Производство: Россия
Год: 2017
Режиссер: Егор Баранов
В ролях: Александр Петров, Олег Меньшиков, Евгений Сытый, Таисия Вилкова, Артем Ткаченко, Юлия Франц, Евгений Стычкин, Ян Цапник, Сергей Бадюк, Светлана Киреева, Павел Деревянко, Дмитрий Быковский-Ромашов, Мария Мясникова
Моя оценка: 6 из 10
Год: 2017
Режиссер: Егор Баранов
В ролях: Александр Петров, Олег Меньшиков, Евгений Сытый, Таисия Вилкова, Артем Ткаченко, Юлия Франц, Евгений Стычкин, Ян Цапник, Сергей Бадюк, Светлана Киреева, Павел Деревянко, Дмитрий Быковский-Ромашов, Мария Мясникова
Моя оценка: 6 из 10
Фильм «Гоголь. Начало» не
рекомендуется показывать гоголеведам – ну зачем людей расстраивать J. Ценителям исторической правды – аналогично не нужно ходить на этот фильм,
ибо исторической правды там кот наплакал. «Гоголь. Начало» – отечественная
попытка снять качественный хоррор в духе постмодернизма и с использованием
знаковых фигур нашей культуры. Удалась ли она?
Нельзя сказать, что попытка совсем провалилась. Но и праздновать победу тоже рановато.
Начало довольно лихое. Некое
существо, принадлежащее явно к потустороннему миру, убивает девушку и
высасывает из нее кровь. Одновременно во время расследования бытового убийства
известный следователь Гуро обнаруживает необычные способности у скромного
писаря Николая Гоголя, неудачливого начинающего писателя. При виде трупа молодой женщины писарь впадает в своего рода транс и видит некоторые детали убийства, которые
помогают изобличить преступника. Когда в Полтавской губернии происходит ряд
странных и однотипных убийств девушек, Гуро отправляется туда вместе с Гоголем.
И там сыщикам придется столкнуться с самой настоящей чертовщиной – ведьмами,
русалками, ожившими мертвецами и таинственным убийцей, так
похожим на дьявола.
Люди, читавшие «Вечера на хуторе
близ Диканьки» Гоголя, несомненно заметят отсылки к рассказам из этого цикла,
особенно к «Майской ночи», есть тут и знакомые герои вроде кузнеца Вакулы или
Солопия Черевика. Использованы и некоторые мотивы из реальной биографии
писателя – его неудачное первое произведение, тираж которого он в отчаянии
выкупил и сжег, его страх быть погребенным заживо. Сон и явь, земной и
потусторонний мир постоянно переплетаются в фильме, запутывая и зачаровывая
зрителя.
И всё было бы неплохо.
Операторская работа на высоте, спецэффекты в общем-то тоже, сюжет вполне
неплох. Ведьма во второй части фильма ну просто «зажгла». Так чего же не хватает?
Во-первых, легкости и игры.
Остро не хватает ироничного взгляда на все происходящее. Авторы так увлеклись
задачей напугать зрителя и создать напряжение, что фильм вышел тяжелым и
неповоротливым, как булыжник, и чересчур депрессивным и мрачным. Он не
просчитан по ритму, поэтому тут то здесь, то там возникают провисы, динамика
явно прихрамывает, особенно в первой части. А вот во второй – сюжет уже несется
чуть ли не галопом, не давая зрителю передышки. Эта неровность явно идет во
вред фильму. Фрагменты-ужастики должны были разбавляться юмором и иронией, тем
более что для ее использования возможности были огромные. Хорошо если авторы
исправят эту оплошность в следующих частях. Пока же все ироничные моменты
связаны с Меньшиковым-Гуро, и здесь авторы не побоялись даже прибегнуть к самоиронии
и игре с прошлым актерским опытом Олега, например, фразочка «А не хлопнуть ли
нам по рюмашке» тут же заставляет вспомнить незабвенные «Покровские ворота».
Увы, такие игровые моменты здесь единичны и об этом можно только бесконечно
сожалеть.
Отказавшись от ироничного
отношения к своему творению, авторы не только «утяжелили» фильм, но и сделали
его однообразным. Необычные ракурсы, все эти внезапные гоголевские падения
удивляют только первые полчаса, потом они приедаются и даже утомляют. То же
самое касается и музыки. Да, она хорошо ложится на всю историю, но увы – она
тоже слишком мрачна и однообразна.
Есть претензии и к актерской
игре. Увы, уровень некоторых актеров соответствует только уровню
самодеятельности. Но больше всего расстраивает дикция. Прислушиваться сквозь шумы к невнятному бормотанию,
шепелявой речи и тому подобному весьма тяжело. Судя по дикции молодых актеров,
школа культуры речи в учебных кино- и театральных заведениях приказала долго
жить. Иначе откуда столько косноязычных молодых «талантов»? «Слышно» по сути
только Меньшикова да еще Стычкина. Именно эти два актера и не разочаровали.
Меньшиков в роли проницательного следователя просто купается, даже странно, что
его не используют (кроме Фандорина) в этом амплуа почаще, но кроме того, актер
отлично играет «второй план» своего героя, привнося в этот вполне земной образ
какую-то потустороннюю чертовщинку и загадочность. За главным героем (актер
Александр Петров) наблюдать не так интересно, молодежи явно еще нужно учиться и
учиться.
Несмотря на то, что первый блин
вышел комковатым, продолжения истории очень хочется дождаться. Во-первых,
есть надежда, что авторы учтут недочеты первой части, во-вторых, зачин для
продолжения вышел уж очень лакомым и интригующим. А значит, будем ждать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий