четверг, 15 сентября 2016 г.

Синдром Петрушки

Производство: Россия
Год: 2015
Режиссер: Елена Хазанова
В ролях: Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Мераб Нинидзе, Зураб Кипшидзе, Александр Кузнецов, Алина Гвасалия, Алексей Любимов, Эра Зиганшина
Моя оценка: 7 из 10


Фильм начинается с конца – трагического конца рыжеволосой женщины в белом платье. Она вышла из окна, сделала шаг вниз. И замерла на асфальте безжизненной сломанной куклой. Ее кончину увидел мальчик Петя. И он потрясен – этим сочетанием красоты и безжизненности. А потом он увидит рыжеволосую девочку Лизу в коляске на улице, дочь той женщины. И она тоже поразила его – как поражает ребенка яркая экзотическая игрушка. Он даже попытался украсть ее, как чужую куклу.
Потом Петя подружится с Лизой и будет разыгрывать перед ней кукольные спектакли. Куклы – это его страсть. Куклы – и Лиза.

Когда Лиза и Петя выросли, они по-прежнему не расставались. Он уехал в Питер поступать на отделение кукольного театра, она поехала с ним. Идеальная пара – Петя и Лиза. И всё бы хорошо, если бы не родовое проклятие. Странным образом их жизнь оказывается связанной с игрушечным корчмарем и легендой о нем. Дочь корчмаря сбежала со своим любимым и была проклята отцом. С тех пор у них рождались не дети, а куклы, Петрушки, с навечно застывшей улыбкой на лице. Отец Лизы тоже проклял их.
У Пети и Лизы рождается ребенок с «синдромом Петрушки», с застывшей маской-улыбкой на лице. А потом он умирает. Всё согласно легенде. «У кукольника родилась кукла. Ты все превращаешь в кукол», – говорит Лиза, и эти упреки можно принять за бред помешавшейся от горя матери.
Но, возможно, она не так и не права. Для Пети действительно всё больше стирается черта между его искусством и жизнью. Они с Лизой танцуют для публики танец кукловода и марионетки – он об их любви и противоборстве. Кукла должна быть бесстрастной и покорной. Но после смерти ребенка Лиза уже больше не может играть эту роль. Во время танца она сорвется и зарыдает. Испортит Пете всю красоту момента. Но она ведь живая. Она не марионетка.
 Нужна ли ему эта живая женщина? Со своими чувствами, мыслями, желаниями, проблемами? Или ему нужна любимая, но кукла? Петя все глубже уходит в мир своих иллюзий и идеальных представлений. Он создает куклу Элис – точную копию своей жены. Когда Лиза впервые увидит ее – эту неживую свою копию – она потеряет сознание. А Петр в эйфории, он словно не замечает состояния Лизы. Теперь он танцует только с Элис. Спектакли идут с огромным успехом, он и Элис – гениальны.
Лизу пугает эта жуткая силиконовая кукла. Ей начинает казаться, что Петр взял не только ее внешность – он украл и отдал кукле ее душу. Она чувствует себя ненужной. Действительно, зачем она, если есть Элис, у которой всегда хорошее настроение, нет депрессий, ничего не болит и истерик она не устраивает? В мире Пети все меньше остается места для живых людей, всё занято куклами. Он даже говорит о себе с Элис – «мы», словно о живом человеке.
Куда деваться Лизе? Завести роман? Их друг семьи Борис давно и преданно любит ее. Но всё бесполезно. «Он сделал меня только для себя» – она уже и себя мыслит как куклу.
Она попытается покончить с собой, но у нее даже это не получится. Из больницы она выписывается с твердым намерением уйти от Пети. Оглядывается – а ее Петя, ее кукловод, уже за ее спиной. Добро пожаловать опять в неволю.
Правда, теперь уже более комфортную – Элис спрятана с глаз долой. Не давит так и семейная легенда: Петя сделал искусно копию Лизиного корчмаря, и теперь он со своим проклятием уже не страшен.
Но раздвоение Лиза – Элис продолжается и даже углубляется у Пети. Так кто же на самом деле ему нужен и дорог? Только любящая Лиза сможет разрешить эту дилемму.
В конце концов, здоровое женское начало побеждает болезненное мужское. Рождение сильнее смерти, а жизнь всё же сильнее искусства. Искусство не должно становиться жизнью, – на мой взгляд, такова идея фильма.
Впрочем, это лишь мое впечатление. Зрители, как мне кажется, вольны додумывать эту историю как угодно.

Смотреть фильм онлайн:      



   

Комментариев нет:

Отправить комментарий