суббота, 1 октября 2016 г.

Я соблазнила Энди Уорхола

Оригинальное название: Factory Girl
Производство: США
Год: 2006
Режиссер: Джордж Хикенлупер
В ролях: Сиенна Миллер, Гай Пирс, Хейден Кристенсен, Джимми Фэллон, Джек Хьюстон, Тара Саммерс, Мена Сувари
Моя оценка: 8 из 10


«Я соблазнила Энди Уорхола», – так назвали прокатчики фильм Дж. Хикенлупера. Эта замена понятна: если имя Энди Уорхола многие хотя бы слышали, то что такое «Фабрика» знают далеко не все. Тем не менее в картине речь идет не о соблазнении, а именно о «Фабрике», точнее «фабричной девчонке» Иди Сэджвик.
В основу сценария легла ее биография, грустная история ее короткой жизни. Девушке из высшего общества, мнящей себя художницей, всегда хотелось быть не как все. Ей хотелось нового и удивительного. И вот однажды Иди встретила Энди.

Энди Уорхол на своей «Фабрике» создает новое искусство, попутно разрушая старое. Для него тоже главное – не быть, как все. Он странный, но необычный, гениальный и сумасшедший. Он едва ли умеет любить и вряд ли знает, что это такое. Но зато он хорошо знает, что такое эпатаж, и умеет его создавать.
Уорхол творит искусство из бытовых предметов, из консервных банок с томатным супом и тунцом, заполняя пустоту потребительского мира. Он превращает в искусство всю свою жизнь – говорит, словно дает интервью, ходит, словно его снимают в кино. Мир надо взорвать, чтобы запомниться. Границы свободы – есть ли они вообще? Энди хочет их совсем убрать. Нет рамок для свободы, нет рамок и ограничений для искусства. По крайней мере именно так обстоят дела на его «Фабрике».
Иди Сэджвик с радостью ребенка, попавшего в Диснейлэнд, погружается в этот мир и становится тут звездой. Становится музой самого Энди Уорхола, его творением. Доверчивая, как ребенок, она считает, что мир добрый и все вокруг хорошие. Секс, наркотики, рок-н-ролл, жизнь как авангардное кино, вечная вечеринка и веселье. А еще слава, журналисты, камеры. Беспрерывная круговерть реалити-шоу.
Вскоре Иди узнает что существует и другой мир. У нее начинается роман с Бобом Диланом (в фильме он под вымышленным именем Билли Куинн, в титрах – Музыкант). Можно сказать, что это антипод Уорхола. Если Уорхол стремится как можно дальше убежать от реального мира, творя свою реальность, то Дилан пишет на социальные темы. Из замкнутого искусственного мира «Фабрики» он увезет девушку на природу, где Иди начнет понемногу оживать. Но остаться с ним она не сможет – «Фабрика» стала ее наркотиком. В прямом и в переносном смысле.
Уорхол так и не простит ей измены. И из «святой троицы» секс-наркотики-рок-н-ролл постепенно останутся только наркотики. У Уорхола новая муза. Музыкант женится. Иди опускается на самое дно. «Суперзвездочка» вспыхнула и – погасла.
Фильм, конечно, получился назидательным. И наверное, можно даже сказать, однозначным. Красивую погибшую девушку жалко. А вот Уорхол в исполнении Гая Пирса получился совершенно отталкивающим персонажем. Закомплексованный, нервный, неуверенный в себе. Отец Иди скажет ему без злобы, как факт: «Ты просто раздутая пустышка». И чем дальше к финалу, тем больше кажется: да, это действительно так. И как вообще этот мерзенький извращенец стал лицом современного искусства в 60-е? В фильме не показывают, как он пишет свои картины. Но зато показывают, как он снимает свои, на грани с порнографией, фильмы.
Создается впечатление, что авторы считают Уорхола прямо виновным в смерти Иди. Конечно, у всех есть выбор. Иди его сделала сама, и вроде бы Энди здесь не при чем, он же наркотиками ее не пичкал. Но и не мешал, когда видел, как другие ее ими пичкают. Ему это еще и выгодно было – кино получалось интересней. А можно еще вспомнить его «мощную» помощь Иди – целых 50 долларов. Он вручит их погибающей девушке как подарок. Его интервью после смерти Иди – там только равнодушие и созерцание. Смерть всего лишь эпизод в его картине.
Уорхол был болен той же болезнью, что и Сэджвик, – инфантилизмом. Наверное, поэтому они и притянулись с Иди, как магнитом, – родственные души. Но Уорхол еще и эгоистичный ребенок. Он слишком любит себя, настолько сильно, что для других места уже не остается. Людей он использует как материал для своих экспериментов. Как те же пресловутые консервные банки. Вся жизнь – это искусство. Просто полотно, на котором можно написать всё, что угодно. Наверное, именно это больше всего и нравилось самовлюбленному закомплексованному невротику – манипулировать людьми, ощущать свою власть над ними.
Свободного музыканта Дилана, презирающего «Фабрику», Уорхол почти ненавидит. Может быть, еще поэтому он так жестоко относится к Иди, словно наказывая ее за предательство. А возможно, здесь еще и зависть к раскованному, смелому Дилану, который не прячется за эксперименты и точно знает, чего он хочет от мира, прямо и без страха смотрит в лицо этому миру.
Роль Иди Сэджвик замечательно сыграна, даже можно сказать прожита Сиенной Миллер. Ее героиня – избалованная девочка, мамина-папина дочка, доверчивая и ранимая. Жизнь казалась ей бесконечным праздником, но праздник быстро сменился трагедией. Все отворачиваются от нее. Ее использовали, как вещь, и выбросили, когда она сломалась, пришла в негодность. Иди стала наркоманкой, но наркомания ее не только физическая, но и душевная: от Уорхола, от славы, которую дает приближенность к нему. И «соскочить» она не сможет.
Иди сделала свой выбор. Легче жить вечным ребенком и устраивать «праздники непослушания», чем стать наконец взрослым. Иди так и осталась ребенком, не научившимся нести ответственность за свои поступки, панически боявшимся одиночества. Но мир слишком жесток. И «взрослые дети» гибнут обычно первыми.

Сильные актерские работы делают фильм замечательно достоверным. Создается ощущение документальности съемок. Но кроме того, в картине замечательно воссоздана атмосфера буйных 60-х. Игра с цветом, с красками, стиль и шик эпохи рок-н-ролла, одежда, прически, музыка и сам дух времени – все передано очень цельно и верно. К сожалению, фильм провалился в прокате и получил низкий рейтинг у критиков. Но, по моему мнению, это говорит лишь о недооцененности картины. Я категорически рекомендую фильм к просмотру – он того стоит. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий