четверг, 21 февраля 2019 г.

Служили два товарища

Производство: СССР
Год: 1968
Режиссер: Евгений Карелов
В ролях: Олег Янковский, Ролан Быков, Владимир Высоцкий, Ия Саввина, Алла Демидова. Анатолий Папанов, Николай Крючков, Николай Бурляев, Ростислав Янковский, Роман Ткачук, Николай Парфенов, Юозас Будрайтис, Вениамин Смехов
Моя оценка: 9 из 10



В 1968 году на экраны СССР вышел удивительный фильм, где, возможно, впервые гражданская война была показана как трагедия, где нет однозначности, и белые не конченые сволочи, а красные – не ангелы с крылышками. Все они русские люди, и когда они гибнут, жалко и тех, и других…

На стороне красных – Андрей Некрасов и Иван Карякин. Это пара характеров-антиподов. Некрасов (Олег Янковский) – спокойный, добросовестный, скромный и честный человек. Несмотря на свое «непролетарское» происхождение, революцию он принял всей душой и, как может, служит ей. Карякин (Ролан Быков) – его противоположность. Экспрессивный, взрывной, малообразованный и грубый, никого не слушает, кроме себя. Как сейчас сказали бы современные «белые», это то быдло, которое в 1917 году пришло к власти. Возможно. Несмотря на все обаяние Быкова, образ получился все же не слишком симпатичный, хоть моментами и смешной. Ролан Быков и не собирается оправдывать его, напротив, добавляет в этот характер явные ироничные нотки.

Различность «двух товарищей» ярко раскрывается во время их «странствий», когда они пытаются выполнить задание командования и провести аэросъемку позиций белых. Герои поочередно попадают то к махновцам, то к партизанствующим красным. При этом авторы умело создают у зрителей впечатление, что простые люди вообще плохо разбираются, за что они сейчас воюют. Например, махновец, который сторожит арестованных Некрасова и Карякина, упрекает их: «Вы революцию продали». И на вопль Карякина «Кому продали??» простодушно отвечает: «А не знаю. Кому она потребна була, тому и продали».

После побега от махновцев герои попадают к «красным», которыми руководит суровая дама-комиссар (великолепная роль Аллы Демидовой). Комиссар – дама интеллигентная и умная, но с явными «тараканами» в голове (и снова образ подкрашен иронией, которую очень тонко передает Демидова). Комиссар не стала сильно разбираться, кто перед ней, сразу сделала вывод: «Белые» и отдала приказ – расстрелять. (Явный намек на быстрые суды сталинских «троек»).

Некрасову и Карякину удается выжить в этих бурных «встречах». Но авторы сразу подчеркивают, как по-разному ведут они себя. Некрасов перед любым противником держится с достоинством, не выкручивается и не лжет своему командиру. Карякин же, несмотря на то, что после успешного побега от махновцев принял Андрея в число своих друзей, немедленно «закладывает» его начальству. По сути, это откровенный лживый донос: и какие-то антиреволюционные разговоры Некрасов вел, и пленку-де он нарочно загубил. А когда командир полка хвалит храброго Некрасова, тут же: давай опять дружить. И на упреки Некрасова в предательстве на голубом глазу кается в своей «ошибке» ‒ ну подумаешь, немножко ошибся, с кем не бывает.


Параллельно развивается история белого офицера Брусенцова. Его гениально играет Владимир Высоцкий. Ни грамма карикатурности, никаких черно-белых оценок. Высоцкий играет человека с честью, который, к своему несчастью, ясно понимает, как безнадежна борьба белых. Упреки Сашеньки («Такие, как вы, погубили белое дело») для него как лепет ребенка. Все рушится вокруг, рушится их мир, а эта идеалистка про «белое дело», которое предали вовсе не такие, как Брусенцов, а прежде всего «вожди» этого дела.

Брусенцов еще пытается оставаться человеком, но судьба словно смеется над ним. Он глупо убивает пьяного приятеля: тот зашел в комнату и «пошутил»: «Руки вверх!». В темноте Брусенцов не узнал его, а время такое, что он выстрелил, не раздумывая…
Так же случайно он убьет и Некрасова. Остался последний патрон, надо использовать его с толком, убить какого-нибудь краснопузого. И по трагической случайности этим последним красным окажется добрый и честный Некрасов, который незадолго до этого спас Брусенцова, не дал Ивану выстрелить в него…

Трагические случайности преследуют Брусенцова, и кажется, что они превращаются в закономерность. Все не так, все не ко времени. Не ко времени и его любовь к Сашеньке (Ия Саввина). Спасаться надо, бежать, как и все, пока пароходы есть, а он венчается. Женщина умоляет его: давай не поедем, мы не сможем жить среди чужих. Это и его мысли тоже, но он упрямо гонит их от себя, как приговоренный, скачет на пристань, ругается там с «тыловыми крысами», которые не пускают его с конем на пароход… А ведь это его Абрек, любимый конь, не раз спасавший его.

Коня ему приходится оставить, и верный друг бросается в воду, изо всех сил плывет, пытаясь не отстать от своего любимого хозяина. А хозяин с палубы смотрит на его мучения, и глаза у него точно такие, как у этого обреченного животного. Конь погибнет. И точно так же обречен и Брусенцов. Сашенька права: среди чужих ему не выжить. За границей всё чужое. Но и здесь стало всё чужое. Его России больше нет. А значит, и жизнь потеряла смысл. Брусенцов стреляет себе в висок…

Трагически гибнут лучшие, гибнут идеалисты и с той, и с другой стороны. Зато остаются «карякины». Иван уже не помнит, как сочинял лживые доносы на Некрасова, он всем рассказывает об их великой дружбе. Горькая ироничная усмешка авторов.

Валерий Фрид, Юлий Дунский и Евгений Карелов создали один из лучших фильмов о гражданской войне в России. Как и в жизни, здесь смешное идет рядом с трагичным. Забавна поэма про вшей, которую красноармейцам читает доморощенный «Демьян Бедный». Смешно, когда в стане махновцев один солдат-крестьянин подглядывает в позорную трубу за обнаженными женщинами, а другой говорит ему, что охотнее посмотрел бы на колбасу или вареники, «а такого добра он богато бачив». И вместе с этим абсолютно трагичны и полны искренней боли моменты гибели Некрасова и Брусенцова.

Маленькие фронтовые зарисовки, из которых составлен фильм, рассказывают о той войне гораздо больше, чем сто томов. История не может быть черно-белой, особенно история гражданской войны. Авторы, к счастью, это поняли. Увы, такой объективный взгляд на те далекие события до сих пор – большая редкость.



Комментариев нет:

Отправить комментарий