Производство: Россия
Год: 1995
Режиссер: Денис Евстигнеев
В ролях: Владимир Машков, Евгений Миронов, Кристина Орбакайте, Максим Суханов, Ирина Апексимова, Игорь Верник, Мария Липкина, Сергей Газаров
Моя оценка: 8 из 10
Провинциалы
Миша и Иван приехали в Москву в 1977 году. У них было 160 рублей на двоих и
банка кизилового варенья. Их презрительно называли «лимитой». Но у них были
дружба, молодость и веселье.
И вот прошло
много лет. Страна уже совсем другая. Есть высокооплачиваемая работа. Есть
деньги и женщины. Есть драйв и риск. Но нет веселья. А скоро исчезнет и дружба.
Развела их
жизнь. Даже направления у них разные: один создает пароли, другой их вскрывает.
Миша (Евгений
Миронов) ‒ неудачник. Он мыслит прежними советскими понятиями, работает за
копейки, живет бедно и ходит всё в тех же смешных очках с толстыми стеклами.
Добрый, смешной, беззащитный, как ребенок. Когда он отказывается сказать Ивану
код, в этом видится не только его порядочность, но еще и детское упрямство,
желание посоревноваться («а вот не выйдет у тебя ничего»).
Иван (Владимир
Машков) ‒ сильный, нахальный, циничный, пробивной, цепкий, рисковый и дерзкий. Его
мужественность и сексуальность сводят женщин с ума, друзей у него много,
настоящий «мужской клуб». Гениальный компьютерщик, он свою гениальность
замечательно научился «монетизировать». Денег у него много, а куда их девать он
не знает. Вот стадион водный купил, наверное, клуб здесь откроет, клубы ‒ это сейчас
модно.
И все же живут
в нем сентиментальность и романтизм, потому что внутри Иван ‒ все тот же
советский человек, человек «из прошлого», хотя он и «вписался в рынок», в
отличие от Мишки. Тоска по прошлому всё живет в нем, недаром вспоминает он его постоянно
(отлично снятые под «любительскую камеру» флэшбэки). Вот и стадион этот
ненужный он купил, потому что в советское время они ходили сюда с Мишкой…
Иван еще способен
сильно увлечься. Вот запала ему в душу девушка, случайная знакомая Катя
(Кристина Орбакайте), тонкая, неуловимая, загадочная, красивая, но какая-то
потерянная девочка, надломленная, цветок, проросший сквозь асфальт.
Богач Иван по
сути счастлив только с ней и с Мишкой. Прекрасны сцены, когда друзья напились
вдвоем и когда они весело дурачатся ‒ их попытка вернуть беззаботное прошлое,
счастливая, светлая нота перед страшной потерей. Отчаянное и радостное «Йестудей»,
песня их советской юности, которую душевно орут-поют Мишка и Иван ‒ как
контраст к диким, агрессивным скачкам в «мужском клубе».
А потом
окажется, что это был последний счастливый вечер. И еще окажется, что ничего не
имеет значения, ни деньги, ни клубы, ни этот стадион с громадными буквами V.I.P.,
ни даже любовь. Нет Мишки. Не будет больше его смешных очков, его беззащитной
улыбки, его детской наивной радости.
Один.
В фильме
замечательно, лучше, чем где бы то ни было, передана безумная атмосфера 90-х,
атмосфера разрушения и какой-то дикой качки, когда люди обогащались за
мгновения, когда можно было купить за копейки самолет, или стадион, или
киностудию, а потом так же, за мгновения, потерять всё, включая жизнь.
Малолетние проститутки, бандитские разборки, богатые и нищие, «новые русские» и
старые советские… Процесс ломки общества, расслоения, неисчезающее чувство потери
опоры под ногами показаны очень реалистично и оттого очень трагично. Финальные
кадры, когда Иван и смеется, и плачет одновременно, сидя один на пустом
стадионе, ‒ ярко выражают эту трагедию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий