четверг, 29 ноября 2012 г.

Родительский день

Производство: Россия
Год: 2008
Режиссер: Андрей Щербинин
В ролях: Армен Джигарханян, Максим Дрозд, Лариса Малеванная, Анастасия Микульчина, Андрей Зибров
Моя оценка: 6 из 10


Артем Владимиров (Максим Дрозд) – глава компании-«акулы», которая объединяется с другими компаниями и успешно их потом разоряет. Никаких угрызений совести ни Артем, ни его компаньон Сергей (Андрей Зибров) по этому поводу не испытывают: бизнес как бизнес. Не ты их – так они тебя.  
Параллельно неспокойному бизнесу Артема протекает тихая жизнь стариков Томилиных (Армен Джигарханян и Лариса Малеванная). Их жизнь словно замерла. И сами они – в этом бешеном ритме огромного города – старомодные, чуть нелепые, как старый дом среди новостроек.
Параллельные линии недолго остаются параллельными.
Артем Владимиров почти одновременно встретит Веру Громову (Анастасия Микульчина) – свою большую любовь. И полковника в отставке Томилина.
Увы, любовная линия не удалась абсолютно. Глядя на «любовь с первого взгляда», хочется сказать только, как Станиславский, – «Не верю». И дело даже не в самом сценарном ходе (герой впервые видит героиню и сразу делает ей предложение), в принципе, поверить в это можно было бы  – мало ли, ну встретились две «половинки» и сразу поняли, что созданы друг для друга. Но дело в том, что на экране мы этих «половинок» не видим – там ходят рядом чужие друг другу люди. В чем тут беда, не знаю. Максим играть романтические отношения может, да еще как – сериал «Проклятый рай» на 90 % «держался» на его любовной линии с Эвелиной Бледанс. А что же здесь? А здесь Максим и Настя катастрофически «не пара». Чужие – с начала фильма и до конца. Лишний раз не посмотрят друг на друга, не прикоснутся. И энергетически от них не идет абсолютно ничего. С Настей, конечно, режиссеру надо было работать – выстраивать образ самостоятельно, живой, полнокровный образ, она – увы – не умеет.
Что остается зрителю? Остается вторая линия – «родительская». И здесь никаких нареканий – всё точно, всё идеально.
Артем – детдомовец, своих родителей он не помнит и не знает. Полковник Томилин потерял единственного сына в Афганистане. Артем всю жизнь носит в себе комплекс «брошенного ребенка» и всю жизнь в нем живет желание каждого детдомовца – «чтобы меня забрали». И с возрастом никуда оно не исчезает... У полковника другие беды – болеет жена, нужны огромные деньги на операцию, надо квартиру продавать.
Их первая встреча совсем не радужная. Томилин с презрением смотрит на «хозяина жизни» Артема, а того бесит неуступчивость «колючего» старика. Но Томилин западет сразу в душу детдомовца Артема. Он совсем по-детски будет врать Вере про своих родителей – очень добрую маму и строгого папу (строгого, конечно, такого, как полковник). И когда Вера захочет познакомиться с родителями, Артем придет к Томилину с просьбой – «сыграть» его отца.
Томилину не до игр, и новоявленному «сыну» он совсем не рад. Но принимая помощь от Артема – как от «своего», он ведь тоже воевал, – старик постепенно принимает его и в свою семью.
Ключевая сцена – обед в гостях у Томилина. Вера щебечет, ничего не подозревая, идет вроде бы обычный разговор. Но на самом деле, это разговор двоих – отца и сына. Это «приглядка», притирка, это «прощупывание» друг друга, это высказывание каких-то своих потаенных обид, это столкновение мировоззрений – вечного «отцы и дети». И второй план, который играется одними глазами, взглядами, интонациями. «Как мне тебя не хватало!» - вот что на втором плане у обоих, и он читается совершенно отчетливо. Прекрасная работа и Армена Борисовича, и Максима!  
Они уже нравятся друг другу, они уже становятся родными. Когда Артем попадёт в переделку, Томилин сразу бросится его выручать. На вопрос Сергея «А вы кто?» – он спокойно ответит: «Я его отец» И это уже не игра. Он идет спасать не Артема Владимирова, который помог ему деньгами – он идет спасать сына.
И Артем уже не играет. Когда он подхватывает раненого полковника, от его отчаянного крика «Отец!» комок в горле...
Ну и концовка. Концовка совершенно гениальная. Томилин-Джигарханян, чуть подсмеиваясь над собой, говорит жене: «Я тут пацана одного взял на воспитание...» И «пацан» идет к ним. У Максима здесь слов нет, у него есть только несколько секунд вот этого прохода. И одной походкой и взглядом передается всё – и надежда, и страх, вечный страх детдомовского ребенка: а вдруг вот сейчас я дойду и не понравлюсь им, и меня опять «не возьмут». И счастье наконец – «папа и мама нашлись»...  
Фильм замечателен этой своей идеей, простой, как в любимом мультике – «ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети». И пусть не все в нем получилось. Зато сразу после просмотра хочется звонить своим родителям, и говорить им хорошие слова – а это уже немало.

Смотреть фильм онлайн 

Поблагодарить автора

Комментариев нет:

Отправить комментарий