четверг, 3 августа 2017 г.

Свои

Производство: Россия
Год: 2004
Режиссер: Дмитрий Месхиев
В ролях: Богдан Ступка, Сергей Гармаш, Константин Хабенский, Михаил Евланов, Анна Михалкова, Наталья Суркова, Федор Бондарчук, Сергей Дьячков, Александр Половцев
Моя оценка: 6 из 10




Тема Великой Отечественной войны, так популярная в советское время, в современном российском кино до недавнего времени вызывала мало интереса. А если и вызывала, то с одной точки зрения – кино надо было снять не так как раньше, а показав «правду войны». Обычно эта правда заключалась в следующих нехитрых утверждениях – «на войне победителей не бывает», «Сталин хуже Гитлера», «трупами завалили», «с пулеметами сзади стояли», «миллион изнасилованных немок», «эсэсовцы тоже люди», «с коллаборационистами было не все так однозначно» и т.п. Если в фильме ничего такого не было, фильм считался допотопным, лживым и совковым.
Фильм «Свои» что называется «попал в струю», в нем вполне была соблюдена главная задача нового времени – «лишь бы не как совок», картина собрала немало положительных рецензий у зрителей и критиков, хотя в прокате провалилась. Прежде всего понравился изобразительный ряд (операторская работа Сергея Мачильского действительно прекрасна), музыка (она идет ненавязчивым завораживающим фоном, и в этих тихих наигрышах слышны и народные мотивы, и современные ритмы), ну и сильнейшие актерские работы. Да, это всё, действительно, можно отнести к достоинствам фильма. Но вот в сюжетные линии и в вопрос «а как это показано» как-то никто из восхищающихся фильмом старается не углубляться. Общее впечатление после просмотра может остаться традиционным для военных фильмов – «наши» герои, немцы плохие. Но давайте все-таки посмотрим повнимательнее.
По сюжету действие происходит в Псковской области в первые месяцы войны. Несмотря на то, что война уже идет и мобилизация объявлена, в городе, который нам показывают авторы, царит полная расслабленность, в штабе пустые разговоры и перекладывание бумажек. И тут абсолютно внезапно (словно они телепортировались) возникают стреляющие фашистские танки, советские солдаты и служащие бестолково мечутся, как всполошенные куры, бегут в панике, – а немцы идут спокойным ровным строем. Кадры бьют по нервам, рапидом – убийства, кровь, смерть, естественно, показывается, как танк давит человека, проезжает по его голове, и тело дергается в смертных конвульсиях. Зритель шокирован жестокостью с первых же кадров, и дальше авторы не дают ему передышки.
Трое героев, как и многие другие советские солдаты, попадают в плен. Герои выбраны не случайно, это, так сказать, образы-знаки: чекист (Сергей Гармаш), политрук Лившиц, еврей (Константин Хабенский) и простой солдат-снайпер Митька (Михаил Евланов). И каждый, естественно, начинает проявлять себя, четко выполняя свою функцию знака.
Политрук еврей, с одной стороны, олицетворяет мысль «красную революцию сделали евреи», с другой, показывает, какие красноармейцы антисемиты и так и норовят заложить несчастного еврея немцам.
Чекист, грубый и хамоватый, четким, отработанным (можно даже сказать, привычным) движением, без всякой рефлексии перерезает горло шантажисту в плену. Герои бегут из плена к отцу Митьки. Отец его пострадал от сталинского режима, он раскулаченный (вот же неожиданность, правда?). Теперь отец староста, отчего у чекиста возникает сильное подозрение, что старик их сдаст немцам.
Старика играет гениальный Богдан Ступка. И это получился единственный положительный образ в произведении. Простой, мудрый крестьянин хочет просто жить на своей земельке, растить детей и внуков, да вот все не дают – сначала проклятая советская власть, теперь вот война. Гениальность Ступки в том, что он, как может, старается обходить схематичность своего образа и заложенную в нем «знаковость». Он стремится создать живого человека, а не схему, вкладывает всю душу в своего героя, стараясь психологически обосновать даже самые нелепые драматургические ходы.     
Вернемся к нашим бойцам. Поначалу у них не видно ни особой смелости, ни мужества, только растерянность и паническое желание жить – любой ценой. Ну, у чекиста еще – пылкое желание бить классовых врагов. Когда они прибывают на хутор, к этим чувствам и желаниям добавляется еще безудержное желание секса (с точки зрения авторов, это естественно, когда вокруг война и немцы). Видимо, в городе красноармейцы были лишены всяких эротических радостей, потому что Митька и чекист чуть ли не из штанов выпрыгивают, увидев пышнотелых сельских бабенок. Митька тут же начинает иметь во всех позах свою подругу Катерину (Анна Михалкова), а чекист немного посопротивлявшуюся для вида Анну. Что характерно, «простые русские женщины» Анна и Катерина спокойно спят с несколькими мужчинами, не будучи ни с одним в браке, – Анна является еще и подругой старика, а Катерина раздает авансы местному полицмейстеру (Федор Бондарчук). Но, видимо, авторы считают, что такое поведение женщин – это норма для русской сельской жизни первой половины 20 века.
Дальше герои начинают совершать «подвиги». Сначала убивают толстого Мишку-полицая. Снайпер Митька убивает его ножом, жутко, долго и неумело тыкает его в живот, а тот все не умирает и не умирает. Митька кричит, корчится и воет от ужаса. Война превращает его в зверя и – мы же помним, да? – победителей на войне не бывает. Что нам, собственно, эта истерика и должна продемонстрировать. 
Чтобы достать оружие, бойцы устраивают диверсию: останавливают мотоцикл с немцами, буквально голыми руками, палками, камнями убивают фашистов. Теперь уже Лившиц в истерическом припадке лупит уже мертвого немца камнем по голове, пока его силой не отрывает чекист.  Получается, что только чекист без истерик убивает людей, ну так на то он и чекистская сволочь, нелюдь, зверь, бандит, ему-то привычно. «Эх, сколько я зарезал, сколько перерезал…»
Дальше у авторов фантазия поиссякла, и они «включают мелодраму». Полицейский (абсолютно фарсовый персонаж, в исполнении Бондарчука просто «ряженый») хочет жениться на Катерине и выставляет старику условие: или устроить ему свадьбу и сдать беглых, или дочки его будут сидеть в тюрьме. То, что такой примитивный ход – или свадьба, или я убью вас всех – уместен только в каком-нибудь индийском фильме, но не в серьезной картине про войну, авторам, видимо, даже в голову не приходит.
Итак, старику надо сделать окончательный выбор – с кем он. И он его делает: вместе с беглецами решается на убийство полицейского. Кончилось деление на «вас» и на «нас». Теперь есть только «свои». Правда, согласья среди «своих» по-прежнему нет. Лившиц погибает, прикрывая отход товарищей. А конфликт между чекистом и стариком наконец вырывается наружу. И здесь мы видим уже третью мужскую истерику, теперь в исполнении чекиста, который животно, низко цепляется за свою никчемную жизнь, умоляя старика не убивать его. Благородный старик отпускает его, а сына отправляет Родину защищать (сцена этого благословения великолепно сыграна Богданом Ступкой).
Помните, у Василия Быкова есть такая повесть «Сотников»? Честный и благородный солдат Сотников и мерзкий Рыбак, желающий остаться в живых любым путем. Вот в этом фильме – все Рыбаки. Слабые, никчемные животные, истерящие по поводу и без. Вообще непонятно, как мы с такими солдатами-Рыбаками войну выиграли.
Хотя нет, вот же авторы вывели нам положительный образ – крестьянин, жертва сталинского режима. Именно на таких стояла и стоять будет русская земля, они и партизанский отряд создадут, и родных защитят, и фашистов убьют без всяких истерик, забыв про свои разногласия со сталинским режимом. Сильные, смелые, благородные. Не то, что всякие евреи-политруки и чекистские трусливые нелюди.
Фильм, несомненно, претендовал на неоднозначность образов и характеров.  Неоднозначность как раз не удалась, образы получились вполне одномерными, в заданной идеологической плоскости. А вот дегероизация советских солдат – вполне состоялась, да.
        

Смотреть фильм онлайн

Комментариев нет:

Отправить комментарий