воскресенье, 3 сентября 2017 г.

Гоголь. Начало

Производство: Россия
Год: 2017
Режиссер: Егор Баранов
В ролях: Александр Петров, Олег Меньшиков, Евгений Сытый, Таисия Вилкова, Артем Ткаченко, Юлия Франц, Евгений Стычкин, Ян Цапник, Сергей Бадюк, Светлана Киреева, Павел Деревянко, Дмитрий Быковский-Ромашов, Мария Мясникова
Моя оценка: 6 из 10


Фильм «Гоголь. Начало» не рекомендуется показывать гоголеведам – ну зачем людей расстраивать J. Ценителям исторической правды – аналогично не нужно ходить на этот фильм, ибо исторической правды там кот наплакал. «Гоголь. Начало» – отечественная попытка снять качественный хоррор в духе постмодернизма и с использованием знаковых фигур нашей культуры. Удалась ли она?

Нельзя сказать, что попытка совсем провалилась. Но и праздновать победу тоже рановато.
Начало довольно лихое. Некое существо, принадлежащее явно к потустороннему миру, убивает девушку и высасывает из нее кровь. Одновременно во время расследования бытового убийства известный следователь Гуро обнаруживает необычные способности у скромного писаря Николая Гоголя, неудачливого начинающего писателя. При виде трупа молодой женщины писарь впадает в своего рода транс и видит некоторые детали убийства, которые помогают изобличить преступника. Когда в Полтавской губернии происходит ряд странных и однотипных убийств девушек, Гуро отправляется туда вместе с Гоголем. И там сыщикам придется столкнуться с самой настоящей чертовщиной – ведьмами, русалками, ожившими мертвецами и таинственным убийцей, так похожим на дьявола.  
Люди, читавшие «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, несомненно заметят отсылки к рассказам из этого цикла, особенно к «Майской ночи», есть тут и знакомые герои вроде кузнеца Вакулы или Солопия Черевика. Использованы и некоторые мотивы из реальной биографии писателя – его неудачное первое произведение, тираж которого он в отчаянии выкупил и сжег, его страх быть погребенным заживо. Сон и явь, земной и потусторонний мир постоянно переплетаются в фильме, запутывая и зачаровывая зрителя.
И всё было бы неплохо. Операторская работа на высоте, спецэффекты в общем-то тоже, сюжет вполне неплох. Ведьма во второй части фильма ну просто «зажгла». Так чего же не хватает?
Во-первых, легкости и игры. Остро не хватает ироничного взгляда на все происходящее. Авторы так увлеклись задачей напугать зрителя и создать напряжение, что фильм вышел тяжелым и неповоротливым, как булыжник, и чересчур депрессивным и мрачным. Он не просчитан по ритму, поэтому тут то здесь, то там возникают провисы, динамика явно прихрамывает, особенно в первой части. А вот во второй – сюжет уже несется чуть ли не галопом, не давая зрителю передышки. Эта неровность явно идет во вред фильму. Фрагменты-ужастики должны были разбавляться юмором и иронией, тем более что для ее использования возможности были огромные. Хорошо если авторы исправят эту оплошность в следующих частях. Пока же все ироничные моменты связаны с Меньшиковым-Гуро, и здесь авторы не побоялись даже прибегнуть к самоиронии и игре с прошлым актерским опытом Олега, например, фразочка «А не хлопнуть ли нам по рюмашке» тут же заставляет вспомнить незабвенные «Покровские ворота». Увы, такие игровые моменты здесь единичны и об этом можно только бесконечно сожалеть.
Отказавшись от ироничного отношения к своему творению, авторы не только «утяжелили» фильм, но и сделали его однообразным. Необычные ракурсы, все эти внезапные гоголевские падения удивляют только первые полчаса, потом они приедаются и даже утомляют. То же самое касается и музыки. Да, она хорошо ложится на всю историю, но увы – она тоже слишком мрачна и однообразна.
Есть претензии и к актерской игре. Увы, уровень некоторых актеров соответствует только уровню самодеятельности. Но больше всего расстраивает дикция. Прислушиваться сквозь шумы к невнятному бормотанию, шепелявой речи и тому подобному весьма тяжело. Судя по дикции молодых актеров, школа культуры речи в учебных кино- и театральных заведениях приказала долго жить. Иначе откуда столько косноязычных молодых «талантов»? «Слышно» по сути только Меньшикова да еще Стычкина. Именно эти два актера и не разочаровали. Меньшиков в роли проницательного следователя просто купается, даже странно, что его не используют (кроме Фандорина) в этом амплуа почаще, но кроме того, актер отлично играет «второй план» своего героя, привнося в этот вполне земной образ какую-то потустороннюю чертовщинку и загадочность. За главным героем (актер Александр Петров) наблюдать не так интересно, молодежи явно еще нужно учиться и учиться.
Несмотря на то, что первый блин вышел комковатым, продолжения истории очень хочется дождаться. Во-первых, есть надежда, что авторы учтут недочеты первой части, во-вторых, зачин для продолжения вышел уж очень лакомым и интригующим. А значит, будем ждать.


  
    
   

   

Комментариев нет:

Отправить комментарий