вторник, 26 июля 2016 г.

Ярость

Оригинальное название: Fury
Производство: США
Год: 1936
Режиссер: Фриц Ланг
В ролях: Спенсер Трэйси, Сильвия Сидни, Уолтер Абель, Брюс Кэбот, Уолтер Бреннан, Фрэнк Альбертсон, Морган Уоллес
Моя оценка: 9 из 10

Фильм «Ярость» немецкого режиссера Фрица Ланга – его первый фильм в Америке после эмиграции: из-за прихода нацистов к власти киноклассик был вынужден покинуть Германию. «Ярость» и через 80 лет после премьеры смотрится на одном дыхании и ставит такие моральные проблемы, которые актуальны и сейчас. Режиссер старается ответить на вопрос – есть ли предел человеческой жестокости, и показывает, как быстро нормальный человек, обыватель, оказавшись в толпе, превращается в безумного и жестокого зверя. Конечно, здесь можно увидеть и аллюзии к событиям в Германии, где быстрыми темпами шло превращение людей в фанатичную толпу, и к событиям в самой Америке 20-30-х гг., где «суды Линча» были обычным делом.

Главный герой фильма Джо Уилсон (его играет Спенсер Трэйси) – этакий большой ребенок, добродушный и порядочный. Он любит свою Кэтрин и хочет на ней жениться. Еще у него есть два брата, один из которых – Чарли – уже готов от безысходности связаться с гангстерами. Но Джо убеждает его не делать этого – милый, честный Джо. Для того, чтобы заработать деньги, он уходит с завода и вместе с братьями открывает гараж. Неожиданно дела пошли хорошо, и вот уже на собственной машине Джо отправляется к своей Кэтрин.
Но по пути его останавливают полицейские. Джо подозревают в похищении какой-то девочки. По странному чудовищному совпадению похитители так же, как и Джо, любят орешки, а номер его 5-тидолларовой купюры совпадает с теми, которые были на деньгах в выкупе. По городку мгновенно распространяется весть: поймали одного из похитителей. Озверевшая толпа собирается перед полицейским участком и требует выдачи Джо. А затем просто поджигает здание.
Как же замечательно, ярко Ф. Ланг это показывает! Лица крупным планом – озверевшие, охваченные тупой животной яростью. О похищенной девочке уже все забыли. Наружу вырвался дикий первобытный инстинкт – разрушай, громи, дави! Люди превращаются в животных. Журналисты с кинокамерами радостно все снимают – еще бы, такая сенсация. Мужчины, женщины с детьми на руках стоят и, улыбаясь, смотрят, как сгорает заживо человек. И снова крупным планом – лица, лица, одинаково мерзкие, довольно оскаленные. И только одна несчастная Кэтрин с ужасом смотрит на эту безумную, беспощадную расправу. Пока не теряет сознание.
Вторая часть фильма не менее страшна. Только теперь акценты немного смещаются. Здесь уже показана ярость и ненависть одного человека.
Джо удается выбраться из горящего здания. Он приезжает к своим братьям. Но это уже другой Джо. Не тот тихий, спокойный добрый большой ребенок, который уговаривал братьев жить честно. Теперь Джо одержим местью, яростью. Трэйси гениально играет эту перемену. Пустые, горящие лишь черным огнем злобы глаза, сжатые губы, нервные, резкие жесты. Он решил сам наказать поджигателей. Больше он не верит в американскую демократию и правосудие. Теперь он сам и судья, и палач.
Молодой прокурор старается доказать, что обвиняемые участвовали в самосуде, поджоге, убийстве. Но ложные алиби, подкупленные или запуганные свидетели, – и обвинение рассыпается... Ну как же, в нашем добром городе такое не могло произойти.
Джо слушает по радио пылкую речь прокурора и горько усмехается: глупый мальчик, ничего ты не докажешь. Единственный раз лицо его исказится, словно от боли, когда он услышит голос Кэтрин, ее рассказ, как она ждала его... Джо зажимает уши: никаких расслабляющих воспоминаний, только месть, только ярость.
Настырному прокурору удается найти документальные кадры, на которых запечатлены погромщики. Осталось еще найти какие-нибудь доказательства убийства – тело ведь не нашли. И Джо подбрасывает им анонимное письмо и оплавленное кольцо, которое ему подарила Кэтрин.
Вот и всё. 22 урода приговорены к смертной казни. Они хотели совершить убийство? Теперь они сами будут убиты.
Они хотели совершить убийство. Но ведь не совершили. Ведь Джо жив. Кэтрин догадывается об этом, а вскоре и сама увидит Джо. Но убедить его признаться, что он жив, ей не удается. Джо сейчас одержим местью. Он хочет только смерти своим обидчикам.
Еще одна замечательная сцена, когда Джо мечется в ночь перед вынесением приговора. Ничего, кроме «гениальный, гениальный, гениальный», о Трэйси в этой сцене сказать нельзя. Этот его взгляд, когда он смотрит на витрину, за которой интерьер для новобрачных (они с Кэтрин смотрели на нее вместе), то, как он бежит от слов Кэтрин, как она мерещится ему всюду. После этой сцены выбор Джо, который позволяет ему не опуститься до уровня своих быдловатых линчевателей, смотрится абсолютно оправданно и естественно.
Да, конечно, концовка не обошлась без пафосных слов о замечательной стране Америке. Но это единственный момент ненужного пафоса в этой интересной картине, ярко и психологически реалистично рассказывающей историю человека, который, преодолев себя, смог остаться человеком.      
      


Комментариев нет:

Отправить комментарий