Писать про Олега Даля очень
сложно. Наверное, потому, что такого неповторимого, необычного актера в нашем
искусстве не было, нет и вряд ли будет. Со времени его смерти прошло уже больше
30 лет, а споры о его личности не утихают до сих пор. Кто-то безоговорочно
причисляет его к гениям, кто-то считает капризной звездой, неуживчивым и скандальным
человеком. Олег менял театры, мог бросить уже репетируемые спектакли, мог
отказать именитым режиссерам, таким, как Гайдай, Рязанов, Митта, Козаков. Да,
со стороны может показаться – сумасброд, ну чего тебе не хватало? А это просто нежелание
врать, ни зрителям, ни самому себе. Лучше сняться в какой-нибудь «Золотой мине»
у режиссера-единомышленника, чем значимую роль, но у человека, абсолютно
далекого по взглядам. Даль, как мог, пытался преодолеть зависимость актерской
профессии, отсюда эта требовательность к режиссерам и тщательность в выборе
ролей. В его фильмографии практически нет проходных работ. Вспомним лучшие
фильмы и телеспектакли Олега Даля.
1. Мой
младший брат (1962) – Алик Крамер
Первый фильм Олега Даля был снят
по повести «Звездный билет» Василия Аксенова. И действительно, роль Алика
оказалась для юного актера «звездным билетом», благодаря которому на него
обратили внимание режиссеры и театра, и кино. Алик – начинающий поэт, с весьма
высоким мнением о себе, смешной и трогательный, открывает для себя большой мир,
где есть и Бах, и романтика, и тяжелый труд, и верная дружба.
2. Первый
троллейбус (1963) – Сеня
3.
Человек, который сомневается (1963) –
Борис Дуленко
4. Женя,
Женечка и «катюша» (1967) – Женя Колышкин
5. Хроника
пикирующего бомбардировщика (1967) –
Женя
Соболевский
6. Старая,
старая сказка (1968) – Кукольник и Солдат
Фильм, после которого к Далю
пришла настоящая слава. Надежда Кошеверова сразу обратила внимание на
талантливого студента и уже никого другого в роли веселого солдата не
представляла. У нее сложились очень теплые отношения с Олегом, который потом всегда
соглашался сниматься у нее и называл ее «Моя Куросавочка». Кошеверова
замечательно раскрыла комедийный и лирический дар молодого актера. Интересно,
как в этом фильме Даль создает два разных образа – неунывающего хитроумного
Солдата, настоящего победителя, и бедного Кукольника, мечты которого разбиваются
о жестокую реальность. Веселую и грустную сказку Кошеверовой и сегодня обожают
и дети, и взрослые. (Рецензия на фильм)
7. Король
Лир (1970) – Шут
Это настоящая вершина в
творчестве Олега Даля. Актер смог найти очень верную интонацию для шекспировского
образа. Шут – как определял этот характер режиссер Г. Козинцев – мальчик из
Освенцима, обреченный на смерть, которого заставляют петь веселые песни, когда
душа его плачет. Он как нелюбимая собачонка, всегда готовая к побоям. Но тем не
менее только он говорит правду своему королю. А еще Шут – это символ искусства,
унижаемого, брошенного в грязь, но все равно возвышающегося над этой грязью,
над этим грубым и жестоким миром.
8. Два
веронца (фильм-спектакль, 1971) – Валентин
Фильм-спектакль поставлен по
ранней пьесе Шекспира. Спектакль простенький, но замечательный актерскими
работами. Вместе с Далем тут в паре Юрий Каморный. Поэтому интересно не столько
следить за сюжетом, сколько наблюдать за двумя этими красавцами, за тем, как
они ходят, говорят, носят костюмы и ухаживают за дамами. К счастью, этот
фильм-спектакль не был потерян и не так давно появился в сети. Так что смотрите
и получайте эстетическое наслаждение.
