец такого направления, как «социалистический реализм». Про него много писали в советское время, но после «перестройки» от этого понятия стали отказываться, хотя, на мой взгляд, абсолютно напрасно. Ведь социалистический реализм – не выдумка, и далеко не все произведения, созданные в советское время, можно отнести к нему.
Наверное, самой важной приметой этого направления является постановка в центр произведения образа коммуниста. В фильме «Добровольцы» акцент сделан на комсомоле, молодежной организации коммунистов. Именно комсомольцы подхватывали первыми все начинания руководящей партии: ехали добровольцами на великие стройки, на войну в Испании, на Великую Отечественную войну, на целину и в тайгу после войны.

В фильме все эти события освещены с огромным пафосом. Картина Ю. Егорова – это настоящая поэма в кинематографе, что подчеркивают многочисленные, связанные между собой стихотворные вставки и песня-лейтмотив «Комсомольцы-добровольцы», сопровождающая практически все эпизоды. Нужно еще обязательно учитывать время, в которое создавался фильм: самое начало «оттепели». После мрачных 30-х – 40-х гг., представители так называемого «романтического кинематографа» пытались вернуться к «истокам» коммунистического учения, создать новый образ коммуниста, очеловечить его, очистить, если можно так сказать, от негативного налета, появившегося в годы диктатуры.
Сочетание психологического реализма, романтизма и плакатного пафоса в этом фильме странным образом не выглядит неестественным. В центре рассказа – трое друзей: Николай Кайтанов (Михаил Ульянов), Слава Уфимцев (Петр Щербаков) и Алеша Акишин (Леонид Быков). Все трое – первые метростроевцы и, что называется, не разлей вода, всегда вместе. Они искренне и азартно трудятся, так же искренне влюбляются. Кайтанов находит свою половинку Лёлю (Элина Быстрицкая), такую же огневую-боевую, как он сам. Уфимцев влюбляется в Машку (Людмила Крылова), настоящего сорванца, которая наравне с мужчинами прыгает с парашютом. И только Лешка влюблен безответно в Лёлю.
Лирические и светлые моменты чередуются с трагическими и тревожными. Погибает Маша, выполняя затяжной прыжок. Уфимцев, еще не став мужем, уже становится вдовцом и уезжает воевать добровольцем в Испанию. В шахте у Кайтанова происходит авария, и его обвиняют во вредительстве, отстраняют от должности. Собрание-судилище над Кайтановым – это, конечно же, пусть и слабый, но намек на атмосферу подозрительности и поиска «врагов народа» 30-х гг. Правда, здесь всё заканчивается счастливо для героя – выступает с жаркой речью Лёля, вставляет «судьям» пистонов, и вот уже рабочие единогласно поднимают свои мозолистые руки: не виновен. Конечно, далеко не все обвинения во вредительстве снимались в сталинские годы вот так легко. Однако углубляться в эту тему авторы не стали.
Трогательными получились страницы о Великой Отечественной войне. Мужчины, конечно же, воюют, а женщины ждут их. Кайтанова ждет Лёля, а Уфимцева ждет юная Таня, с которой он познакомился в последний день перед войной. Трагична судьба Алёшки: он погибнет в тонущей подводной лодке. Сцена прощания Алёши с друзьями, когда он записывает в бортовой журнал послание им, уже зная, что скоро умрет, очень пронзительно сыграна Леонидом Быковым.
И в зрелом возрасте друзья – всё те же «комсомольцы-добровольцы»: Кайтанов работает на далёкой стройке, хотя и обещал жене, что «больше из дома ни на шаг», Уфимцев испытывает новые самолеты. И следующее поколение комсомольцев не отстает от своих отцов – сын Кайтанова такой же непоседа и активист.
Несмотря на все трагические события, общий тон фильма торжественно-приподнятый. Бег времени показан эпизодами, связанными стихотворными перебивками (хотя, скажем прямо, не все из этих стихов хороши). Конечно же, идеализм в показе комсомольцев-добровольцев очевиден, изучать по этому фильму историю и говорить: да, всё так и было, – нельзя. Очевидна и агитационность фильма, и его плакатность, и государственный «заказ». Но с другой стороны, великолепные актерские работы, интересные диалоги, динамичность сюжета и умелое чередование лирических и драматических сцен, замечательная работа оператора и чёткий ритм все-таки не дают фильму скатиться в разряд обычных пропагандистских «агиток». Наверное, пропаганду именно так и надо снимать – умело, искренне, с актерами – профессионалами высокого уровня. В советское время еще умели так снимать. Сейчас уже разучились.


         

Комментариев нет:

Отправить комментарий