Производство: СССР
Год: 1982
Режиссер: Георгий Данелия
В ролях: Евгений Леонов, Ия Саввина, Нина Гребешкова, Ольга Машная, Александра Яковлева, Борис Андреев, Лев Перфилов, Борислав Брондуков, Петр Щербаков, Нина Русланова, Ия Нинидзе, Николай Парфенов, Андрей Толубеев, Борис Сморчков, Ирина Шмелева
Моя оценка: 8 из 10
Год: 1982
Режиссер: Георгий Данелия
В ролях: Евгений Леонов, Ия Саввина, Нина Гребешкова, Ольга Машная, Александра Яковлева, Борис Андреев, Лев Перфилов, Борислав Брондуков, Петр Щербаков, Нина Русланова, Ия Нинидзе, Николай Парфенов, Андрей Толубеев, Борис Сморчков, Ирина Шмелева
Моя оценка: 8 из 10
Когда я увидела этот фильм в первый раз – еще
подростком, – помню, это было потрясение. И в первую очередь потому, что ТАКИМ
Евгения Леонова, хорошо знакомого, любимого, доброго «дядю Женю-Винни-Пуха», я
еще не видела.
Может быть, это самый грустный фильм Леонова. И самый
грустный и философский фильм Г.Данелии. Вполне оправдывающий свое название:
«грустная сказка». Фильм, так и не дошедший, по сути, к зрителю, выпущенный
унизительным «вторым экраном».
От сказки здесь андерсеновский зачин о кривом
зеркале, осколки которого когда-то разлетелись по белу свету. И кому из людей
попадал в глаз осколок такого зеркала, тот сразу начинал видеть всё в черном
цвете. Всё, что раньше нравилось ему, теперь вызывало отвращение. Всё, что
раньше восхищало, теперь казалось гадким и безобразным.
Таким Каем в нашей реальной, «теперешней» жизни и
оказывается герой Леонова – Павел Иванович Васин. Всё было как всегда – ехал
себе в автобусе, и тут вдруг соринка в глаз попала, а это и не соринка вовсе. И
сразу меняется герой – взгляд его (как же хорошо передает это Евгений
Павлович!) И сразу люди в автобусе становятся настолько мерзкими, что герой
даже не может ехать дальше вместе с ними – требует остановить автобус
прямо посреди какого-то пустыря.
Дома... Всё, что раньше было белым, ладно, не белым –
серым, - теперь исключительно чёрного цвета. Жена, которая сочиняет какие-то
подхалимские стишки и диктует их битый час по телефону (Ия Саввина), сын,
слушающий бесконечное «думц-думц-думц» (он считает это музыкой), а уж невестка
Люся (Александра Яковлева) и подавно – жадная, наглая, зовет его «папа», а сама
только и мечтает, чтобы он ей квартиру купил. А на работе? Все сплошь –
подлизы, эгоисты, лодыри, только и ждут, как бы начальника своего подсидеть и
гадость ему сделать.
Новый Васин – это вам не старый Васин. Он
высказывается и предъявляет, он скандалит и оскорбляет, он выводит на чистую
воду и выказывает полную принципиальность и несгибаемость. Бежит из дома Люся, обижается
жена, коллеги на работе массово пишут заявления об уходе.
И только маленькая внучка Машка плачет: «Паша, мне
тебя жалко...»
Дети всегда более зоркие, чем взрослые. По крайней
мере, у Андерсена было так: именно маленький мальчик первый сказал: «А
король-то голый». Машенька, любя дедушку любым – и добрым, и недобрым, – тоже видит то, чего не замечают другие. Что
их Каю-Васину очень-очень плохо. Другие видят его злость, но не видят того, что
человек «на грани», что человеку уже очень хочется умереть...
Павел Иванович, бывший храбрый фронтовик, словно ищет
смерти – он специально провоцирует грозного старика с ружьем, защищающего от
сноса свой гараж (замечательный эпизод Бориса Андреева) – «Стреляй, дядя Коля, а
я, может, тебе спасибо скажу». В голых осенних унылых ветвях всё мерещится ему петля...
А вспоминается – не плохое, вспоминается, как они с внучкой поют: «Капли падают
на крышу – дождь грибной идет...» И от этих воспоминаний повеситься хочется еще
сильнее...
Все убегают от Васина,
оставив его в полном одиночестве. И даже смерть бежит от него. Он захочет повеситься
– веревка оборвется. Захочет утопиться – да где там, речка совсем обмелела. И
неожиданно на самом «краю» – придет к нему спасение.
Кая спасла Герда, растопив лёд в его сердце своими
горячими слезами. Васина спасает современная Герда – смешная сотрудница Васина Соловьева
(Ольга Машная). Не раздумывая, бросится она за ним в ледяную воду – не потому
что влюблена, просто потому что – он же человек, жалко... Чужое добро,
полученное в ответ на зло (Васин-то Соловьеву обидел, очень несправедливо с ней
обошелся), – это добро совершает «обыкновенное чудо». Потрясенный Васин в
первый раз заплачет, и ненавистный осколок «кривого зеркала» уйдет наконец из
его глаза и души.
Только в сказке сразу изменился и мир вокруг. А здесь
... Зла столько, что его все помнят. И не прощают. А может, осколок был не
один? А может, у всех у нас такие ледяные осколки внутри сидят?
В конце фильма Васин оказывается в странной компании.
Рядом с ним не близкие и друзья, а люди в общем-то случайные и чужие – промокшая
Соловьева, нервный, сварливый музыкант (Лев Перфилов) и алкоголик-грузчик
(Борислав Брондуков). А еще есть лошадь и пианино. И «Лунная соната». Которая
вдруг превращается в их с Машкой песенку про теплый грибной дождь: «Капли
падают на крышу – дождь грибной идет...»
И случайные люди замирают рядом, вдруг
соприкоснувшись душами. И такое единение, такое родство – между ними, чужими,
не знавшими друг друга, – словно они одни на целом свете. Одни, как в самом
начале – в начале сотворения мира. Когда зеркало было еще целым...
Комментариев нет:
Отправить комментарий