9. Тень
(1971) – Ученый и его Тень
Еще одна философская сказка
Кошеверовой, и снова у Олега две роли, на сей раз антиподы: бесконечно добрый и
умный Ученый и воплощение всех человеческих пороков – Тень. Даль настолько
убедителен в каждой из ролей, что кажется, играют два разных актера. Другое всё
– взгляд, голос, жесты, походка. Нужно ли говорить о прекрасной пластике
актера, благодаря которой образ Тени получился жутким, зловещим, но в то же
время и жалким.
10. Земля
Санникова (1973) – Евгений Крестовский
11. Плохой
хороший человек (1973) – Лаевский
Уже в самом названии фильма
заложена неоднозначность центральных образов. Кто из них плохой, а кто хороший?
Вначале кажется, конечно, плохой – это Лаевский. Бездарно прожигает свою жизнь,
пьет, живет в долг и хочет сбежать от женщины, которую соблазнил. Но постепенно
актер заставляет нас понять своего героя, понять и даже посочувствовать ему.
Когда он стоит под дулом пистолета фон Корена и шепчет «Кончена жизнь», его
невероятно жалко. Жаль его и в финале, робкого, сломленного, униженно
кланяющегося фон Корену. Сатирический образ вдруг возвышается до самой
настоящей трагедии, и Даль в полной мере заставляет нас почувствовать эту
трагедию. (Рецензия на фильм)
12. Домби
и сын (фильм-спектакль, 1974) – Каркер
Одна из немногих отрицательных
ролей у Даля. Каркер – большой хитрец и искусный манипулятор. Он привык
управлять ситуацией и играть чужими судьбами. Но однажды его настигает
настоящая страсть – к жене своего патрона. Судьба жестоко отомстит ему – его
любовь безответна, а прежнее высокое положение он потеряет навсегда. Надо
сказать, в этом фильме-спектакле, слишком спокойном и даже немного сонном,
драматичная линия Каркера очень оживляет сюжет и вносит хоть какое-то
напряжение.
13. Ночь
ошибок (фильм-спектакль, 1974) – Марлоу
14.
Вариант «Омега» (1975) –
Пауль
Кригер, он же советский разведчик
Сергей Скорин
Отличное разрушение стереотипа.
Даль, которого привыкли видеть в ролях рефлексирующих и немного истеричных
интеллигентов, вдруг играет советского разведчика, сильного, мужественного, сдержанного,
который отлично ведет опасную игру с врагом и выходит победителем в этой игре. (Рецензия на фильм)
15. Не
может быть (1975) – Барыгин-Амурский
Есть одно непременное условие
для актеров, которые снимаются у Гайдая, – они должны в полной мере владеть
эксцентрикой. Даль в очередной раз показывает широту своего актерского
диапазона, просто купаясь в этой эксцентрической комедии и с легкостью
перевоплощаясь в Барыгина-Амурского, красавца, эстета и любителя женщин.
Легкий, изящный, как мотылек, он идет по улице на свидание – нет, не идет,
порхает, поет песню про Купидона, и каждый жест его красив, каждое движение
эстетично, даже когда хулиган попадает ему из рогатки в пятую точку. А дома у
любимой Зиночки – это же целый аттракцион эмоций, за которым наблюдать одно
удовольствие!
16.
Страницы журнала Печорина
(фильм-спектакль, 1975) –
Печорин
Наверное, у каждого человека
«свой» Печорин. Мне очень близок Печорин Олега Даля, именно таким я этого
лермонтовского героя всегда представляла
– холодным, разочаровавшимся во всем, циничным даже, но сохранившим
представление о благородстве и чести. «И скучно, и грустно, и некому руку
подать...» – это о его психологическом состоянии. Да, Печорин играет женскими
сердцами, походя разбивая их, но он не хотел убивать Грушницкого. Выбора у него
не было – Грушницкий не оставил бы его в покое. После дуэли в глазах Печорина –
слезы. Он единственный оплакивает этого нелепого человека. И жизнь его еще
больше погружается во мрак.
17. Вечно живые (фильм-спектакль, 1976) –
Борис Бороздин
Возможно, после «Летят журавли»
не все примут такую трактовку пьесы В. Розова. Но мне спектакль «Современника»
очень нравится, и на мой взгляд, он получился не менее достойным, чем фильм.
Олег Даль играет здесь Бориса Бороздина. Молодой человек, имея бронь от своего
завода, тем не менее уйдет добровольцем на фронт. Уйдет – и героически
погибнет. Конечно, напрашиваются сравнения с Баталовым, создавшим образ Бориса
в фильме. Но они очень разные. Борис Баталова – уверенный в себе, твердо
стоящий на ногах, и гибель его – скорее трагическая случайность. В герое Даля
чувствуется нежность, хрупкость и какая-то обреченность с первых кадров. Когда
видишь сцену прощания с ним родных, не оставляет ощущение, что он, словно
предчувствуя свою гибель, прощается с ними навсегда. Они еще не знают – он
знает.
18.
Обыкновенная Арктика (1976) – Антон Семенович
Этот фильм не часто показывают
по ТВ и выпустили его на экраны в советское время, как мне думается, только
благодаря имени Константина Симонова. Фильм очень жесткий, абсолютно не
парадный и показывает быт и работу полярников без всяких прикрас. Даль играет
нового руководителя одной проблемной бригады строителей. Он жесткий, колючий и холодный,
как этот арктический лед. Но постепенно понимаешь, что это всего лишь маска, а жестоким
его сделали обстоятельства и пережитое горе.
19. В
четверг и больше никогда (1977) – Сергей
В экранизации «Заповедника» А.
Битова центральными становятся взаимоотношения матери и сына. Мать живет и
работает в заповеднике, здесь природа, редкие животные и чистые люди. Сергей –
городской житель – приезжает сюда на один день и поневоле становится
разрушителем этого мира. Он убивает беззащитную косулю, хотя охотиться в
заповеднике запрещено. Он разбивает сердце любящей Вари, которая ждет от него
ребенка. Да и со своей нынешней подругой Гражиной он расписываться не хочет. Старая
мать умирает, так и не успев наговориться с сыном, сказать ему что-то важное. И
тот мучается от своей вины. Но изменить себя не в силах. Фильм А. Эфроса можно
считать подступом к теме растущей пропасти в душе человеке, теме духовного
бесчувствия, которая затем так ярко прозвучит в фильме «Отпуск в сентябре».
20.
Золотая мина (1977) – Брунов (он же Косов)
Обычный советский детектив,
крепкий, профессиональный, но в общем, ничего особенного. Из серии «Если кто-то
кое-где у нас порой». Даль играет преступника, который именно из тех, кто
«честно жить не хочет». Тем не менее банальный образ злодея стал одним из самых
ярких в картине и одной из самых любимых зрителями ролей Олега Даля. Актер не
пытается найти в Косове какие-то положительные черты – нет, это настоящий волк,
хитрый и жестокий, способный на убийство. Но при этом у него просто
магнетическое обаяние. Знаменитая сцена в кафе в дуэте с Любовью Полищук,
сцена, которая длится несколько минут и содержит какой-то незначащий диалог,
наполнена таким мощным любовным подтекстом, что только ради нее можно
рекомендовать смотреть этот фильм.
21. Как
Иванушка-дурачок за чудом ходил (1977) – Иванушка
Третья работа Олега Даля с
Надеждой Кошеверовой. Вроде бы не по возрасту эта роль – Иванушки-дурачка,
актеру уже 36. Зачем же режиссер выбрала именно его? На мой взгляд, Олег Даль
играет здесь не просто фольклорного дурачка, он играет блаженного. Тех, которых
очень почитали на Руси. Иванушка доверчивый и вместе с тем смекалистый, он
никогда не врет и не может никого обидеть, никому никогда не сделает зла. И
встречаясь с ним, меняются окружающие люди. Отказывается от злодейства нянька
Варвара, вдруг заговорит совесть у конокрада. Восхищенный честностью и чистотой
души Иванушки волшебник подарит ему волшебную табличку – пиши на ней любые свои
желания, всё исполнится. И Иванушка не напишет ничего для себя. Даже когда
узнает, что его Настя полюбила мерзавца. Он напишет не «пусть она полюбит
меня», а «пусть мерзавец станет хорошим человеком». Что это, как не поступок
святого?
