Людмила Марковна Гурченко... Кто-то восхищается ею до
обожествления, копирует ее стиль и манеру поведения, кто-то презирает за ее
увлечение пластическими операциями, изменившими ее до неузнаваемости, и считает
сумасшедшей. Но бесспорный факт, что равнодушным она не оставляла никого.
Всегда яркая, неповторимая, всегда со своим мнением, не зависящим ни от какой
конъюнктуры и «линии партии». Она боролась с серостью, с бездарями, со своей
невостребованностью, с самим безжалостным временем в конце концов. Вспомним
лучшие и самые любимые роли Людмилы Марковны.
1. «Карнавальная ночь» (1956) – Лена Крылова
Первая главная роль Людмилы Гурченко и ее первый
оглушительный успех. Поначалу утверждать Люсю не хотели: на пробах молодой
оператор снял ее так неудачно, что Эльдар Рязанов тут же поставил на актрисе
крест. К счастью, на фильм взяли оператора-профессионала, и после следующих
проб Гурченко утвердили. И это была настоящая удача, потому что после премьеры
все зрители моментально влюбились в хрупкую озорную девушку с осиной талией и
прелестными ямочками на щечках, которая к тому же прекрасно пела. И до сих пор
ни один Новый год не обходится без ее очаровательной улыбки и песенки про пять
минут. (Рецензия на фильм)
2. «Старые стены» (1973) – Анна Смирнова
К сожалению, первый успех принес актрисе не только
радость, но и горе. Режиссеры наотрез отказывались в ней видеть серьезную
актрису. «Пять минут, пять минут» и «девушка с гитарой» – всё. В шестидесятые
годы у Гурченко так и не случилось серьезных удач, были в основном эпизоды,
роли второго плана. Несколько раз ее приглашали в серьезные ленты, но в них
блистали другие актеры, а она была лишь маленькой краской в общей палитре. И
вот в 1973 году терпение и талант актрисы были вознаграждены. В картине В.
Трегубовича Людмила Гурченко сыграла главную роль директора текстильной
фабрики. В фильме нет какого-то особенного занимательного сюжета: есть
будничные проблемы директора фабрики, план, разборки с работниками, есть и
поздняя, такая неожиданная любовь. Но образ Анны получился очень цельным,
органичным, не схематичным, а живым. Людмила Гурченко доказала свое право
играть серьезные многоплановые роли.
3. «Соломенная шляпка» (1974) – Клара Бокардон
Песенно-музыкальный жанр всё же так и не отпустил
актрису, и вспоминая ее роли 70-х гг., скажем: к счастью, не отпустил. Одна из
таких ярких жемчужин – Клара, добродетельная хозяйка шляпного салона. У актрисы
всего две сцены в фильме, но ее дуэт с Андреем Мироновым получился просто
фееричным и стал одним из самых запоминающихся моментов картины.
4. «Небесные ласточки» (1976) – Корина
Успех дуэта Гурченко – Миронов был закреплен и в
фильме «Небесные ласточки». Здесь Людмила Марковна создала образ примадонны
Корины. Да, капризна, даже стервозна, но она может себе это позволить – она
красива, ее добиваются ухажёры, она талантлива, она – звезда. Гурченко демонстрирует
в картине не только отличный вокал, но и великолепную фигурку, не побоявшись
выступить в одном из номеров в весьма откровенном наряде. Как ни в одном из
своих фильмах она здесь так красива и так чарующе соблазнительна!
5. «Мама» (1976) – Коза
Совместная румыно-советская постановка – еще один
музыкальный шедевр Людмилы Гурченко. Ее коза тетя Маша для своих козлят самая
нежная заботливая мамочка на свете, а для Волка и его подручных – самая настоящая
опасность. Она не даст детей в обиду и посрамит даже распоследнего хулигана. В
фильме Людмиле Марковне пришлось сниматься с переломом ноги, на съемках произошел несчастный случай. Но зрители ничего
не заметили: очаровательная Коза прекрасно танцует и поет.
6. «Двадцать дней без войны» – Нина Николаевна
Алексей Герман, экранизируя книгу К. Симонова «Из
записок Лопатина», решился пойти нетрадиционным путем и на главные роли
пригласить актеров, до этого зарекомендовавших себя как ярких комедийных исполнителей,
– Юрия Никулина и Людмилу Гурченко. Этот выбор «вопреки» сыграл отлично: актеры
создали удивительно правдивые, психологически достоверные образы. Фронтовой
журналист Лопатин едет в Ташкент в отпуск и здесь переживает яркую и короткую
любовь к женщине Нине. Герои расстанутся, но образ маленькой, коротко стриженой
женщины с глубокими грустными глазами впечатывается в память и не отпускает...
7. «Обратная связь» (1977) – Вязникова
Снова производственная картина, снова проблемы – и
моральные, и производственные. Сюжет картины составляет история одной стройки,
безответственного отношения к ней, из-за чего государство теряет огромную сумму
денег. Кто должен отвечать за это? И будут ли найдены виновные? Героиня
Гурченко Маргарита Вязникова – что называется «неудобный человек», как и сама
актриса в жизни. Она будет резко называть вещи своими именами и платить за это
одиночеством и непонятостью.
8. «Пять вечеров» (1978) – Тамара Васильевна
В начале фильма героиня Гурченко – немолодая одинокая
женщина, «закуклившаяся» в своей работе и заботе о племяннике. Мало
женственного в ней, мало красивого. Она просто доживает свою жизнь. Внезапно
вернувшаяся к ней ее первая любовь, потерянная во время войны, возвращает и
пробуждает в ней женщину. И в конце фильма это уже не погасшая особа в бигудях,
это настоящий источник света и тепла и для неприкаянного Александра, и для
всех, кто рядом. (Рецензия на фильм)
9. «Идеальный муж» (1980) – миссис Чивли
Фильм не шедевр, но роль – великолепна. Миссис Чивли
– наверное, самая очаровательная стерва и интригантка, которые только
существуют в кино. В добавок еще и невероятно стильная. Ненавидеть ее вроде по
сюжету и надо, но не получается – уж слишком хороша, чертовка!
10. «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981) –
Рита
Счастливая Рита приезжает к ЗАГСу, где у нее должна
состояться свадьба с любимым мужчиной – механиком Гавриловым. А он – не
приходит. И она будет его ждать, и терять надежду, и уходить, и заводить новые
знакомства и ждать, всё равно ждать. Потому что ей нужен только он, Гаврилов.
Актриса создает запоминающийся образ доброй, чуткой и гордой женщины, которой
просто не повезло однажды. Но умные мужчины таких не бросают. И Лев Гаврилов,
преодолев все препятствия и преграды, конечно же, вернется к ней.
11. «Вокзал для двоих» (1982) – Вера
Еще один настоящий шедевр Людмилы Гурченко.
Привокзальная официантка Вера, такая, как кажется в начале, хамка и хабалка,
окажется настоящим подарком судьбы для музыканта Платона. Добрая, искренняя,
способная на настоящее, а не показное сочувствие и на сильное чувство. Она из
тех, кто не боится бросить все на карту и переменить свою жизнь. Она поддержит,
подставит плечо, она не бросит и не предаст. (Рецензия на фильм)
12. «Полеты во сне и наяву» (1982) – Лариса
Роль удивительная, сделанная почти без слов, без
всяких монологов, на одних взглядах. Героиня Гурченко любит, но любит
безответно. И любима – но тоже безответно. И наверное поэтому в ее глазах, в
горькой усмешке все время сквозит эта боль от несовпадения. Она уже привыкла к
ней. Она сильная. Это к ней прибегают мужчины за поддержкой, а не она к ним.
Интересный, многослойный, очень притягательный образ. (Рецензия на фильм)
13. «Рецепт ее молодости» (1983) – Эмилия
Фильм-фантазия, фильм снова песенно-танцевальный, но
со смыслом. Гурченко, прекрасная, победительная, в окружении замечательных
мужчин, кружит головы, сводит с ума и обладает важной тайной, которая
раскроется, как и положено, в самом конце фильма.
14. «Аплодисменты, аплодисменты...» (1984) – Лера
Гончарова
Фильм не стал очень кассовым, вспоминают о нем
довольно редко, и это совершенно напрасно. В нем достаточно реалистично
раскрывается изнанка актерской профессии. Главная героиня словно бы списана с
самой Гурченко. Когда-то Лера Гончарова сыграла в популярном музыкальном
фильме, спела песенку (вроде «Пять минут, пять минут») и теперь все видят в ней
только вот такую жизнерадостную певичку. Пой, танцуй, «Это мы, дети земли» и
прочую лабуду, лишь бы всем было весело. Публике только это от тебя и нужно. А
она мечтает о серьезной драматической роли, ей есть что рассказать людям – так
много всего внутри... Нет, не видят, не слышат, не замечают. И лишь один
режиссер рассмотрел в Гончаровой эту глубину, серьезность, как рассмотрел саму
Гурченко когда-то В. Трегубович.
