четверг, 31 августа 2017 г.

Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика

Производство: СССР
Год: 1967
Режиссер: Леонид Гайдай
В ролях: Александр Демьяненко, Наталья Варлей, Владимир Этуш, Фрунзик Мкртчян, Юрий Никулин, Евгений Моргунов, Георгий Вицин, Михаил Глузский, Руслан Ахметов, Нина Гребешкова, Георгий Милляр, Эммануил Геллер, Петр Репнин, Донара Мкртчян
Моя оценка: 10 из 10


После шумного успеха «Операции «Ы» Леонид Гайдай решил снова вернуться к образу Шурика и к любимой народом «троице», сделав их главными героями нового фильма. На сей раз это был уже полноценный фильм, а не сборник новелл, как раньше. И снова комедию ждал огромный успех – 76,5 миллионов зрителей посмотрели ее в первый год проката.
Гайдай сохранил тот же стиль, что и в «Операции «Ы». Неизменные составляющие этого стиля – игра, свобода, лёгкость, динамизм, насыщенность трюками и гэгами, остроумными диалогами и афористичными шутками и замечательной, зажигательной твистовой музыкой А. Зацепина. Лето, молодость, романтика и любовь к красавице – комсомолке-спортсменке. Правда, появилось и кое-что новое.

Действие фильма перенесено в одну из неназванных горных республик. Конечно, Кавказ показан Гайдаем с большой симпатией и добрым юмором. И все же товарищ Саахов – это ярко сатирический персонаж, воплотивший в себе все черты местечковых «князьков-баев» того времени (впрочем, они не слишком изменились и сейчас). А ведь если вдуматься, то персонаж скорее не смешной, а страшный, недаром Этуш хотел играть его вполне всерьез, а не гротесково, как того требовал Гайдай.
Саахов держит себя в своем районе, как царь, здесь всё его, здесь все его слуги (ну ладно, подчиненные). Захотел девушку – а зачем ее о чем-то спрашивать, согласна-несогласна, плохо мы еще воспитываем нашу молодежь, если такое надо спрашивать. Мешок на голову – и кто жених, она узнает на свадьбе. Закон гор, понимаешь. В соседнем районе жених вообще украл члена партии, и ничего. А про советские законы, по которым в общем-то должен жить район, товарищ Саахов вспоминает только когда к нему в дом приходят люди с ружьем.
Забавно, что советский русский студент Шурик, чтобы помочь Нине, никаких привычных способов (например, пойти в милицию, к прокурору) применить не может – в этом далеком горном районе они просто не работают (и опять – как же это знакомо, правда?). Все власти города дружно гуляют на чьей-то свадьбе, все друг другу братья, а стоит Шурику заикнуться о похищении, как его тут же отправляют в психушку (кстати, тоже провидческий момент – принудительное лечение в психушке станет вскоре одним из распространенных методов устрашения).
И тогда Шурик понимает, что с горячим кавказским начальником можно бороться лишь хитростью, наглостью и силой – другого языка он не понимает. И он сам с помощью друга выкрадет Нину, а затем заявится к зарвавшемуся «Ромео» «отомстить за честь сестры». И только тогда начальник завопит: «Я требую, чтоб меня судили по нашим советским законам!» И это тоже неспроста.
В финале фильма есть две ключевые фразочки, которые дают понять, что ожидает товарища Саахова «по нашим советским законам»: «Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!» и реплика Балбеса – «Гражданин судья, а он не может сесть». Конечно, сюжетно она касается ранения вельможной задницы Саахова, но на самом деле ее смысл читается довольно ясно – кто ж его посадит?
В фильме есть еще одна «крамола» – словечко «волюнтаризм», которым козыряет Балбес («Это... как его… волюнтаризм»). Для зрителей 1960-х это была довольно острая шуточка. Ведь буквально недавно сняли Хрущева именно с этой формулировкой – «волюнтаризм». А тут вдруг такое ироничное отношение к этим разоблачениям, смешки какие-то. Сложив воедино все «опасные» моменты, киночиновники хотели напрочь запретить картину. Однако спасение пришло неожиданно. Каждые выходные к Леониду Ильичу на дачу привозили новые фильмы. Кто-то из друзей Гайдая подсунул в отобранные ленты и «Кавказскую пленницу». Брежнев во время просмотра хохотал, как ребенок, после такой реакции какие могли быть запреты и какая цензура?
Действительно, какое счастье, что картину не загубили, не замучили дурацкими поправками, и зрители смогли насладиться и прекрасным юмором, и запоминающимися с первой же ноты песнями, и превосходными актерскими работами. Какой тут смешной Фрунзик Мкртчян! Бесподобный Этуш! Как прекрасна и соблазнительна юная Наталья Варлей!
«Кавказская пленница» – кино очень яркое, летнее, бесстрашное, веселое и заводное, как танец твист, радужное, как надежды «оттепели». И абсолютно не устаревшее. И даже актуальное, как каждый может убедиться сегодня.



  

Комментариев нет:

Отправить комментарий