воскресенье, 15 декабря 2019 г.

Лимита

Производство: Россия
Год: 1995
Режиссер: Денис Евстигнеев
В ролях: Владимир Машков, Евгений Миронов, Кристина Орбакайте, Максим Суханов, Ирина Апексимова, Игорь Верник, Мария Липкина, Сергей Газаров
Моя оценка: 8 из 10




Провинциалы Миша и Иван приехали в Москву в 1977 году. У них было 160 рублей на двоих и банка кизилового варенья. Их презрительно называли «лимитой». Но у них были дружба, молодость и веселье.
И вот прошло много лет. Страна уже совсем другая. Есть высокооплачиваемая работа. Есть деньги и женщины. Есть драйв и риск. Но нет веселья. А скоро исчезнет и дружба.

Развела их жизнь. Даже направления у них разные: один создает пароли, другой их вскрывает.
Миша (Евгений Миронов) ‒ неудачник. Он мыслит прежними советскими понятиями, работает за копейки, живет бедно и ходит всё в тех же смешных очках с толстыми стеклами. Добрый, смешной, беззащитный, как ребенок. Когда он отказывается сказать Ивану код, в этом видится не только его порядочность, но еще и детское упрямство, желание посоревноваться («а вот не выйдет у тебя ничего»).
Иван (Владимир Машков) ‒ сильный, нахальный, циничный, пробивной, цепкий, рисковый и дерзкий. Его мужественность и сексуальность сводят женщин с ума, друзей у него много, настоящий «мужской клуб». Гениальный компьютерщик, он свою гениальность замечательно научился «монетизировать». Денег у него много, а куда их девать он не знает. Вот стадион водный купил, наверное, клуб здесь откроет, клубы ‒ это сейчас модно.
И все же живут в нем сентиментальность и романтизм, потому что внутри Иван ‒ все тот же советский человек, человек «из прошлого», хотя он и «вписался в рынок», в отличие от Мишки. Тоска по прошлому всё живет в нем, недаром вспоминает он его постоянно (отлично снятые под «любительскую камеру» флэшбэки). Вот и стадион этот ненужный он купил, потому что в советское время они ходили сюда с Мишкой…
Иван еще способен сильно увлечься. Вот запала ему в душу девушка, случайная знакомая Катя (Кристина Орбакайте), тонкая, неуловимая, загадочная, красивая, но какая-то потерянная девочка, надломленная, цветок, проросший сквозь асфальт.
Богач Иван по сути счастлив только с ней и с Мишкой. Прекрасны сцены, когда друзья напились вдвоем и когда они весело дурачатся ‒ их попытка вернуть беззаботное прошлое, счастливая, светлая нота перед страшной потерей. Отчаянное и радостное «Йестудей», песня их советской юности, которую душевно орут-поют Мишка и Иван ‒ как контраст к диким, агрессивным скачкам в «мужском клубе».
А потом окажется, что это был последний счастливый вечер. И еще окажется, что ничего не имеет значения, ни деньги, ни клубы, ни этот стадион с громадными буквами V.I.P., ни даже любовь. Нет Мишки. Не будет больше его смешных очков, его беззащитной улыбки, его детской наивной радости.
Один.
В фильме замечательно, лучше, чем где бы то ни было, передана безумная атмосфера 90-х, атмосфера разрушения и какой-то дикой качки, когда люди обогащались за мгновения, когда можно было купить за копейки самолет, или стадион, или киностудию, а потом так же, за мгновения, потерять всё, включая жизнь. Малолетние проститутки, бандитские разборки, богатые и нищие, «новые русские» и старые советские… Процесс ломки общества, расслоения, неисчезающее чувство потери опоры под ногами показаны очень реалистично и оттого очень трагично. Финальные кадры, когда Иван и смеется, и плачет одновременно, сидя один на пустом стадионе, ‒ ярко выражают эту трагедию.  



Комментариев нет:

Отправить комментарий