Производство: СССР
Год: 1968
Режиссер: Евгений Карелов
В ролях: Олег Янковский, Ролан Быков, Владимир Высоцкий, Ия Саввина, Алла Демидова. Анатолий Папанов, Николай Крючков, Николай Бурляев, Ростислав Янковский, Роман Ткачук, Николай Парфенов, Юозас Будрайтис, Вениамин Смехов
Моя оценка: 9 из 10
Год: 1968
Режиссер: Евгений Карелов
В ролях: Олег Янковский, Ролан Быков, Владимир Высоцкий, Ия Саввина, Алла Демидова. Анатолий Папанов, Николай Крючков, Николай Бурляев, Ростислав Янковский, Роман Ткачук, Николай Парфенов, Юозас Будрайтис, Вениамин Смехов
Моя оценка: 9 из 10
В 1968 году на экраны СССР вышел удивительный фильм, где,
возможно, впервые гражданская война была показана как трагедия, где нет
однозначности, и белые не конченые сволочи, а красные – не ангелы с крылышками.
Все они русские люди, и когда они гибнут, жалко и тех, и других…
На стороне красных – Андрей Некрасов и Иван Карякин. Это
пара характеров-антиподов. Некрасов (Олег Янковский) – спокойный,
добросовестный, скромный и честный человек. Несмотря на свое «непролетарское»
происхождение, революцию он принял всей душой и, как может, служит ей. Карякин
(Ролан Быков) – его противоположность. Экспрессивный, взрывной, малообразованный
и грубый, никого не слушает, кроме себя. Как сейчас сказали бы современные
«белые», это то быдло, которое в 1917 году пришло к власти. Возможно. Несмотря
на все обаяние Быкова, образ получился все же не слишком симпатичный, хоть
моментами и смешной. Ролан Быков и не собирается оправдывать его, напротив,
добавляет в этот характер явные ироничные нотки.
Различность «двух товарищей» ярко раскрывается во время их
«странствий», когда они пытаются выполнить задание командования и провести
аэросъемку позиций белых. Герои поочередно попадают то к махновцам, то к
партизанствующим красным. При этом авторы умело создают у зрителей впечатление,
что простые люди вообще плохо разбираются, за что они сейчас воюют. Например,
махновец, который сторожит арестованных Некрасова и Карякина, упрекает их: «Вы
революцию продали». И на вопль Карякина «Кому продали??» простодушно отвечает:
«А не знаю. Кому она потребна була, тому и продали».
После побега от махновцев герои попадают к «красным»,
которыми руководит суровая дама-комиссар (великолепная роль Аллы Демидовой).
Комиссар – дама интеллигентная и умная, но с явными «тараканами» в голове (и
снова образ подкрашен иронией, которую очень тонко передает Демидова). Комиссар
не стала сильно разбираться, кто перед ней, сразу сделала вывод: «Белые» и
отдала приказ – расстрелять. (Явный намек на быстрые суды сталинских «троек»).
Некрасову и Карякину удается выжить в этих бурных
«встречах». Но авторы сразу подчеркивают, как по-разному ведут они себя.
Некрасов перед любым противником держится с достоинством, не выкручивается и не
лжет своему командиру. Карякин же, несмотря на то, что после успешного побега
от махновцев принял Андрея в число своих друзей, немедленно «закладывает» его
начальству. По сути, это откровенный лживый донос: и какие-то антиреволюционные
разговоры Некрасов вел, и пленку-де он нарочно загубил. А когда командир полка
хвалит храброго Некрасова, тут же: давай опять дружить. И на упреки Некрасова в
предательстве на голубом глазу кается в своей «ошибке» ‒ ну подумаешь, немножко
ошибся, с кем не бывает.
Параллельно развивается история белого офицера Брусенцова.
Его гениально играет Владимир Высоцкий. Ни грамма карикатурности, никаких
черно-белых оценок. Высоцкий играет человека с честью, который, к своему
несчастью, ясно понимает, как безнадежна борьба белых. Упреки Сашеньки («Такие,
как вы, погубили белое дело») для него как лепет ребенка. Все рушится вокруг,
рушится их мир, а эта идеалистка про «белое дело», которое предали вовсе не
такие, как Брусенцов, а прежде всего «вожди» этого дела.
Брусенцов еще пытается оставаться человеком, но судьба
словно смеется над ним. Он глупо убивает пьяного приятеля: тот зашел в комнату
и «пошутил»: «Руки вверх!». В темноте Брусенцов не узнал его, а время такое,
что он выстрелил, не раздумывая…
Так же случайно он убьет и Некрасова. Остался последний
патрон, надо использовать его с толком, убить какого-нибудь краснопузого. И по
трагической случайности этим последним красным окажется добрый и честный
Некрасов, который незадолго до этого спас Брусенцова, не дал Ивану выстрелить в
него…
Трагические случайности преследуют Брусенцова, и кажется,
что они превращаются в закономерность. Все не так, все не ко времени. Не ко
времени и его любовь к Сашеньке (Ия Саввина). Спасаться надо, бежать, как и
все, пока пароходы есть, а он венчается. Женщина умоляет его: давай не поедем,
мы не сможем жить среди чужих. Это и его мысли тоже, но он упрямо гонит их от
себя, как приговоренный, скачет на пристань, ругается там с «тыловыми крысами»,
которые не пускают его с конем на пароход… А ведь это его Абрек, любимый конь,
не раз спасавший его.
Коня ему приходится оставить, и верный друг бросается в
воду, изо всех сил плывет, пытаясь не отстать от своего любимого хозяина. А
хозяин с палубы смотрит на его мучения, и глаза у него точно такие, как у этого
обреченного животного. Конь погибнет. И точно так же обречен и Брусенцов.
Сашенька права: среди чужих ему не выжить. За границей всё чужое. Но и здесь
стало всё чужое. Его России больше нет. А значит, и жизнь потеряла смысл.
Брусенцов стреляет себе в висок…
Трагически гибнут лучшие, гибнут идеалисты и с той, и с другой
стороны. Зато остаются «карякины». Иван уже не помнит, как сочинял лживые
доносы на Некрасова, он всем рассказывает об их великой дружбе. Горькая ироничная
усмешка авторов.
Валерий Фрид, Юлий Дунский и Евгений Карелов создали один из
лучших фильмов о гражданской войне в России. Как и в жизни, здесь смешное идет
рядом с трагичным. Забавна поэма про вшей, которую красноармейцам читает
доморощенный «Демьян Бедный». Смешно, когда в стане махновцев один
солдат-крестьянин подглядывает в позорную трубу за обнаженными женщинами, а
другой говорит ему, что охотнее посмотрел бы на колбасу или вареники, «а такого
добра он богато бачив». И вместе с этим абсолютно трагичны и полны искренней
боли моменты гибели Некрасова и Брусенцова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий