понедельник, 4 июля 2016 г.

15 лучших фильмов Олега Меньшикова


Олег Меньшиков при всей полярности оценок его таланта (от «аааах гениальный» до «фуууу ненавижу») уже несколько десятилетий остается актером № 1 российского кино. Самым загадочным, самым неожиданным и непредсказуемым, чемпионом по количеству слухов, непохожим ни на кого. Меньшиков – он такой один. Вспомним лучшие роли этого великого (да, можно так уже смело писать, – великого) актера.

1. «Родня» (1981) – Кирилл


Именно этот фильм считается началом карьеры Олега, несмотря на то, что до него на экраны вышла лента «Жду и надеюсь». Картина Н. Михалкова дала старт юному дарованию, его стали узнавать и приглашать известные режиссеры. Хотя роль Кирилла совсем небольшая. Героиня Нонны Мордюковой, побывав у своего непутевого Вовчика, решает пристыдить его нынешнюю семью. Со всем своим темпераментом она врывается в дом и натыкается на Кирилла, сына Вовчика. Следует бурный эмоциональный монолог Мордюковой, а в ответ ей – только взгляд. Пронзительный, потемневший взгляд пацана, пережившего немало горя от пьющего отца. Всё настолько ясно читалось в этом взгляде, что роль Кирилла из небольшой превратилась в одну из значительных в картине. (Рецензия на фильм)

2. «Полеты во сне и наяву» (1982) – друг Алисы


Снова небольшая роль и снова маленький шедевр. Герой Меньшикова – антипод Сергея Макарова, героя Янковского. Его соперник, его победитель. Макаров еще из поколения «шестидесятников» – друг Алисы из молодого поколения 80-х, раскованный, отлично танцующий, нахальный от осознания своей неотразимости и силы. В шуточной борьбе на руках он легко, с улыбочкой уложит Макарова и так же с улыбочкой будет наблюдать за его мучениями. Этому представителю нового поколения неведомы полеты ни во сне, ни наяву – он уверенно и прочно стоит на земле обеими ногами, снисходительно пиная ими вот таких слабаков макаровых. (Рецензия на фильм)

3. «Покровские ворота» (1982) – Костя


А вот это был самый настоящий триумф, самая звездная роль. У многих актеров есть такие роли-знаки, роли-коды, по которым тебя навсегда будет узнавать публика, что бы ты ни сыграл потом. Демьяненко – Шурик, Гомиашвили – Остап Бендер, Тихонов – Штирлиц, Ливанов – Шерлок Холмс и т.д. и т.д. У Меньшикова – это Костик из «Покровских ворот». Легкий, улыбчивый, изящный, романтичный. Он, как пламенный моторчик, – всегда в движении, в полете. И вместе с тем – он не просто беззаботный мотылек, а мудрый философ, оптимист, щедро дарящий радость всем вокруг.

4. «Капитан Фракасс» (1984) – барон де Сигоньяк


Скажу сразу, обожаю этот фильм. Мудрый, грустный, чуть тягучий, со своим особым дыханием и своей неповторимой атмосферой. Меньшиков вписался в эту атмосферу просто и естественно. Как ему идут эти старинные наряды, эти волнистые длинные волосы, само это время, когда понятия рыцарства и чести ценились очень высоко. Как хорошо сняты его крупные планы – чистое, благородное тонкое лицо с большими печальными глазами, неуловимая, чуть застенчивая улыбка. Больше ролей такого плана у Меньшикова не было – и об этом можно только бесконечно сожалеть. Его потенциал романтического героя так и не реализовался полностью.

5. «Мой любимый клоун» (1986) – Сергей Синицын


Наверное, далеко не шедевральный фильм. Но здесь впервые партнером Меньшикова стал ребенок (замечательный талантливый мальчик), впервые он играет отца и впервые играет клоуна. Надо сказать, оба амплуа Олегу вполне удались. А еще случился потрясающий дуэт с Владимиром Ильиным. С женщинами вот только не сложилось – ну уж так по сценарию было задумано. :)

6. «По главной улице с оркестром» (1986) – Ф.С. Корольков


Может показаться, что это повторение Костика – такой же обаятельный весельчак, любимец девушек, который за словом в карман не лезет. Но он и другой. Он не рвется за журавлем в небе – ему достаточно и синицы в руках. Он не мечтает о музыкальной славе, хотя и одарен. Ф.С. Корольков счастлив на своем месте и, наверное, научит этому счастью и главного героя.

7. «Моонзунд» (1987) – Артеньев


Старший лейтенант Артеньев – настоящий русский офицер, из тех, для которых Кодекс офицера – это Священное Писание. Несмотря ни на какие революции, он останется верным присяге и Родине и будет защищать ее до конца, даже когда кругом будет ад, смерть и предательство.

8. «Дюба-дюба» (1992) – Андрей Плетнев


Один из самых странных и тяжелых фильмов Меньшикова. Герой его – интеллигент, ставший преступником. Наверное, впервые актером сыгран такой отталкивающий персонаж. Фильм стал переломным в биографии Меньшикова. После него все милые, улыбчивые мальчики «костики» исчезли и больше не появлялись в его фильмографии.

9. «Утомленные солнцем» (1994) – Митя


Вроде бы однозначный герой – НКВДшник, палач, стукач, противоположность «народному любимцу» Котову в исполнении Михалкова. Но Меньшиков старается убрать эту прямолинейность. Он играет глубоко оскорбленного человека, которому сломали жизнь вот такие вот Котовы. А теперь к героическому командарму просто возвращается бумеранг. В машине со  зверски избитым Котовым, Митя сидит с непроницаемым лицом. В нем нет ненависти, злорадства. Он такой же винтик системы, щепка, которая летит, когда лес рубят. Сегодня везут Котова, а завтра точно так же могут везти и его самого. (Рецензия на фильм)

10. «Кавказский пленник» (1996) – Саня


Неожиданным был выбор Меньшикова на эту роль. Вроде бы у тонкого, интеллигентного актера ничего общего с хамоватым, циничным прапором Саней, не отягощенным большим интеллектом. Так что режиссер здесь шел скорее «от противного». Тем не менее сыграл актер убедительно и кроме того, смог вызвать симпатию к своему ершистому герою. Саня-Слай Меньшикова не слабак, не предатель и не смирившийся с судьбой овощ. Смерть свою он встречает достойно и мужественно, как и положено русскому солдату.

11. «Восток – Запад» (1999) – Алексей Головин


Совместный российско-французский фильм, где Меньшиков на фоне французских звезд Сандрин Боннер и Катрин Денев абсолютно не потерялся. Он играет врача, эмигранта, который поддавшись на лживые призывы пропаганды, привозит свою семью в Советский Союз. Здесь их ждут ужасающие бытовые условия, полное бесправие, а его жену-француженку – еще и лагерь. Кажется, что Алексей Головин – конформист, предатель, но на самом деле он все усилия прилагает для того, что его жена и ребенок вернулись во Францию и жили в нормальных человеческих условиях. По сути, он жертвует всем – своей любовью к семье, своим счастьем, своей душой, – организуя их побег. А сам только через много лет сможет соединиться с ними...

12. «Доктор Живаго» (2005) – Юрий Живаго


Образ из романа Бориса Пастернака, ставшего уже классикой. Образ человека на переломе эпох. Формат сериала дал возможность зрителям наблюдать за изменениями в судьбе доктора Юрия Живаго на протяжении нескольких десятилетий. Первая мировая война, революция, трагедия Гражданской войны... Герой Меньшикова сумел пройти все испытания и сохранить себя как личность, свой поэтический дар. Это чуткий философ, независимый и – неприкаянный, одинокий, несмотря на двух любящих женщин.

13. «Золотой теленок» (2005) – Остап Бендер


Не самый удачный фильм, прямо скажем. Хотя, если и затевать такой проект, – то, конечно, кто как не Меньшиков? Он смог не повторить предыдущих Бендеров и создать своего. Он играет не циничного веселого пройдоху, а одинокого, непонятого романтика, которому неуютно в этой стране, неуютно в этом времени. В фильме придумали счастливую (вроде бы) концовку, женитьбу Бендера и Зоси, но если идти из логики характера, который выстраивает Меньшиков, – это не счастье. Бендер просто навсегда лишается своей мечты, своего Рио-де-Жанейро. Теперь только карьера управдома, без вариантов.

14. «Статский советник» (2005) – Эраст Фандорин


Самые сложные роли в фильмах – роли положительных героев. А роли сыщиков в детективах и вовсе часто превращаются в чисто функциональные – они двигают сюжет, и всё, характеры обычно не важны. В этом фильме ситуация была осложнена еще и тем, что на первое место вышел герой Никиты Михалкова – князь Пожарский. Не потеряться на фоне бенефиса Михалкова под силу было только Меньшикову. Олег Евгеньевич вновь играет русского офицера, для которого понятия «честь» и «достоинство» – не пустые слова. Это настоящий патриот России. Но счастья для нее он не будет добиваться любым путем, как Пожарский. Честное служение ей – превыше всего для него. (Рецензия на фильм)

15. «Легенда № 17» (2012) – Анатолий Тарасов


По сути, это тоже продолжение одной из главных тем Олега Меньшикова в кино – темы честности, человеческого достоинства и настоящего, не показушного патриотизма. Жестокий, беспощадный к себе и к другим Тарасов не сгибается и перед власть имущими, перед самим генсеком. Потому что «неважных матчей не бывает». Потому что честь сборной и честь страны – для него дороже всего. Наверное, поэтому наши спортсмены тогда и выигрывали... (Рецензия на фильм)

Сейчас Олег Меньшиков, на радость своим поклонникам и почитателям, продолжает совмещать активную работу в театре и в кино. И думаю, мы еще не раз будем восхищаться его талантом, радоваться и грустить вместе с его такими разными и такими запоминающимися героями.                            
      




Смотрите фильмы с Олегом Меньшиковым онлайн:




Комментариев нет:

Отправить комментарий