Оригинальное название: Agneepath
Производство: Индия
Год: 1990
Режиссер: Мукул Ананд
В ролях: Амитабх Баччан, Митхун Чакраборти, Мадхави, Нилам, Дэнни Дензонгпа, Рохини Хаттангди, Тинну Ананд, Шарат Саксена, Боб Кристо
Моя оценка: 8 из 10
Огненный путь... «Agneepath»... Рифмуется с русским – «Огне-пад», как «листопад,
водопад»... «Если нужно принять на себя чей-то груз, то нужно принять его».
Пройти до конца – по огненному пути, под огнём, под огнепадом...
***
Отец Виджая считался в деревне святым человеком.
Праведный учитель, благодаря ему в деревне появилось электричество. Он учит
детей стихам, увещевает местного пьяницу, а получив удар по правой щеке, –
подставляет левую. Святой. Любим и почитаем людьми.
До поры до времени. Толпа жестока. И как только люди
засомневались в порядочности своего святого – они тут же забили его камнями.
«Порядочным прикидывался! Да он такой же мерзкий, как и мы!» – закон толпы...
Отец – безвинный – принимает мученическую смерть. И
проходит до конца свой страшный «огненный путь».
А Виджай – вступает на него. С муками и болью,
сгибаясь под тяжестью тележки с телом отца, которую ему никто не помогает
тащить...
Жизнь становится лучшим учителем, чем покойный отец.
Она учит: кто сильней – тот и прав; будешь слабым – сожрут. Справедливости
здесь нечего ждать. Ее не существует – это выдумка, миф. В волчьей стае нельзя
блеять, можно жить только по волчьим законам. И Виджай начинает по ним жить.
Он сжигает бензоколонку, где жестоко оскорбили его
мать. Огонь этого пожара обожжет и его руки, и душу – огненный путь уже оставляет
следы... Впрочем, этот поступок мальчишки-волчонка приводит в восхищение
бандитов. Они решают принять его в свою стаю, хотя наиболее прозорливые и
угадывают, что этот непростой пацан – лишь искра, которая разгорится и сожжет
их дотла.
Мальчик вырастает и начинает мешать. Его пытаются
убрать. И если бы не случайный странный персонаж – Кришнан Айер – так и остался
бы Виджай лежать в пыли и в крови. Кришнан, как комета, пересекает путь Виджая,
и уже никак от него не отвязаться. Он становится братом Виджаю – не по крови,
не по названию, – по сути. Он не сможет спасти его – свой «огненный путь»
каждый должен пройти сам. Но он будет до конца с ним на этом пути...
***
Амитабх Баччан – открытие для меня в этой роли. Его
актерский талант проявился здесь с удивительной мощью и силой.
Он играет взрослого Виджая невыросшим мальчиком, тем
же волчонком, у которого когда-то отняли отца. Его герой не слишком
интеллектуален (да и где было ему учиться?), он косноязычен, плохо умеет
выражать эмоции и чувства. Но как же больно ему, когда мать отвергает его: мол,
плохой, бандит, руки в крови... Он пытается в ответ улыбаться, а глаза – черные
от рвущей сердце боли... И эту боль просто физически ощущаешь.
Виджай искренне не понимает: почему он должен
поступать по-другому? Ведь кто относится к нему по-человечески? Никто! Потому
так невыносимо ему слышать от матери: «Руки у тебя грязные». Запинаясь от боли,
Виджай выговаривается Марии (непривычно длинный для героя монолог), а та мудро,
совсем по-матерински, жалеет этого большого обиженного ребенка.
Люди сторонятся Виджая, его дурная слава образует
вокруг него вакуум, а Виджай все никак не поймет – почему? Чем он хуже других?
Чем хуже тех «приличных» людей, которые сидят в ресторане? Вот он хочет
предупредить честного полицейского о готовящемся на него покушении и вдруг
слышит, как маленький сын полицейского спрашивает отца: «Это Виджай Чаван? Тот
самый бандит?» «Я бандит? Бандит?» – с обидой кричит Виджай. А в глазах людей
это так, и не оправдывает тебя ни жуткое детство, ни собачья жизнь, которая
тебя таким сделала...
Вот и жена Виджая решила избавиться от ребенка, чтобы
этот ребенок никогда не назвал своего отца бандитом. Виджаю больно это слышать.
Но что он говорит своей жене? «Если с моим ребенком что-нибудь случится... я
тебя убью. Я тебя убью». И – слезы на глазах, и видно, что сказать-то хочется
совсем другое! А выговаривается почему-то только это... Себя не переделаешь...
Себя надо только убить, чтобы изменить...
Великолепно, безупречно сыграно.
***
Контрастом к сдержанному Виджаю-Баччану в фильме –
сверхэмоциональный Кришнан-Митхун. Митхун находит для своего героя совершенно
особую жестикуляцию, и мимику, и манеру говорить. Индивидуальность героя выстроена
настолько ярко и своеобычно, что аналогов ему не найти даже во всем богатом
кино-опыте Митхуна.
Надо сказать, Кришнан вначале вызывает мало
положительных эмоций – крикливый, ругающийся, смешной в этой своей национальной
одежде, думающий только о своей тележке и 325 рупиях. Но как же он расцветает
от простого слова «сынок», сказанного ему матерью Виджая! Слезы благодарности
тут же льются из его глаз: ведь до сих пор его никто так не называл. И сразу
проникаешься и жалостью, и симпатией к этому болтливому, шумному, но такому
доброму и обаятельному чудаку.
Он рад своей новой семье, как радуется бездомная
собака, которая уже ни на что не надеялась, а ее вдруг подобрали. И с такой же
собачьей преданностью и верностью он бросается служить своим родным. С какой
радостью он помогает готовить ужин для своего брата! Как яростно, чуть ли не
ценой собственной жизни, бросается защищать Шикшу, сестру Виджая! И ведь он не
так прост, этот смешной болтун Кришнан. Как он вспыхивает, когда Шикша в
сердцах обзывает его неуклюжим дураком. Это он-то дурак? Да он сейчас покажет
этой заносчивой девчонке свой диплом! Она смеется над его национальной одеждой?
Так пусть полюбуется, как он лихо отплясывает в ней «диско»!
Избитый, весь в бинтах, но совершенно неунывающий, он
будет с юмором рассказывать маме, что у Шикши теперь всё в порядке с головой,
потому что она наконец надела сари. Устоять перед этим ураганом просто
невозможно – Шикша влюбляется в Кришнана. А разве могло быть иначе?
Так постепенно Кришнан находит путь к сердцу каждого.
Мать приняла его сразу – сын. Шикша – после того, как Кришнан мужественно
защищал ее от бандитов. Самым долгим был путь к сердцу Виджая.
Как же взвился гордый Виджай, когда узнал, что
Кришнан встречается с его сестрой! На Шикшу сыпятся пощёчины, а Кришнан слышит
презрительное: «Это касается только нашей семьи, не вмешивайся!» Кришнан готов
сделать для Виджая все – даже умереть за него. Но для Виджая он все равно
человек второго сорта. Глупый деревенщина не пара для его сестры. Как меняется
лицо Кришнана от обиды, и улыбка сменяется слезами... Но стоит только матери вступиться
и сказать, что он, Кришнан, и есть ее хороший сын, а не этот, который пришел, –
как Кришнан тут же бросается на защиту брата. Он не злопамятный, пусть и
беспородный. С радостью будет праздновать свадьбу Виджая, да еще и пытаться
нехитрыми уловками и увещеваниями помирить мать и сына. А его разговор с
маленьким сыном Виджая! С какой гордостью, с какой забавной, довольной мордашкой
хвастается он гостям: «Это сын моего старшего брата! Это наш ребенок!»
Вспомните сцену праздника холи – там огромная
массовка. Но Митхун-Кришнан не теряется в ней. Веселой молнией-зажигалкой
носится он в толпе, танцует, поет, свободный, счастливый, красивый, сам, как
этот яркий праздник.
На празднике холи Виджай, может, впервые понимает,
что значит для него Кришнан. Когда бандиты ранят Кришнана, Виджай хватает его
на руки и кричит от отчаяния. Замечательная, сильнейшая сцена! Каким маленьким
и хрупким кажется Кришнан на руках великана Виджая... Как отчаянно тот
бросается его спасать и орет-рычит на доктора: «Если он умрет – и я умру!!»
Они становятся настоящими братьями. Вот только...
***
Огненный путь героя подходит к концу. Бандиты вынесли
ему смертный приговор. Он возвращает деревню своей матери, и люди деревни
раскаялись в своем давнем преступлении. Его работа закончена... На празднике холи герой Амитабха сдержан и
сосредоточен. Он совершает молитву. Наряжается в белое. И отправляется в свой
последний путь.
Бандиты устраивают жуткую бойню. Деревня полыхает
огнем от взрывов. И окровавленный Виджай бежит, бежит сквозь огонь, под огне-падом,
бежит последние метры по своему огненному пути, сам становясь живым факелом. Но
в этом огне сгорит и главарь бандитов.
Виджай умирает на коленях матери со счастливой
улыбкой: «Посмотри, руки совсем чистые...»
