среда, 27 февраля 2019 г.

Плохой хороший человек

Производство: СССР
Год: 1973
Режиссер: Иосиф Хейфиц
В ролях: Олег Даль, Владимир Высоцкий, Людмила Максакова, Анатолий Папанов, Георгий Корольчук, Анатолий Азо, Любовь Малиновская, Юрий Медведев, Ашот Меликджанян, Герман Лупекин, Гелий Сысоев
Моя оценка: 9 из 10



Экранизацию чеховской «Дуэли» Иосиф Хейфиц назвал «Плохой хороший человек». Вроде бы просится союз «и» между этими словами ‒ «Плохой и хороший человек», тем более что главных героев в фильме двое. Нет, настаивал режиссер, речь в названии идет об одном человеке. И хороший, на первый взгляд, человек вдруг может оказаться плохим, а плохой ‒ хорошим.

В фильме действуют две противоположности, два антагониста ‒ Лаевский и фон Корен.


Лаевский (Олег Даль) ‒ слабый, вялый, неврастеничный, любит карты, вино, женщин. Сошелся вот с чужой женой, увез ее от мужа, а теперь ‒ «разлюбил». Она раздражает его ужасно, смертельно ‒ и ее болезни, и ее кокетство, и даже ее образованность ‒ лучше бы щи сварила, чем весь день книжки читать. Денег у них все время нет: Лаевский не работает и работать не любит, Надежда Федоровна тоже о работе любит лишь порассуждать. Никчемные люди, неприспособленные, умеющие лишь делать долги, стенать и подчиняться сильным…


Таковы они с точки зрения фон Корена (Владимир Высоцкий). Будь его воля, он бы этого Лаевского утопил, потому что избавить мир от таких никчемностей ‒ это благо, а не преступление. Зоолог фон Корен весь мир меряет теорией естественного отбора. Слабаки пусть гибнут, не жалко. И вообще, лучший путь развития общества ‒ насилие. Всех, кто не работает, развратничает, ‒ или убить, или в каторжные работы. Дисциплина прежде всего.


Между двумя этими непримиримыми полюсами ‒ добряк и гуманист доктор Самойленко (Анатолий Папанов). Он жалеет и понимает и того, и другого, потому с такой болью он воспринимает их ссоры и рассуждения фон Корена о том, что Лаевский не имеет права на жизнь. Для него всякая человеческая жизнь ценна.
Несмотря на все усилия Самойленко, дуэль между двумя врагами неизбежна. Они по-разному воспринимают ее. Фон Корен ‒ спокойно и с иронией. Он знает, чем этот спектакль закончится: Лаевский выстрелит из благородства в воздух, а он тоже ломать свою жизнь из-за всякого ничтожества не станет, хотя ему и хочется убить его, убить и подтвердить свою теорию естественного отбора.
Для Лаевского же дуэль ‒ сильнейшее потрясение. Он вспоминает и переоценивает всю свою жизнь. Что он сделал в этой жизни, чем она была заполнена? Ложь, лень, вино, карты, чужая жена и долги, бесконечные долги… Итог его недолгой жизни.
Фон Корен оказался прав: Лаевский выстрелил в воздух. Выстрелил и испуганно замер перед дулом пистолета соперника. «Кончена жизнь», ‒ шепчет Лаевский, ожидая смертельного выстрела. И фон Корен действительно захочет убить его. Он забудет все свои слова, свою иронию, свое благоразумие, он, как хищник на охоте, почуял жертву и сейчас нацелен только на убийство.


Лаевского спасет дьякон (Георгий Корольчук). Смешливый молоденький дьякон, такой же добряк, как и Самойленко, нарушит церковный устав и придет на эту дуэль. Как окажется ‒ не зря, одного спасет от смерти, а другого ‒ от греха смертоубийства. И опять будет заливаться неповторимым, чудным смехом, вспоминая свой страх и свой «проступок» перед церковью.


Вроде бы фон Корен победил. Лаевский изменился, стал работать, женился на Надежде Федоровне, она хозяйством занялась. Они уже не «лишние» люди, а порядочная семья. Но почему же фон Корену так неприятно видеть сломленного, «добропорядочного» Лаевского, и то, как угодливо кланяется он ему и благодарит за что-то, неприятно видеть и его Надежду Федоровну, прежде такую изысканную, а теперь возящуюся с курами… 
Фон Корен уезжает с тяжелым сердцем. Его теория потерпела крах. Никто не знает настоящей правды, сделает вывод он.
Хотя, может, только он ее не знает. А Самойленко знает. И дьякон знает. И правда эта проста и лежит на поверхности. Все мы «плохие хорошие люди», много в нас всего намешано, и никакая теория не поможет тут однозначно все рассудить…
Фильм Иосифа Хейфица одновременно и простой, и сложный, и реалистичный, и философский, с великолепными актерскими работами. Огромной смелостью надо было обладать, чтобы пригласить на площадку сразу двух гениев, двух самых «проблемных» с точки зрения властей актеров, к тому же известных своим пристрастием к алкоголю. Тем не менее выбор на 100 % точный. Даль и Высоцкий, обладая оба мощнейшей энергетикой, «уравновешивают» друг друга, не давая зрителю сделать выбор, убирая однозначность из оппозиции «плохой ‒ хороший». При этом они отлично работают как партнеры, не «тянут одеяло» на себя, а решают ‒ каждый по-своему ‒ свою задачу, создавая невероятно глубокие образы.
Прекрасно вписался в эту компанию Анатолий Папанов. В его герое есть и юмор, и потрясающая доброта, недаром к Самойленко прибегают и Лаевский, и фон Корен, одинокие люди, истосковавшиеся по человеческому теплу.
Великолепна работа Георгия Корольчука. Его милый, смешной дьякон живет, благодаря Бога за каждое мгновение жизни, ежеминутно изумляясь тому, как эта жизнь сложна и прекрасна. Постоянно нарушая строгие церковные каноны, он тем не менее живет именно по Божьим законам, потому что Бог у него в сердце.


Мужскую компанию удачно разбавляет Людмила Максакова в роли Надежды Федоровны. Женщина, уже начинающая увядать, но все еще красивая, как роза, ярко цветущая напоследок. Хрупкость, болезненность здесь не внешняя ‒ внутренняя. Легкомысленная дама сполна платит за свое легкомыслие и наивное желание нравиться и блистать.
Все актеры, включая «эпизодников», составляют гармоничный ансамбль. Прекрасна и работа оператора. Старательно воссоздан быт, причем он тоже не безликий, а играет на раскрытие характеров. Но главное ‒ сохранен чеховский дух, его интонация, его неповторимая ирония и грусть о человеческом несовершенстве, о невозможности в этой земной жизни достичь полного счастья.




  

Комментариев нет:

Отправить комментарий