15. «Любовь и голуби» (1984) – Раиса Захаровна
Бойкая, энергичная и «продвинутая», владеющая всеми
модными течениями Раиса Захаровна едва не увела из семьи недотепистого Васю.
Правда, он, не выдержав экспериментов над собой, попытался сбежать, подлец
такой. Это ж надо такое ляпнуть ей на прощанье: «Ты ж на меня от тоски-то
кинулась, всё одна да одна, тож поди не сахар». После чего был немедленно
изгнан из рая Раи. Незабвенный образ «разлучницы» и «сучки крашеной», кажется,
переплюнул по своему зрительскому успеху даже «Карнавальную ночь». (Рецензия на фильм)
16. «Прохиндиада, или Бег на месте» (1984) –
Екатерина Ивановна
Роль абсолютно нетипичная для Гурченко. Тихая, слабая
женщина, этакая серая мышь, жена главного героя, того самого «прохиндея». Не говорит, а шелестит тихонько, не ходит, а тенью шмыгает. Главная ее забота – чтоб любимый муж не дай Бог не расстроился. Остальное
всё уже не важно.
17. «Моя морячка» (1990) – Людмила Пашкова
Один из немногих фильмов 1990-х, которые можно
пересматривать без содрогания. Очень удачным получился дуэт Людмилы Гурченко и
Михаила Державина – властной, хитрой и даже несколько коварной Людмилы и
туповатого, но упорного провинциального увальня Гудкова. Фильм ценен еще и тем,
что здесь впервые Людмила Гурченко раскрылась и как композитор, она автор
песен, которые в фильме звучат в ее исполнении. Песни, кстати, очень неглупые,
она придают этому в принципе легковесному фильму глубину и «грустинку», которая
только обогащает его.
18. «Послушай, Феллини» – Вера
90-е и 2000-е – для актрисы это время экспериментов в
ролях (к сожалению, не всегда удачных) и увы, в том числе и безудержных
экспериментов с пластической хирургией. Но даже в этот период можно найти настоящие бриллианты. Необычный и
очень недооцененный фильм М. Швейцера «Послушай, Феллини» – фильм-монолог
актрисы. Она обращается к портрету великого режиссера, рассказывает какие-то
истории из своей жизни, из жизни нашего общества, играет сценки, поет, танцует,
перевоплощается, и во всех этих монологах сквозит такая нереализованность
человека, такая трагическая невостребованность – просто до мурашек. Сильнейшая
работа.
19. «Марковна. Перезагрузка» (2010)
Так случилось, что два последних фильма актрисы –
фильмы-бенефисы, где Людмила Гурченко раскрывается не только как актриса, но и
как певица. Не скажу, что это замечательные телеработы, но именно этим проектам
суждено было стать последними в судьбе Людмилы Марковны. Когда-то Евгений
Гинзбург ставил для Гурченко такие бенефисы, где ее разноплановость и
нереализованность, ее энергия выплескивались на зрителей, как цунами. Здесь уже
другая Гурченко внешне, но все с той же жаждой реализации, всё с той же
энергией, с тем же стремлением к необычным экспериментам.
20. «Легенда. Людмила Гурченко» (2011)
Фильм-бенефис актрисы дополнен ее рассказами,
биографическими игровыми вставками, песнями-клипами. На телеэкранах он появился
уже после смерти Людмилы Гурченко. И конечно, смотреть его можно как
фильм-прощание. Но кажется, что актриса еще так много не успела нам рассказать,
сыграть, спеть...
Ушла Людмила Марковна неожиданно, в одно мгновение, ушла
красивой, как и хотела, и оставила после себя память и свет своего великолепного
таланта во многих фильмах. Далеко не все они являются шедеврами, ярких главных
ролей у Гурченко до обидного мало. И всё же лучшие из них будут радовать еще не
одно поколение наших зрителей.
Смотреть фильмы Людмилы Гурченко онлайн
Комментариев нет:
Отправить комментарий