пятница, 18 сентября 2020 г.

Прах времен

Оригинальное название: Dung che sai duk
Производство: Гонконг, Тайвань
Год: 1994
Режиссер: Вонг Кар-Вай
В ролях: Лесли Чун, Тони Люн Чу Вай, Бриджит Линь, Мэгги Чун, Джеки Чун, Тони Люн Ка-Фай, Карина Лау
Моя оценка: 7 из 10


На первый ‒ поверхностный взгляд ‒ этот фильм относится к серии картин о «летучих воинах», о боевых искусствах Китая и их мастерах. Действительно, внешние приметы такого жанра в фильме Кар-Вая есть. В центре повествования ‒ мужчина-воин, наемник, который оказывает желающим услуги определенного рода. Такой сюжет подразумевает наличие в картине эффектных поединков, мотивов гордости и мести и многочисленных китайских исторических культурных кодов, понятных только жителям Востока. Всё это в наличии.

Однако Кар-Вай не был бы Кар-Ваем, если бы снял просто жанровое кино. Историю о воине он наполняет многочисленными философскими размышлениями и сюжетными ответвлениями. По сложности переплетений судеб героев «Прах времен» напоминает романы Маркеса, пути персонажей так же пересекаются, сходятся, расходятся. Совпадения, встречи и случайные смерти создают калейдоскопическое полотно, которому, на мой взгляд, все же не хватает цельности и единства.

В этой пестроте героев и событий все же можно выделить ключевые линии, которые стремится провести автор.

Прежде всего ‒ это любовная линия, взаимоотношений двух полов. Здесь наблюдаем сплошные несовпадения, безответные чувства, нелюбовь и даже ненависть. Центральный женский образ ‒ женщина с раздвоенным сознанием, в которой борются Инь и Ян, две сущности одного человека. Скорее всего, образ этот символизирует борьбу человека с самим собой, со своими тайными желаниями, невозможность их воплощения в земной жизни, безответность чувств и нереализованный эротизм.

Вторая важнейшая линия ‒ память и забвение. Друг главного героя приносит ему волшебное вино, выпив которое человек забывает свое прошлое, все свои неудачи и страдания. Можно начать жизнь словно с чистого листа. Друг выпивает это вино, но герой не соглашается на такой поступок. Пусть в прошлом одна боль ‒ но без прошлого нет настоящего и нет будущего. Без памяти нет человека.

Еще один ключевой персонаж в фильме ‒ слепой юноша. С ним связан мотив слепоты и зрячести (конечно, не только физических), прозрения, видимого и невидимого, явного и скрытого.

Наконец, с поединками и профессией героя тесно связана тема жизни и смерти, мести и прощения, предназначения человека.

Вся эта смысловая многослойность облечена в удивительно красивую форму. Цвет, свет, грим, костюмы, жесты и движения, ‒ кажется, всё выверено и всё на своем месте, до последней мелочи. И если сюжет трудно понять без предварительного прочтения синопсиса, то любителям живописной картинки, что называется, смотреть обязательно, большое эстетическое удовольствие будет обеспечено.           



Комментариев нет:

Отправить комментарий