вторник, 16 июня 2020 г.

Истина в зеркале

Оригинальное название: Sheesha
Производство: Индия
Год: 1986
Режиссер: Басу Чаттерджи
В ролях: Митхун Чакраборти, Мун Мун Сен, Виджаендра Гхатге, Маллика Сарабхаи, Суреш Чатвал, Гудди Марути, Раджана Сачдэв, Гаури Верма
Моя оценка: 8 из 10



Этот фильм очень выделяется на фоне традиционного индийского кино 1980-х. Во-первых, его можно назвать психологическим детективом, а для индийского кино это не самый распространенный жанр. Уже интересно, а если учесть, что фильм еще и из серии «нереально красивый Митхун» ясно, что пропускать такой фильм нельзя ни в коем случае.



Супруги Динеш (Митхун) и Маниша (Муна) Пракаш (Мун Мун Сен) ‒ современные молодые люди, которые олицетворяют новую, «европейскую» Индию. Динеш управляет фабрикой, он успешный бизнесмен. Муна ведет жизнь, какую и полагается вести светской леди, ‒ женский клуб, походы в парикмахерскую, книги из Лондона, красивые наряды. Оба молоды, богаты, красивы и, кажется, счастливы.
Гром среди ясного неба прогремел во время празднования дня рождения Динеша. Совершенно неожиданно он не приходит домой, а молодая супруга узнает шокирующую новость: Динеш арестован по обвинению в попытке изнасилования телефонистки Пунам (Маллика Сарабхаи). Потерпевшая сама написала на него заявление.
Опытный адвокат и друг Динеша Ашок (Виджаендра Гхатге) берется защищать друга, он уверен, что Динеша просто «подставляют» ‒ слишком уж высоко он взлетел, у таких людей много завистников.
Муна же вначале не верит «изменщику». Ее захлестывают ревность и обида: как он мог, она так старалась, выстраивала его карьеру, и вот сейчас всё рухнет, все ее усилия пойдут прахом. К тому же ее просто добивают слухи и сплетни. Они множатся с немыслимой быстротой, и история, без того мерзкая, обрастает еще более гадкими подробностями. Сплетничают все ‒ и мужчины, сотрудники фабрики, и подруги Маниши, ее «женский клуб», который мается от скуки. Вот этот момент показан очень реалистично.
Взяв себя в руки, Муна решает провести собственное расследование и выяснить, кто же такая ‒ эта Пунам. 


Оказывается, девушка она, действительно, красивая, такая может нравиться. Но, по слухам, добропорядочным поведением Пунам никогда не отличалась. Живет она очень бедно, ее бывший муж ‒ опустившийся алкоголик. Старшая сестра Пунам ‒ проститутка, муж ее ‒ тоже алкоголик. Разбираясь в запутанной судьбе Пунам, Маниша все-таки находит улики, которые доказывают невиновность ее мужа.
Справедливость торжествует. И тут зрителей ждет совершенно неожиданный финал. Динеш смотрит в зеркало ‒ и на лице его не раскаяние, не удовлетворение от того, что правда восторжествовала. Нет, там только страх. Он испуган и сломлен. Почему? Не потому ли, что Пунам все-таки сказала правду? Долго ли будет Динеш жалеть о своей ошибке? Или вскоре он опять станет тем же самоуверенным и холодным «хозяином жизни»?
Авторы не дают однозначного ответа. Выводы зритель может сделать сам, узнав из флэшбэков всю историю головокружительной карьеры Динеша. Юный Динеш был романтиком, который мог пройти несколько миль, чтобы просто увидеть любимую и перемолвиться с ней парой слов. Скромный, влюбленный студент и не мечтал ни о какой карьере фабриканта. Но жена решила: ее муж станет по-настоящему богатым. И вот вчерашний романтик шаг за шагом, год за годом превращался в высокомерного, жесткого, «европейского» руководителя.
Неоднозначным становится и образ Пунам, тем более, что показывают нам разные версии ее конфликта с Динешем. Пунам может быть и холодной, и жестокой, и хитрой, но затаенная боль живет в ее глазах. Она бедна, замучена своей проблемной семьей. Ей отчаянно нужны деньги. Так значит она солгала? Или все же она сказала правду, и лишь стереотипы помешали судьям признать ее правоту?
Истина в зеркале ‒ ее знает тот, кто в финале отражается там, не в силах скрыть свой страх.
Нельзя не заметить назидательности фильма. Европейский стиль жизни неявно, но вполне ощутимо осуждается авторами. Эта чрезмерная раскованность, эти плакаты со знойными красотками, эти лондонские книжки с развратными картинками, эти смелые европейские наряды ‒ не они ли приводят мужчину к насилию? Ответ на этот вопрос читается, что называется, «между строк».
Жена толкала мужа, заставляла делать карьеру, все выше, выше, все больше власти и денег, все больше. А нужно ли было это ему? Может Динешу надо было оставаться тем скромным, восторженным историком, пусть не богатым, но искренним и честным?
Истина в зеркале… Посмотри в свои глаза…

       


Песни из фильма







Комментариев нет:

Отправить комментарий