воскресенье, 2 декабря 2012 г.

Схватка

Оригинальное название: Elaan
Производство: Индия
Год: 2005
Режиссер: Викрам Бхатт
В ролях: Митхун Чакраборти, Рахул Кханна, Арджун Рампал, Амиша Патель, Джон Абрахам, Лара Датта, Чанки Пандей
Моя оценка: 7 из 10


Этот фильм мог бы стать более успешным проектом, если бы не чрезмерная затянутость (фильм можно было бы спокойно сократить минут на 40-50), слабоватый сценарий и если бы не такая разнородная и разностильная игра актеров. Надо сказать, молодые актеры – Арджун Рампал, Джон Абрахам, Рахул Кханна – играют очень неплохо, герои «без страха и упрека» из них получились отличные, а у Арджуна есть и замечательные сильные психологические сцены. Но игра девушек – ни в какие ворота. Если флегматичная Лара еще пытается что-то изобразить в чисто индийском ключе, то кривляния Амиши Патель (а актерской игрой это вообще не назовешь) раздражают, начиная с самого первого ее появления. Абсолютная неудача. Бандиты все получились тоже типично «индийские», без грамма психологизма, тупые и трусливые уроды с понтами. Митхун же играет свой собственный фильм, в своем стиле, абсолютно выбиваясь из общей струи «среднего боевика».
Так что этот фильм, несмотря на обилие персонажей, для меня останется Фильмом Одного Актера. Итак, Баба Сикандр, каким играет его Митхун.

Сначала он просто бесит своей театральностью. Убийца, вымогатель, террорист – да кем он себя вообразил?
Все его реплики – точны и выверены, как реплики в пьесе, в каком-нибудь «Фаусте». Ни одного лишнего слова, ни одной неправильно построенной фразы – да и не фразы это – сплошь афоризмы. Все костюмы продуманы до последней мелочи. Стиль – во всем. Имидж – всё.
«Сколько раз я пытался быть хорошим, и каждый раз меня заставляли быть плохим», - это говорится, несомненно, для зрителей-соратников, окруживших его восторженной толпой. Не веришь ни одной фразе (как же, пытался волк влезть в овечью шкуру), но с каким пафосом это говорится! Как красиво прикрываются глаза! Какая вселенская скорбь на лице – эх, бедные вы бедные, глупые люди. Ну что ж – видит бог, я этого не хотел.
А приговор-то уже давно вынесен. С первой фразы в телефонной трубке – «нет». И теперь только остается придумать – как. Чтобы поэффектнее. Чтобы красиво. Чтобы надолго запомнилось.
Баба сам себе в своем театре определил роль Бога. Он и главный актер, и главный режиссер, и сценарист, и кукловод – все ниточки в его руках, и сейчас куклы послушно разыграют спектакль, который он придумал, – «Убийство отца Карана».
А затем акт второй – звонок сыну, поковыряться в его ране («Ты, наверное, вспоминаешь, как посоветовал отцу не платить деньги...»). Все мысли этих людишек он читает, как открытую книгу.
Баба искренне верит в свою силу, и весело смеется, когда Каран – эта кукла, безмозглая марионетка Каран, – вдруг говорит ему, что поймает его и привезет в Индию.
Неприятности начинаются, когда друзья спасают Абхиманью и Соню. Впервые так хорошо, так красиво выстроенный спектакль «Похороны влюбленных» с таким классным антуражем (в горах, с выкопанной собственными руками могилой, с надгробной речью Салима) проваливается с треском. Из-за змееныша Карана и полицейского Арджуна. На лице Бабы – не страх, не злость, а скорее интерес. Что такое? Куклы взбунтовались? Актеры посмели говорить «отсебятину»? Ну что ж – видит бог, я этого не хотел.
А между тем щенки показывают зубы. Первым погибает Салим – друг детства. Вот тут и оказывается, что и у великого Бабы есть слабое место.
Он с усмешкой слушает по телефону Карана, смеется («Я испугался... ой, как я испугался...»), пока тот не сообщает ему о смерти Салима. Как мертвеет сразу лицо Бабы... Оказывается, он по-настоящему любит их, этих своих никчемных, глупых, малоразвитых братьев. Невозможно забыть лицо Сикандра-Митхуна над гробом Салима, слезы на его глазах. Здесь он уже без маски Бога, он не великий – здесь он просто человек...
Игра пошла всерьез. Совсем другая – но все равно игра. Баба Сикандр хочет убить героев, но сделает он это не просто так. А эффектно. Красиво. Чтобы надолго запомнилось. Пепел Салима стучит в его сердце. Жизнь за жизнь – поэтому Баба забирает жизнь Арджуна. Не сразу – сначала чуть ли не с интересом, как из партера, наблюдает за тем, как отчаянно Арджун пытается вырваться из западни и вытащить своих друзей. А затем – в самый нужный, кульминационный момент – стреляет. Холодно, без всякой ненависти. Арджун свою роль сыграл. И сыграл неплохо, надо признать, Баба им даже восхищается. Но – «Солнышко встало, пора умирать...» Занавес.
Финальный акт трагедии.
Баба  не видит – только слышит, как проходит действие.
«Малыша застрелили!..» «Ты убил моего брата Самира!»
Оставшегося в живых брата он убьет сам – брат слабый, он не выдержит дальнейшего пути.   
По этой единственной дороге он может пройти только сам. Один. Это его роль. И его триумф.
И Баба выходит на сцену. Орут, машут пистолетами мальчишки-мстители. Но в их криках – нет смысла. Эти крики ему – как аплодисменты. И Баба улыбается. Потому что победитель. Потому что – великий. Он доказал это сейчас и мальчишкам, и самому себе. Он сам установил, сколько длиться спектаклю. Сам поднял этот занавес. Сам его и опустит.
Суд.
Каран не отрываясь смотрит на Бабу. И нет в этом взгляде ненависти. Только непонимание – как? Как? И взгляд победителя в ответ – учись, малыш.
Приговор. «Солнышко встало, пора умирать...» Занавес.


 Клипы из фильма:

3 комментария:

  1. Полностью согласна. Фильм ОДНОГО АКТЕРА.ОН то уж со своей ролью точно справился.

    ОтветитьУдалить
  2. Да, при всей моей любви к Арджуну и Джонику - увы, отрицательный образ, созданный Митхуном, полностью затмевает положительные.

    ОтветитьУдалить
  3. Это же как нужно было суметь снять фильм, чтобы мне, как зрителю, хотелось гибели положительных героев и как можно скорее. Наверное, фильм задумывался иным, но оказался откровенно скучным, затянутым и очень наигранным. Единственные сцены, которые выводили из состояния полудремы и вызывали интерес, были с Митхуном Чакраборти. Для меня осталось загадкой, как можно было связать провал фильма с его участием в нем. Он со своей ролью справился на 100% в отличие от режиссера, сценариста, композитора и т.д.

    ОтветитьУдалить