Производство: Россия
Год: 1993
Режиссер: Сергей Урсуляк
В ролях: Николай Добрынин, Дмитрий Марьянов, Виктор Бакин, Константин Райкин, Александр Ширвиндт, Владимир Меньшов, Александр Феклистов, Евгения Симонова, Лика Нифонтова, Вячеслав Гришечкин, Андрей Смоляков, Мария Виноградова, Нина Дворжецкая, Анна Терехова, Федор Добронравов, Владимир Большов, Алексей Якубов, Александр Милютин, Маргарита Криницына, Дарья Михайлова
Моя оценка: 7 из 10
Год: 1993
Режиссер: Сергей Урсуляк
В ролях: Николай Добрынин, Дмитрий Марьянов, Виктор Бакин, Константин Райкин, Александр Ширвиндт, Владимир Меньшов, Александр Феклистов, Евгения Симонова, Лика Нифонтова, Вячеслав Гришечкин, Андрей Смоляков, Мария Виноградова, Нина Дворжецкая, Анна Терехова, Федор Добронравов, Владимир Большов, Алексей Якубов, Александр Милютин, Маргарита Криницына, Дарья Михайлова
Моя оценка: 7 из 10
В начале фильма дается определение термину «регтайм». В американской культуре это джазовая мелодия, появившаяся в начале века, которая вызывает у американцев ностальгические чувства о том времени, когда не было насилия, СПИДа, инфляции. Регтайм по-русски ‒ песни 70-х, ВИА «Веселые ребята», «Цветы», «Самоцветы». Остальное по аналогии.
Впрочем, интонация фильма, несмотря на название, не ностальгическая. Конечно, здесь присутствует ретроспекция в 70-е годы, в СССР, с песнями «Salut», «Прощай» и «Люди встречаются», с одеждой по моде тех лет, с «17 мгновениями…» по телику и портретом Че Гевары на стене. Однако отношение к ушедшей эпохе, мягко говоря, неоднозначное.
Главный герой «Русского регтайма» ‒ Миша Раевский из Жмеринки. Его очень эмоционально и даже с долей театральности играет Николай Добрынин. Провинциал, с открытой белозубой улыбкой и огромными черными глазами, наивно и упрямо верит, что мечта его непременно осуществится.
Миша с детства мечтает жить в Америке. И не потому что он ненавидит советский строй и советскую власть. Нет, просто он живет с ощущением, что родина его ‒ совсем в другой стороне. У Миши дома была огромная карта Нью-Йорка. В два года он ходил по этой карте, гулял по нью-йоркским улицам и уже тогда понял, что это его город. Город, прекрасней которого нет на земле. (Отметим, что в таком сюжетном допущении явно отразились прозападные и проамериканские настроения постсоветской творческой интеллигенции).
Свою мечту Миша Раевский не только не скрывает, но и деятельно ее осуществляет. Первая ступенька ‒ Москва, здесь живет папа, когда-то бросивший их с мамой. От беглого папы Мише ничего не нужно, кроме подписи, что он не возражает насчет отъезда. Увы, папа, военнослужащий человек, бурно возражает. Этот вариант сорвался.
Зато в Москве у Миши появились настоящие друзья ‒ веселые раздолбаи Костя (Виктор Бакин) и Митя (Дмитрий Марьянов). Со всем азартом молодости они берутся помогать Мише: пытаются сосватать его с какой-нибудь иностранкой. После того, как не удается и это, Миша ввязывается в опасный бизнес фарцовки, которым руководит натуральный бандит Махмуд (Константин Райкин).
Впрочем, вся эта часть имеет больше комедийных моментов, чем драматических. В молодости даже неудачи воспринимаются не так остро, а дружба помогает героям забыть горести. Дружба в фильме показана очень хорошо ‒ все эти милые дурачества, и подшучивания друг над другом, и игра в «замедленное кино», и в «А вот самолет приземляется»: Миша приехал из Америки и они бегут, бегут навстречу друг другу, чтобы крепко обняться после долгой разлуки. Пусть хлещет дождь ‒ всё равно весело, и сидеть насвистывать дассеновский «Салют» ‒ весело.
Мир молодых противопоставлен в фильме миру взрослых.
Отец Миши (Владимир Меньшов) ‒ такой же экспрессивный и эмоциональный, как его сын. И вроде бы патриот, и слова правильные говорит («Мы, Раевские, всегда служили России…»), а все же кроется за нежеланием отпускать Мишу в его Америку банальная боязнь за свою карьеру.
Другой представитель старшего поколения ‒ отец Кости (Александр Ширвиндт). Это знаменитый актер, флегматичный интеллектуал, который, впрочем, сразу придет на помощь своему сыну, когда тот попадет в беду. Он скептически относится к Мишиной мечте («не в Америку твой Миша попадет, а в дурку»). И дружба этого неблагонадежного Миши с его сыном ему крайне не нравится. Актер добросовестно и с чувством читает со сцены идеологически правильный «Ленин и печник», а сам не против послушать «Голос Америки». Ему удобно и легко в этой двойной морали, он приспособился, привык. А тут вдруг чудик из Жмеринки со своей мечтой про Америку.
Беда приходит неожиданно. Однажды трое дурачков весело отметили красный день календаря ‒ седьмое ноября. Пока люди все как один ходили на параде, Миша, Митя и Костя забрались на крышу, выпивали, сняли мешающий им флаг и оторвали красное полотнище от древка. Порвать флаг в день Октябрьской революции ‒ в советское время худшего преступления нельзя себе было и представить. Убежать от милиции Мише не удалось...
Прессуют парня из Жмеринки капитально, бесчеловечно, и это самая мрачная часть фильма. Чекисты твердо намерены выбить из пацана имена сообщников по антисоветской деятельности. Миша терпит побои, унижения, ночные допросы. И не выдерживает одного: «злого» следователя сменяет «добрый» и тихо, ласково предлагает ему подписать признание в обмен на мечту: через 24 часа он будет в Америке. Если не подпишет ‒ тогда тюрьма и снова издевательства и побои или на свободу к озверевшему Махмуду, которому он задолжал…
Процесс ломки личности показан ужасающе и очень больно. Еще страшнее встреча Миши с девушкой его мечты (Лика Нифонтова). Она его узнала, потянулась к нему. А он смотрит на нее потухшим взглядом, выжженными глазами, чужими, полными только боли…
Мечта осуществилась. Но она уже не радует. Потому что в сердце ‒ неисчезающее, непроходящее чувство вины, с которым теперь он будет жить всегда. Михаил Раевский уехал в Америку и теперь пытается писать письма тем, кого он предал: «Дорогие мои ребята… Дорогие мои ребята…»
Финал трогает до слез. Это и прощение самого себя, и радость, и вечный «Салют», и они, все трое, снова молодые и веселые, бегут, бегут навстречу друг другу, чтобы крепко обняться после долгой разлуки…
Комментариев нет:
Отправить комментарий