Производство: СССР
Год: 1958
Режиссер: Юрий Егоров
В ролях: Михаил Ульянов, Петр Щербаков, Леонид Быков, Элина Быстрицкая, Людмила Крылова, Микаэла Дроздовская, Мария Виноградова, Сергей Плотников, Нонна Мордюкова
Моя оценка: 7 из 10
Год: 1958
Режиссер: Юрий Егоров
В ролях: Михаил Ульянов, Петр Щербаков, Леонид Быков, Элина Быстрицкая, Людмила Крылова, Микаэла Дроздовская, Мария Виноградова, Сергей Плотников, Нонна Мордюкова
Моя оценка: 7 из 10
«Добровольцы» – это ярчайший
образец такого направления, как «социалистический реализм». Про него много писали в советское время, но после «перестройки» от этого понятия стали
отказываться, хотя, на мой взгляд, абсолютно напрасно. Ведь социалистический
реализм – не выдумка, и далеко не все произведения, созданные в советское время,
можно отнести к нему.
Наверное, самой важной приметой этого
направления является постановка в центр произведения образа коммуниста. В
фильме «Добровольцы» акцент сделан на комсомоле, молодежной организации
коммунистов. Именно комсомольцы подхватывали первыми все начинания руководящей
партии: ехали добровольцами на великие стройки, на войну в Испании, на Великую
Отечественную войну, на целину и в тайгу после войны.
В фильме все эти события
освещены с огромным пафосом. Картина Ю. Егорова – это настоящая поэма в
кинематографе, что подчеркивают многочисленные, связанные между собой
стихотворные вставки и песня-лейтмотив «Комсомольцы-добровольцы»,
сопровождающая практически все эпизоды. Нужно еще обязательно учитывать время,
в которое создавался фильм: самое начало «оттепели». После мрачных 30-х – 40-х
гг., представители так называемого «романтического кинематографа» пытались
вернуться к «истокам» коммунистического учения, создать новый образ коммуниста,
очеловечить его, очистить, если можно так сказать, от негативного налета,
появившегося в годы диктатуры.
Сочетание психологического реализма,
романтизма и плакатного пафоса в этом фильме странным образом не выглядит
неестественным. В центре рассказа – трое друзей: Николай Кайтанов (Михаил
Ульянов), Слава Уфимцев (Петр Щербаков) и Алеша Акишин (Леонид Быков). Все трое
– первые метростроевцы и, что называется, не разлей вода, всегда вместе. Они
искренне и азартно трудятся, так же искренне влюбляются. Кайтанов находит свою
половинку Лёлю (Элина Быстрицкая), такую же огневую-боевую, как он сам. Уфимцев
влюбляется в Машку (Людмила Крылова), настоящего сорванца, которая наравне с
мужчинами прыгает с парашютом. И только Лешка влюблен безответно в Лёлю.
Лирические и светлые моменты
чередуются с трагическими и тревожными. Погибает Маша, выполняя затяжной
прыжок. Уфимцев, еще не став мужем, уже становится вдовцом и уезжает воевать
добровольцем в Испанию. В шахте у Кайтанова происходит авария, и его обвиняют
во вредительстве, отстраняют от должности. Собрание-судилище над Кайтановым –
это, конечно же, пусть и слабый, но намек на атмосферу подозрительности и
поиска «врагов народа» 30-х гг. Правда, здесь всё заканчивается счастливо для
героя – выступает с жаркой речью Лёля, вставляет «судьям» пистонов, и вот уже
рабочие единогласно поднимают свои мозолистые руки: не виновен. Конечно, далеко
не все обвинения во вредительстве снимались в сталинские годы вот так легко. Однако
углубляться в эту тему авторы не стали.
Трогательными получились
страницы о Великой Отечественной войне. Мужчины, конечно же, воюют, а женщины
ждут их. Кайтанова ждет Лёля, а Уфимцева ждет юная Таня, с которой он
познакомился в последний день перед войной. Трагична судьба Алёшки: он погибнет
в тонущей подводной лодке. Сцена прощания Алёши с друзьями, когда он записывает
в бортовой журнал послание им, уже зная, что скоро умрет, очень пронзительно
сыграна Леонидом Быковым.
И в зрелом возрасте друзья – всё
те же «комсомольцы-добровольцы»: Кайтанов работает на далёкой стройке, хотя и
обещал жене, что «больше из дома ни на шаг», Уфимцев испытывает новые самолеты.
И следующее поколение комсомольцев не отстает от своих отцов – сын Кайтанова
такой же непоседа и активист.
Несмотря на все трагические
события, общий тон фильма торжественно-приподнятый. Бег времени показан
эпизодами, связанными стихотворными перебивками (хотя, скажем прямо, не все из
этих стихов хороши). Конечно же, идеализм в показе комсомольцев-добровольцев
очевиден, изучать по этому фильму историю и говорить: да, всё так и было, –
нельзя. Очевидна и агитационность фильма, и его плакатность, и государственный
«заказ». Но с другой стороны, великолепные актерские работы, интересные
диалоги, динамичность сюжета и умелое чередование лирических и драматических
сцен, замечательная работа оператора и чёткий ритм все-таки не дают фильму
скатиться в разряд обычных пропагандистских «агиток». Наверное, пропаганду
именно так и надо снимать – умело, искренне, с актерами – профессионалами
высокого уровня. В советское время еще умели так снимать. Сейчас уже
разучились.
Комментариев нет:
Отправить комментарий