четверг, 11 октября 2018 г.

Невероятные приключения итальянцев в России

Производство: СССР, Италия
Год: 1973
Режиссер: Эльдар Рязанов
В ролях: Андрей Миронов, Антония Сантилли, Нинетто Даволи, Алигьеро Носкезе, Тано Чимароза, Джиджи Баллиста, Евгений Евстигнеев, Ольга Аросева, Валентина Талызина, Эльдар Рязанов
Моя оценка: 9 из 10



Фильм о приключениях итальянцев в СССР должен был стать лирической, нежной комедией, что-то вроде «Иронии судьбы» или «Служебного романа». Но итальянские продюсеры и сценаристы напрочь отвергли эту идею Эльдара Рязанова. На западе к смешению жанров вообще сложное отношение. Если комедия – значит, должно быть смешно, если трагедия – грустно. А зрителей надо удивлять и развлекать. И тогда Рязанов с Брагинским, чтобы доказать, что русским любые горы по плечу, насытили сценарий бесчисленным количеством гэгов и трюков. «Итальянцы в России» получилась самой трюковой, эксцентричной, каскадной комедией Рязанова.
Сюжет вращается вокруг поисков клада. Пожилая русская сеньора умирает, успев завещать внучке свои богатства, спрятанные во время революции в Петербурге. Но на поиски их в Россию отправляется не только одна внучка, а целая группа охотников за сокровищами. Однако итальянцы не знают, что доблестная советская милиция не дремлет, и в России их уже поджидает очаровательный и мужественный милиционер под видом гида.
Эльдар Рязанов хотел, чтобы в его картине снялись итальянские звезды первой величины, вроде Альберто Сорди или Моники Витти. Но итальянские продюсеры не слишком-то верили в успех русской ленты в прокате, поэтому решили не рисковать и сэкономить на гонорарах. На роли были приглашены малоизвестные актеры, которые, впрочем, великолепно справились со своими ролями. Конечно, здесь скорее не характеры, а маски, очень распространенные в итальянских комедиях, – хитрая красотка (Антония Сантилли), самовлюбленный ловелас (Алигьеро Носкезе), дурачок (Нинетто Даволи), мафиози (Тано Чимароза), доктор-обманщик (Джиджи Баллиста). Получился превосходный цельный ансамбль, который очень органично дополнили советские звезды.
Рязанов выбрал актеров, которые будто созданы для эксцентрических комедий – Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Ольга Аросева. Миронов – настоящая душа этого фильма. «Какой ты русский, ты неаполитанец», – эти слова, обращенные к герою, можно легко отнести к самому актеру, который темпераментом действительно превосходит итальянцев. Кроме того, на съемках актер поразил Рязанова смелостью и отвагой. Он сам выполнял рискованные трюки – спускался с помощью ковровой дорожки с шестого этажа гостиницы «Астория», висел над Невой, зацепившись за край моста, разговаривал со львом, стоя от него на расстоянии вытянутой руки, перебирался с пожарной машины в легковую на полном ходу. А еще Миронов здесь, как ни в одном фильме, красив и обаятелен. Когда его герой в начале фильма подъезжает к самолету, как подарок, сразу понимаешь – итальянка не устоит.


Романтическая линия очень удачно сочетается с трюковой. В фильме практически не использовалась комбинированная съемка, уникальные трюки выполнялись советскими и итальянскими каскадерами: здесь и посадка самолета среди машин, и настоящий каскад автомобильных погонь, и взрыв бензоколонки, и прыжки с разведенного моста на теплоход, и догонялки с живым львом. Очаровательны остроумные диалоги и пародийные моменты с национальным колоритом: итальянским («Мафия бессмертна!») и русским («По матрешкам!»). Конечно, очень много и комических преувеличений: хромой ударом ноги сваливает огромную колонну, Васильев докладывает начальству со дна Невы, герои одним чемоданом сносят старый дом и т.д. И ни одного трюка в фильме нет «просто так», все они уместны, оригинальны и остроумны.
Дополняет очарование фильма превосходная музыка, мелодичная и озорная, в которую искусно вплетены и классические мотивы, и русские народные, и неаполитанские. А финал – это же просто предвестник голливудского «Телохранителя». Легкой бабочкой выпархивает Ольга из самолета прямо в руки любимого советского милиционера, и уже абсолютно не важно, кто там кому иностранец, не важны границы и сокровища, важна только любовь.
Vieni! Amore, vieni,
io ti amo. Torna!
Torna, amore mio,
perché ti voglio bene!
Вернись, моя любовь, потому что я люблю тебя... И она вернется, обязательно!


   


   


Комментариев нет:

Отправить комментарий