вторник, 5 июля 2016 г.

Свой среди чужих, чужой среди своих

Производство: СССР
Год: 1974
Режиссер: Никита Михалков
В ролях: Юрий Богатырев, Анатолий Солоницын, Сергей Шакуров, Александр Пороховщиков, Николай Пастухов, Александр Кайдановский, Никита Михалков, Николай Засухин, Александр Калягин, Константин Райкин, Александр Адабашьян, Борис Галкин
Моя оценка: 9 из 10

«Свой среди чужих, чужой среди своих» стал дебютным фильмом Никиты Михалкова. И молодой режиссер решил впихнуть в свой фильм всё – все жанры, стили и направления. В результате получилась странноватая эклектика, лихая и очень притягательная.

В картине смешаны вестерн и молодой Тарковский, советский революционный фильм и мюзикл, детектив и «фильм про басмачей», реализм и авангардизм. Действие то вдруг неожиданно замедляется, замирает, начинается неторопливое «рассматривание», «всматривание» в окружающее, то сюжет вновь несется вскачь, как в самом бойком «экшне». В картине используется и цветная, и черно-белая пленка, флэшбэки и сны, телеграфные строчки перерезают кадр, а проблески сознания Шилова показаны чисто в авангардистском стиле. Фильм пестрит цитатами и аллюзиями – от вестернов Клинта Иствуда до картин Эйзенштейна, здесь настоящая россыпь архетипов и узнаваемых образов.
Завязка картины – практически детективная. Действие происходит в одном алтайском городе, после Гражданской войны. Красноармейцы решают отправить в Москву реквизированные у буржуазии ценности на сумму около полумиллиона рублей. Однако золото похищено, люди, перевозившие его, – убиты. Подозрение в сотрудничестве с бандитами падает на Егора Шилова. Теперь он должен доказать, что он «свой», должен вернуть пропавшее золото и найти «чужого» среди «своих».
Выбор актеров во многом тоже неожиданный и такой же «эклектичный» – от любимых актеров Тарковского Солоницына и Кайдановского до театрального и эксцентричного Райкина.
Главную роль – Егора Шилова – играет Юрий Богатырев, ставший впоследствии любимым актером Никиты Михалкова, его своеобразным талисманом, без которого не обходилась потом практически ни одна его картина. Роль сделана, что называется, «на преодоление», потому что мягкий и совсем не агрессивный Богатырев был очень далек от мужественного и решительного Шилова. Он не умел ни драться, ни скакать на коне. Тем не менее актер показывает просто чудеса перевоплощения, и в картине мы видим просто-таки супергероя «без страха и упрека», который немногословно и жестко разбирается со своими врагами.
Интересны и разнообразны образы друзей Шилова. Забелин в исполнении Сергея Шакурова – это чистый Макар Нагульнов с его черно-белым восприятием мира и ненавистью к бумажной работе. Его противоположность в картине – неторопливый и спокойный увалень Кунгуров (Александр Пороховщиков), рассудительный, интеллигентный и какой-то абсолютно «несоветский», из того старого, дореволюционного времени. Анатолий Солоницын играет секретаря губкома Сарычева. Именно он будет вести основное следствие. Умный, цепкий, наблюдательный, ответственный, он много сделает для того, чтобы вернуть Шилову его честное имя.
Из отрицательных героев запоминаются образы Брылова (Никита Михалков) и Лемке (Александр Кайдановский). Брылов, вальяжно заявляющийся на ограбление поезда, изображающий из себя крутого главаря банды, оказывается мелким подонком, трусом, способным выстрелить в спину и предать и продать всех и вся. Образ Лемке более многогранен. Но и у него жажда наживы перевесила все остальные чувства и убеждения. Он будет надменно отвечать Шилову: «Пошел вон, хам», вспомнив свои дворянские замашки, но он так и не поймет, почему правда не на его стороне, а на стороне этого краснопузого. «Господи, ну почему ты помогаешь этому идиоту, а не мне»? – в отчаянии кричит Лемке. Он не понимает, почему дурак Шилов отказывается поделить золото и удрать – это же огромная сумма, почему он не убегает, имея на руках целое состояние, почему не бросает его, раненого? Он так и не поймет этого, ограниченный и замкнутый на себе Лемке. Они с Шиловым – из разных миров.
Еще один главный герой в картине – это музыка Э. Артемьева. Именно она является той скрепой, которая прочно соединяет разномастные сюжетные линии и фрагменты. Наиважнейшая роль отведена ей в конце фильма. Наверное, на 90% именно она «сделала» финал.
Уставший до предела Шилов замечает машину, где уезжают его друзья. У него нет сил крикнуть, нет голоса позвать их. У него остался лишь шепот, невнятный вскрик. Но они – наитием, чутьем, сердцем – услышали, увидели его. И бегут к нему. Спотыкаясь и падая, плача и смеясь, бегут к нему и – музыка, высокая, безграничная и торжественная, как небо, как счастье, – заполняет все пространство,  и души героев, и души зрителей.
И вот за этот финал, за это ликующее счастье, трудное и выстраданное, за слёзы друзей – и ушедших, и еще живых, за наши слезы, от которых невозможно удержаться, и, конечно, за великую музыку Артемьева, – прощаешь сразу всё: и сумбур, и смешение всех жанров, и нарушение логики. Всё это моментально уходит на второй, третий, ...надцатый план, и остается только четверо друзей, их святая дружба, пронесенная сквозь годы и сохранившаяся в нелегких испытаниях.       
    





Комментариев нет:

Отправить комментарий