Оригинальное название: Eros
Производство: США, Италия, Гонконг, Франция, Люксембург, Великобритания
Год: 2004
Новелла «Рука» (The Hand)
Режиссер: Вонг Кар-Вай
В ролях: Гун Ли, Чан Чэнь
Новелла «Равновесие» (другое название - «Эквилибриум» (Equilibrium))
Режиссер: Стивен Содерберг
В ролях: Роберт Дауни-младший, Алан Аркин
Новелла «Опасная связь вещей» (Il filo pericoloso delle cose)
Режиссер: Микеланджело Антониони
В ролях: Кристофер Буххольц, Реджина Немни, Луиза Раньери
Моя оценка (альманаха в целом): 6 из 10
В
начале 2000-х гг. продюсер Стефан Чалгаджиев, после успешного сотрудничества с
Микеланджело Антониони над фильмом «За облаками», решил снова поработать со
знаменитым режиссером. Ему пришла в голову идея создать своеобразную трилогию
короткометражных фильмов, снятых тремя всемирно известными режиссерами на одну
и ту же тему. Это был очень интересный замысел, ведь свои взгляды на эрос ‒
чувственную любовь ‒ представляли художники трех континентов: Европы
(Микеланджело Антониони), Америки (Стивен Содерберг) и Азии (Вонг Кар-Вай). Три
разных культуры ‒ три разных взгляда.
Разница,
действительно, получилась впечатляющей, настолько, что цельного впечатления от
просмотра альманаха абсолютно не возникает. Три работы различаются и стилем, и художественным
уровнем, и самим подходом к теме. Рассмотрим подробнее эти три новеллы. И
начнем с новеллы итальянского мастера. Замечу, что существуют различные версии
порядка новелл в альманахе. Общепринят вариант, демонстрировавшийся на
фестивале в Венеции: Кар-Вай ‒ Содерберг ‒ Антониони. Но мне думается, более
логично выстроен прокатный итальянский вариант: Антониони ‒ Содерберг ‒
Кар-Вай. Так я о них и буду рассказывать.
«Опасная связь вещей»
Оценка:
5 из 10
По
всеобщему признанию, это наиболее слабая новелла в альманахе. Хотя, на мой
взгляд, Антониони в своей последней картине не изменил своему стилю и любимой
теме. Традиционные мотивы всеобщей некоммуникабельности, оторванности людей от
природы, двойничества звучат здесь достаточно отчетливо.
Супружеская
пара находится на грани разрыва. Они ссорятся целыми днями и даже не слышат
друг друга. Но вот они выезжают на природу. Природа ‒ это извечная оппозиция
городу у Антониони, это свобода и красота. Красота здесь необыкновенная, и
кажется, можно перестать наконец доставать друг друга и отдаться спокойной и
гармоничной, «природной» жизни. Но это им не удается. Муж знакомится с красивой
девушкой, странной, которая живет в таком же странном доме-башне. Он занимается
с ней сексом, даже не узнав ее имени. Девушка ‒ пример существования в гармонии
с природой. Она танцует нагишом на пляже, пусть не слишком красиво и не слишком
профессионально ‒ но созвучно окружающей природной стихии. И жена подражает ее
примеру. Две женщины словно сливаются в одну, становятся отражением друг друга.
Запутанный
неясный сюжет, обрывистость не позволяют понять мотивы поступков и характеры
главных героев. Мы просто не успеваем этого сделать. Возможно, короткий метр ‒
это просто не формат Антониони.
«Равновесие»
Оценка:
7 из 10
Черно-белая,
очень стильная короткометражка Содерберга отличается своей открытой
ироничностью. Режиссер не собирается всерьез исследовать тему эроса. Женщина
здесь вообще почти за кадром ‒ лишь во сне главного героя. Собственно, вся
эротика тоже связана только с этим сном, где мелькает обнаженная натура. Всё
время новеллы занимает разговор психоаналитика доктора Перла (Алан Аркин) и
клиента Ника Пенроуза (Роберт Дауни-младший), который продает будильники и
мучается от одного и того же сна. Этот навязчивый сон с обнаженной женщиной он
никак не может досмотреть до конца. В конце концов, жена уже начинает ревновать
к неведомой голой незнакомке. Впрочем, доктора путаная исповедь клиента,
кажется, не слишком занимает. Гораздо больше его интересует то, что происходит
за его окном. Вуайеризм во сне эхом отражается в вуайеризме наяву. А хорошо
выспавшийся на кушетке психоаналитика Ник наконец досматривает свой
увлекательный сон до конца и даже придумывает систему повторного звонка
будильника. Равновесие восстанавливается.
Хотя
Содерберг отлично создает ретро-стиль, и актерские работы здесь на высоте, все
же больше, чем забавной зарисовкой, этот фильм нельзя считать.
«Рука»
Оценка:
8 из 10
Это
лучшая новелла в альманахе, наиболее целостная и наиболее соответствующая заданной
теме. Откровенные сцены здесь, конечно, присутствуют, но дело даже не в них, ‒
во всем фильме буквально разлито эротическое, любовное настроение.
Юный
портной Занг (Чан Чен) охвачен страстью к проститутке Хуа (Гун Ли). Красавица
поразила его в самое сердце. Но у нее клиентов много, и Занг в их число не
входит. Лишь однажды своей умелой ручкой она приласкала его и доставила такое
неземное наслаждение, которого Занг не может забыть.
Он
шьет ей волшебные платья, а она все мечтает о каком-то счастливом шансе,
который вот-вот выпадет ей и жизнь ее изменится. Но время безжалостно. Хуа
теряет и красоту, и здоровье. Сгорает, как мотылек в огне, совсем молодой. И
только преданный Занг успеет попрощаться с ней и выразить ей всю свою любовь и
всю страсть. Его руки создают для нее лучшее платье, ее руки дарят ему
последнее наслаждение. Сюжет закольцовывается этим символом.
В
фильме можно увидеть параллели к известным литературным сюжетам, например, к
«Даме с камелиями». Кроме того, нельзя не заметить эстетику упадка и
разложения, так характерную для культуры рубежа XIX-XX вв. Режиссер мастерски соблюдает этот
стиль, создавая изысканный, очень чувственный и красивый фильм.
Соединение
в одном альманахе столь разных лент сразу заставляет вспомнить бессмертное пушкинское
«В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». И все же некоторую
логику построения здесь уловить реально. Если смотреть фильмы в таком порядке, как
я описала, можно увидеть развитие любви «по возрастанию»: от неясности и «животности»
чувств ‒ к обретению очертаний через иронию ‒ наконец к действительно чувственной
любви и страсти. Обратное построение, если поставить ленту китайского режиссера
первой, представляет совершенно другое развитие, ведущее к разрушению любви ‒
от страсти и эротики ‒ к механическому препарированию чувств и их размытости,
неясности. В любом случае, идея представления взглядов мастеров режиссуры на
какую-либо одну тему интересна и заслуживает продолжения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий