Оригинальное название: Guru
Производство: Индия
Год: 2007
Режиссер: Мани Ратнам
В ролях: Абхишек Баччан, Митхун Чакраборти, Айшвария Рай, Мадхаван, Видья Балан
Моя оценка: 8 из 10
Производство: Индия
Год: 2007
Режиссер: Мани Ратнам
В ролях: Абхишек Баччан, Митхун Чакраборти, Айшвария Рай, Мадхаван, Видья Балан
Моя оценка: 8 из 10
Это история о пути наверх.
История того, кто был когда-то «никем» – а стал
«всем».
Гуру, которому отец вдалбливал с детства, что он
неудачник, и у него никогда ничего не получится, получил работу в Англии.
Гуру, у которого раньше не было ничего кроме красного
спецкостюма и канистр бензина, которые надо было продавать с утра до ночи,
легко получает должность менеджера по продажам. Но с условием – «потрудитесь
носить галстук». Потрудитесь выглядеть, как европеец. Вести себя, как европеец.
Гуру не хочет носить галстук, не хочет быть европейцем и «чьим-то» менеджером.
Он хочет уехать на родину и работать на себя. И в ответ слышит – «у тебя не
получится». Конечно, он уедет. И конечно, у него получится.
Потому что, несмотря на все препятствия, запреты, на
все «нельзя» и «не получится» он умеет мечтать. И не просто мечтать, но и
осуществлять свои мечты.
Гуру – Абхишек Баччан. Можно разбирать плюсы и минусы
актерской игры Абхишека, но, мне кажется, главное ему удалось – показать
характер в развитии и четко выразить идею фильма. Его Гуру в начале фильма – искренний,
смелый, веселый. Но в бизнесе нельзя вечно оставаться чистеньким и честненьким.
К своей мечте Гуру рвется, сметая и отшвыривая все, что мешает. Он женится не
по любви – из-за приданого (и не скрывает этого). Он принимает ненавистные
раньше правила – и повязывает галстук, и носит европейскую одежду, лишь бы его
приняли, взяли в этот круг, куда он так рвется. Он будет делать одежду из
английского полиэстера на английских машинах и при этом бравировать своим деревенским
происхождением: «Я деревенский парень... А вот у нас в деревне...».
Близкий друг попробовал что-то вякнуть против
«фабрики Шакти» (это же надо, заявил: «Гуру научился только распознавать
деньги») – начинающий олигарх быстро поставит его на место. Без колебаний
расправляется он с конкурентами и завистниками. Закон? Закон будет таким, каким
удобно ему, Гуру. Он меняется не только внутренне – и внешне. На него – растолстевшего,
лоснящегося, с наглым взглядом, уверенного в своей исключительности – смотреть
становится неприятно. И болезнь, которая его настигает – как звоночек оттуда,
оглянись, остановись, что же ты делаешь... Не случайно он наказан параличом,
скован, обездвижен, «остановлен». И эта вынужденная остановка многое дала
понять Гуру. То, что нас не убивает – делает сильнее. Не благодаря друзьям – а
именно благодаря врагам он встает на ноги. В финальной речи Гуру к судьям много
горькой правды и правоты. И потому он выходит победителем. Именно в этой части,
когда Гуру болен, еще с трудом передвигается, но в нем уже загорается тот же
огонь, что и много лет назад, в начале его пути, – Абхишек наиболее убедителен.
Никогда не относила себя к его поклонникам, но в этом фильме он действительно
на высоте, прекрасная актерская работа.
Героиня Айш - Суджата, свободолюбивая и безрассудная.
Что-то есть в ней от птицы, вольной и сильной, но запертой в клетку. Гуру такой и видит – в пустом зале с круглыми потолками, как в клетке,
и она посреди этого зала на качелях, как канарейка на жёрдочке. Не сразу
привыкает она к мужу (настоящая любовь к ним придет много позже свадьбы). Но
она уезжает вместе с ним в Бомбей и будет поддерживать во всем. Вместе до конца
– верная восточная жена. Как одержимая, во время болезни мужа, она твердит: «Он
встанет, он поправится». И он встает и поправляется. Потому что она научилась
от Гуру не слышать слова «нет».
Ну и конечно, Митхун. Маник Дасгупта. Нана-джи. Лидер,
социальный коммунист, издатель правдивой газеты, которая, по его выражению,
«отпугивает европейских крыс». Человек с обостренным чувством справедливости и
болезненно относящийся к малейшей лжи. Увлекшись и загоревшись тем огнем,
которым горит Гуру, он начинает ему помогать. И полюбил он Гуру прежде всего за
его правдивость. Того Гуру, который, озорно улыбаясь, сказал ему однажды: «Я
новичок в Бомбее, я не знаю, как правильно лгать». Но новый Гуру,
Гуру-махинатор, Гуру-коррупционер, становится его врагом. Он не будет
публиковать заметки под диктовку Гуру и топить с его подачи его конкурентов, не
будет, как все, прославлять «семью Шакти». Гуру уверен в том, что все и всех
можно купить – вопрос лишь в цене. Что ж, пусть попробует купить Маника. На
войне – как на войне.
Самое интересное в этой истории (и это то, что
замечательно открывают нам Митхун и Абхиш) – второй план. Потому что, несмотря
на идейные противоречия, эти двое любят друг друга по-настоящему, как отец и
сын. Гуру позволяет Нане-джи самые жесткие выпады, а когда на непримиримого
старика совершается покушение (партнер Гуру решил подстраховаться), с яростью
нападает на своего помощника: «Он мне, как отец! А на отца нельзя поднимать
руку!»
Суджата навещает Маника, приносит ему показать своих
близняшек и прямо спрашивает: «Ты совсем его не любишь?» В ответ ей лишь
молчание. Но это молчание красноречивее слов. Конечно, любит. Но гордость
никогда не позволит ему это показать. Маник будет шутить с младенцами: «Пусть
вашего папу посадят в тюрьму» – игра специально для Суджаты, а за всеми этими
шутками, за молчанием, за жесткими фразами – сильная, обжигающая любовь к
своему «плохому» сыну.
Эта любовь прорывается, когда Нана-джи узнает, что
Гуру в больнице. Он отказывается в это верить, в волнении мечется по комнате: «Как
его может разбить паралич, в таком возрасте? Он на двадцать лет моложе меня!»
Но когда репортер Шьям спрашивает старика, не снять ли из нового номера
очередное разоблачение Гуру, твердо говорит: «Нет». Он все еще хочет изобразить
сурового борца за правду и справедливость. И на вопрос того же Шьяма: «Вы
пойдете к Гуру в госпиталь?» пытается лгать: «Почему я должен к нему идти? Я не
пойду. Не пойду». А по растерянным глазам, по рукам, которые не находят себе
места, то сдергивают очки, то снова надевают, – мы понимаем: конечно же,
пойдет.
В госпитале Нана-джи смотрит на парализованного Гуру,
и на лице его боль от беспомощности что-нибудь сделать, помочь. Суджата-Айш
сурово отчитывает его: «Он жив. Ты для этого пришел? Через два месяца я
поставлю его на ноги! Чтобы он мог бороться с тобой!» А в глазах Маника – не
страх, не злость, не раскаяние, только мольба – поставь! Пусть он будет
бороться со мной, пусть даже убьет меня – только поставь его на ноги, только бы
он жил...
Митхун-актер потрясает в очередной раз: настолько
великолепна, филигранно точна его игра. Хотя нет, даже не хочется говорить
слово «игра», есть в нем что-то
искусственное. А здесь же, на экране – «живая жизнь», абсолютно реальный и абсолютно иной, чем актер Митхун Чакраборти, человек, наполненный, глубокий, и,
глядя на него, легко прочитываешь всю историю его честной, бескомпромиссной
жизни.
Еще одна работа, которая обращает на себя внимание - Видья Балан в роли Минакши, внучки Маника Дас Гупты. Девушка неизлечимо больна и знает об этом. Она прикована к инвалидному креслу, но не потеряла интереса к жизни. Она ироничная, сильная и, кажется, научилась жить со своей болезнью. И только однажды вырвется у нее: "Как бы я хотела прожить три дня без боли. Всего три дня". Три дня без инвалидного кресла, прожить их, как обычная девушка - петь, танцевать, любить... Любовь судьба ей подарит почти в самом конце жизни. Шьям делает ей предложение, и она рыдает от счастья и от горя, что так поздно, что так скоро ей нужно будет уйти от своей любви, своего счастья...
Еще одна работа, которая обращает на себя внимание - Видья Балан в роли Минакши, внучки Маника Дас Гупты. Девушка неизлечимо больна и знает об этом. Она прикована к инвалидному креслу, но не потеряла интереса к жизни. Она ироничная, сильная и, кажется, научилась жить со своей болезнью. И только однажды вырвется у нее: "Как бы я хотела прожить три дня без боли. Всего три дня". Три дня без инвалидного кресла, прожить их, как обычная девушка - петь, танцевать, любить... Любовь судьба ей подарит почти в самом конце жизни. Шьям делает ей предложение, и она рыдает от счастья и от горя, что так поздно, что так скоро ей нужно будет уйти от своей любви, своего счастья...
Сильные актерские работы, крепкий сценарий, уверенная режиссура. «Гуру» – не
коммерческое кино. Не «развлекаловка». Это трудный, а иногда и неприятный
разговор о честности, о справедливости, об успехе и о любви. И об Индии, потому
что тревога за ее народ – это постоянный, не пропадающий фон в каждом кадре. Не
за олигархов, не за бизнесменов. А за тех простых людей, за «низший класс», за
жителей «страны третьего мира», которые так хотят верить в лучшее, в волшебников-Гуру,
которые, может быть, когда-нибудь сделают их жизнь хоть чуточку легче...
Клип из фильма
Трейлер к фильму
Клип из фильма
Трейлер к фильму
Комментариев нет:
Отправить комментарий