22. Личное
счастье (1977) – Александр Канавин
Скажем так, абсолютно не
шедевральный фильм. Но даже в таком фильме роль значима для Даля. Во-первых,
тут есть интересный фрагмент из «Женитьбы Фигаро». Герой Даля – актер, и он
очень талантливо играет Фигаро. Но талант, как прыщ, может вскочить на любом
лице. И вот уже актер открывает другую сторону личности Канавина. Тот
по-быстренькому накропал пьеску на востребованную тему – о местной подпольщице.
Пьеса бездарная. И актрису, свою подругу, которая отказалась играть в этой гадости,
он, по сути, выживает из театра. О, такой тип «коллег» был очень знаком Далю. И
играя Канавина, он несомненно подразумевает под ним тех завистливых бездарей,
которые не раз отравляли ему жизнь.
22.
Расписание на послезавтра (1978) –
Андрей Андреевич
23. Отпуск
в сентябре (1979) – Виктор Зилов
24.
Приключения принца Флоризеля
(другое
название –
«Клуб
самоубийц,
или Приключения титулованной особы», 1979) –
принц
Флоризель
С ролью принца Олег Даль
справился абсолютно. Высокий, красивый, аристократичный, элегантный Флоризель
моментально вызывал симпатии зрителей. Плюс ко всему образ был насквозь
ироничный. Все эти принцы, бриллианты, преступники – это всего лишь игра, легкая
и изящная. И Даль с Игорем Дмитриевым и Банионисом великолепно ведут свои
партии в этой игре.
25. Мы
смерти смотрели в лицо (1980) – Борис Корбут
Довольно тяжелый фильм и сложный
образ. По сюжету армейское руководство поручает красноармейцу и бывшему
балетмейстеру Корбуту собрать танцевальную труппу, чтобы гастролировать и
поднимать дух бойцов. И он вспоминает о своих воспитанниках, оставшихся в
блокадном Ленинграде. Он едет за ними, собирает всех оставшихся в живых. Дети
ослаблены, ходить не могут, не то, что танцевать, они буквально между жизнью и
смертью. И он отвоевывает их у смерти, снова дает им смысл жизни, снова
возвращает их в искусство. Борису бесконечно тяжело, он уже потерял родных, он
не уверен в успехе своей безумной затеи, он сам едва не утратил интереса к
творчеству. Но он знает: если дети будут танцевать, они будут жить. Значит, уже
не будет блокадного Ленинграда, не будет голода, будет хоть какой-то паек и
надежда на жизнь.
26.
Незваный друг (1980) – Виктор Свиридов
Через несколько дней после
выхода своего последнего фильма Олег Даль ушел из жизни. Сердце. Хотя «версий»
его смерти, существует много. Часто говорят о самоубийстве. Все возможно,
учитывая тот прессинг, под которым он жил. Но так ли важно, почему ушел. Больно
оттого, что слишком рано ушел, что многое не успел осуществить, что многие –
именно его – роли так и остались
несыгранными.
И ломать меня ломали,
И терзать меня терзали,
Гнули, гнули до земли,
А я выпрямился...
Я не клялся, не божился,
Я легко на свете жил.
Хоть в четыре стенки бился,
Волком на луну не выл...
Можно плюнуть с горки в реку,
Поднатужиться, напрячься
И подпрыгнуть на вершок.
Можно душу человеку
Измолоть на порошок...
Ах, ломать меня ломать...
Ах, терзать меня терзать!..
Олег Даль. Прогулки с котом
(зима, Монино, 1981). Одно из его последних
стихотворений.
Смотреть фильмы с Олегом Далем онлайн
Обыкновенная Арктика:
Золотая мина
Отпуск в сентябре
Спасибо, очень интересная статья.
ОтветитьУдалить