Производство: Россия
Год: 2008
Режиссер: Александр Прошкин
В ролях: Дарья Мороз, Михаил Евланов, Сергей Маковецкий, Евгения Глушенко, Анна Михалкова, Сергей Бехтерев, Дарья Екамасова, Егор Баринов, Юрий Иванов
Моя оценка: 6 из 10
Год: 2008
Режиссер: Александр Прошкин
В ролях: Дарья Мороз, Михаил Евланов, Сергей Маковецкий, Евгения Глушенко, Анна Михалкова, Сергей Бехтерев, Дарья Екамасова, Егор Баринов, Юрий Иванов
Моя оценка: 6 из 10
В 1990-2000-х годах режиссеры
стали обращаться к экранизации тех произведений, которые советский кинематограф
обошел стороной. Повесть В. Распутина «Живи и помни», напечатанная в 1974 г.,
была довольно смелой и новаторской. Впервые в центре повести был дезертир, и
читатели не только осуждали его, но и сочувствовали ему, сочувствовали его
семье.
В фильме авторы сохранили
основной конфликт, постарались как можно достовернее воссоздать тяжелый быт
военного времени, жизнь сибирской деревни, где остались лишь старики да
женщины. Война идет уже четвертый год, и жители Атамановки с нетерпением
ожидают возвращения своих воинов домой.
И вот к Настене возвращается ее
Андрей. Только нехорошо возвращается. Сбежал он из армии. После ранения мечтал
получить хоть маленький отпуск, приехать домой. Так надоела эта война, такая
усталость и тоска по дому накопились. А отпуска ему не дали. Вот он самовольно
его себе и устроил...
Андрей поселяется на дальней
зимовке, Настена навещает его, носит ему еду и вещи. И эти тайные встречи
обостряют их чувства, их любовь. Они прекрасно понимают, что грозит Андрею,
если его найдут. Но обреченность еще
больше усиливает их тягу друг к другу.
А между тем тучи сгущаются.
Дома, где Настена живет с родителями Андрея, делают обыск, вся деревня уже в
курсе, что он сбежал. А тут еще забеременела Настя. Новость, которая обрадовала
бы ее в мирное время, теперь оборачивается бедой. Признаться, что отец ребенка
– Андрей, значит, выдать его. Настена изо всех сил врет, что ребенок от
уполномоченного, но ей мало кто верит. За женщиной начинают следить. Когда в
очередной раз она пытается навестить мужа, плывет к нему на лодке, она замечает
погоню. И чтобы не привести преследователей к любимому, кончает жизнь
самоубийством...
Сохранив основную сюжетную канву,
авторы тем не менее очень обеднили фильм, исключив из него те полные драматизма
диалоги Настены и Андрея, которые есть в повести. Вообще нравственным терзаниям
главной героини уделено до обидного мало места. В фильме она больше беспокоится
о том, чтобы мужа-беглеца не нашли. Но ведь сильнее ее муки совести: никогда
раньше она столько не врала, и вину мужа и свою перед Родиной она тоже понимает
очень ясно. Маленькая ложь вырастает в огромный камень-валун, который в итоге и
раздавит Настену. В повести ее самоубийство – это не просто вынужденный
поступок. Это еще и приговор самой себе. Это избавление от душевных мук,
которые стали невыносимы. Увы, ничего этого в фильме не чувствуется. Дарья
Мороз играет Настену замкнутой, вся в себе, этакий упрямый зверек. Она сильная,
но и жалостливая. Но что она думает, что чувствует, – все это для зрителя
закрыто.
Образ Андрея (Михаил Евланов) тоже дан без
всякого развития. Если в повести он постепенно дичает и превращается из
обычного человека в зверя – такова его расплата за предательство, – то на
экране он появляется уже зверем, одичавшим, с одним только животным желанием –
жить, жить. Каким образом фронтовик, воевавший четыре года, так опустился – это
все за кадром.
В фильме неплохие актерские
работы. Совершенно неузнаваем Маковецкий в роли старика-крестьянина.
Запоминается Анна Михалкова в роли Надьки. Муж этой женщины погиб, ждать ей
некого. На возвращающихся солдат ей тяжело смотреть. Но она всех убеждает:
ошибка это, вернется ее муж, придет обязательно. Всем это твердит, словно так
свою боль заговаривает, отгоняет.
Еще один очень большой плюс
фильма – превосходная операторская работа, благодаря которой созданы
удивительная гармония цвета и фактуры, кадры-картины. Запоминается настоящая
«живопись» камерой в сцене, когда герои спят в лодке и плывут по реке.
Однако внешние достоинства не
могут скрыть бедность идеи. Если она только в том, что война калечит людские
судьбы, то этого очень мало. Настена у Распутина – как нравственный камертон. И
если уж он начинает врать, происходит настоящая трагедия. В фильме же сделан
акцент не на духовном, а на животном – животные совокупления, тяжкий труд,
редкие разговоры ни о чем, убийство теленка на глазах коровы, охота на
человека, как на зверя, и сам человек, как зверь.
Сибиряки – это ведь не только
речевой акцент (кстати, в фильме не сибирский). Это еще и особенный характер,
свое, особое понимание мира, сформировавшееся среди суровой природы. Всю свою
жизнь Распутин писал о своих земляках, стараясь подчеркнуть их глубинную
русскость и их «особость». Увы, сохранить распутинский дух в полной мере
авторам экранизации не удалось.
Комментариев нет:
Отправить комментарий