Всё, финал, конец пути... Брат погиб, отнят. Все
попытки спасти его были напрасны. И Кришнан в отчаянии выпускает всю обойму в
небо, расстреливая бога, который так жестоко забрал у него родного человека...
***
Очень сильный фильм. Великолепная игра двух великолепных
актеров! И никто никого не «переиграл». Никто и не стремился никого «переигрывать».
Они играли на равных – сдержанный – весь огонь внутри – Баччан и открытый, искрящийся,
как пламя, Митхун. Они прожили эту историю каждый по-своему, но оба очень честно,
искренне, «взаправду» любя друг друга на экране. Потому что были настоящими
братьями. К сожалению, жизнь – не кино. Она сложнее и грубее. И «Огненный путь»
стал последним совместным фильмом двух великих актеров. А жаль. Остается только
надеяться на того, самого главного, небесного режиссера, который вразумит всех,
и появится все-таки новый совместный фильм двух непревзойденных мастеров. Кто
знает...
***
Клипы из фильма:
Трейлеры к фильму:
Смотреть фильм онлайн (с переводом)
Премьера фильма в Индии:
Ох просто нет слов. Я смотрела фильм. Я ничего не буду говорить про Амитабаха (можно?) Я про Мита скажу. Он великолепен. Он может заставить одновременно и смеяться и плакать, только он. А сравнение его с "бродячей собакой"..., как Вы описали (все правильно), мне захотелось плакать. Недаром, если я не ошибаюсь, эта роль второго плана была высоко отмечена критиками и любителями кино. Это не странно, странно было бы не заметить такую роль такого великого актера!
ОтветитьУдалитьДа, за эту роль Митхун получил премию кинокритики, а Амитабх свою первую национальную. Ходили слухи, что Амитабх очень ревновал Митхуна к его успеху и заставил режиссера вырезать многие сцены с ним. Но Митхун сам опроверг эти слухи в одном из интервью. Он сказал, что получил за эту роль премию, и поинтересовался у журналиста, как бы это ему удалось, если бы там было что-то вырезано. Их ссорили всегда, пресса упорно распускала слухи на эту тему, потому что всегда интереснее, когда люди враждуют, чем когда они нормально друг к другу относятся. Ни Амитабх, ни Митхун никогда не отзывались плохо друг о друге, наоборот. На фестивале в Калькутте - как тепло они встретились, как обнялись! Мне все-таки кажется, что они обязательно еще снимутся вместе.
ОтветитьУдалитьЛучшая рецензия на фильм "Огненный путь"! Большое спасибо Вам за Ваше видение этого фильма. Прочитала и как заново просмотрела, что-то переосмыслила.
ОтветитьУдалитьСпасибо Вам за такую оценку)
Удалить"Амитабх Баччан – открытие для меня в этой роли. Его актерский талант проявился здесь с удивительной мощью и силой" - ??? "Великолепно, безупречно сыграно" - ??? Очень большой пардонте, но это вы о чем??? ЧТО там сыграл абсолютно деревянный Баччанка??? Выдавил из себя пару-тройку эмоций, при которых он, скорее, напоминал клоуна. То, что изобразил здесь этот "актер тысячелетия" к актерскому мастерству не имеет никакого отношения. Даже более того, такая роль во "всей красе" демонстрирует ПРОФНЕПРИГОДНОСТЬ этого представителя индюшатины. Это - ПОЗОР для актера. Тем более если учесть, что за этот "выкидыш" Баччанка получил Нац. премию. Интересно, у этого деятеля ручки не дрожали от того, чтио он принимал незаслуженную награду. Особенно жалок Баччанка на фоне великолепного Митхуна... Это была катастрофическая ошибка - сняться с Митхуном, и он это понял... Поэтому больше с Митхуном не снимался. Уровень Баччанки - такой же жалкий, но вдобавок на редкость уродливый обезьяний шах... Вот там полная идиллия))) Здесь Митхун не то, чтобы переиграл Баччанку... Он не мог переиграть того, кто не умеет играть...
ОтветитьУдалитьИногда страсть делает человека слепым. Я понимаю вашу страсть к Митхуну, но увы, она мешает вам быть объективной и видеть достоинства другого актера. Баччан умеет играть, что он успешно доказывает в фильмах "Затянувшаяся расплата", "Тьма", "Папа", "Любовь и предательство", "Бронирование" и многих других. И этим фильмом тоже. И кстати - превозносить одного актера, оскорбляя другого, это некрасиво как минимум. Думаю, и сам Митхун осудил бы ваше высказывание.
Удалить