Производство: Россия
Год: 2012
Режиссер: Егор Баранов
В ролях: Иван Охлобыстин, Евгений Стычкин, Оксана Фандера, Игорь Жижикин, Сергей Бадюк, Александр Стриженов, Павел Прилучный, Мария Голубкина, Михаил Горевой, Вадим Демчог, Петр Винс, Дмитрий Шевченко
Моя оценка: 7 из 10
Год: 2012
Режиссер: Егор Баранов
В ролях: Иван Охлобыстин, Евгений Стычкин, Оксана Фандера, Игорь Жижикин, Сергей Бадюк, Александр Стриженов, Павел Прилучный, Мария Голубкина, Михаил Горевой, Вадим Демчог, Петр Винс, Дмитрий Шевченко
Моя оценка: 7 из 10
Фильм «Соловей-разбойник» нельзя анализировать как серьезное произведение на
серьезную тему. Мне всегда немного смешно читать обсуждения, где люди спорят,
хороший ли снял Охлобыстин боевик, что в нем реально, а что не могло быть, насколько
ярко в нем выражена «русская идея» и т.д. Дело в том, что «Соловей-разбойник» –
это такой же боевик, как и комедия, как и философская драма. Все эти жанровые
определения имеют весьма отдаленное отношение к творению Охлобыстина и Баранова. Как и к
любому постмодернистскому произведению.
В фильме безраздельно царствует
стеб – бесконечный стеб над всем: и над западными стрелялками, и над сюжетом
«богатый уходит в народ», и над ментовскими сагами, и над русским фольклором.
Пародийное переложение Тарантино-Родригеса, ироничные аллюзии к «Крестному
отцу», Джеймсу Бонду и «Любить по-русски», декаданс и достоевщина и чисто
охлобыстинская «сумасшедшинка» – вот такая адская веселая смесь.
Сюжет здесь имеет малую
ценность. Главный герой – нечто среднее между Робин Гудом и Ильей Муромцем. Его
соратники – офисный шизик Дебет, народный типаж – мужик с кувалдой и прекрасная
дама – оперная дива Изабелла Юрьевна. Авторы хулиганят от души, включая в фильм
мультяшные комиксы, душевное пение Соловья на Дне колхозника, параллельно
смонтированное с погромом казино, романтическую беседу на фоне ограбленной
горящей машины, философские размышления вперемешку с потоками крови и прочие
кинематографические оксюмороны. Смысл вытекает из формы, форма определяет
содержание.
Постоянным лейтмотивом идет
«русская линия», хотя и подана она со всей возможной ироничностью. Русский
богатырь с кувалдой, которого можно перекупить, дав на 10 долларов больше,
набожная убийца Изабелла Юрьевна, простые русские колхозники как оппозиция
всякой швали вроде продажных ментов, бизнесменов и олигархов, наконец, русский
бунт, бессмысленный и беспощадный. Современные Стеньки Разины и Емельки
Пугачевы в финале, как былинные богатыри, выходят рубиться против «рати
несметной».
Впрочем, сочувствие и
сопереживание здесь никому не требуется, ни Соловью-разбойнику, ни его банде.
Никого здесь не жаль. В конце все и всё горит в огне – и кажется, что так и
нужно. Жги, Господь, жги.
Останкино сгорело быстро,
А утонуть бы не смогло,
Горели замки, что на Истре,
Горели медленно, назло.
И Храм Спасителя, и бани,
Хачи сгорели, москвичи…
А дома ждали россияне,
Когда остынут кирпичи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий