воскресенье, 16 декабря 2018 г.

Мечты о Шанхае

Оригинальное название: Qinghong
Производство: Китай
Год: 2005
Режиссер: Ван Сяошуай
В ролях: Гао Юаньюань, Яо Аньлянь, Ли Бинь, Эрик Цинь, Янг Тэнг
Моя оценка: 7 из 10



Фильм «Мечты о Шанхае» возвращает зрителей в начало 80-х. В убогой провинции Гуаньчжоу живут те, кто когда-то, в 60-е, уехал по призыву коммунистической партии из развитого Шанхая в глухую провинцию поднимать здесь производство, строить заводы и работать на этих заводах. Заводы построены, а вернуться назад все никак не получается. У рабочего Ву Цземиня желание вернуться в Шанхай превратилось в навязчивую идею. Он мечтает об этом днем и ночью. Но вернуться легально нельзя: его паспорт у дирекции завода. Он как крепостной в своей якобы свободной стране. И ищет пути, чтобы все-таки осуществить свою мечту.

Дочка Цземиня Чихонг родилась уже здесь, в Гуаньчжоу. Она не видела другой жизни, не знает ничего, кроме этих унылых индустриальных пейзажей, подпольных дискотек, драк молодежи «завод на завод» и нищего быта. Мальчикам запрещают носить расклешенные брюки, а девочкам – красить губы и носить туфли на каблуках. И только на своих тайных дискотеках они могут послушать модный запрещенный «Бони М» и пощеголять в клетчатых брюках и темных очках. Девчонки, правда, танцевать не умеют, жмутся стеснительно по стеночкам, и пацаны танцуют друг с другом...
Больше всего Цземинь боится, что дочь влюбится в местного, захочет за него замуж. Тогда точно всё, с мечтами о Шанхае можно распрощаться навсегда. Поэтому он так строго следит за дочкой, превратился просто в тирана. А тут еще глупенькая подружка Чихонг сбежала с женатым соблазнителем. У Чихонг есть парень Фан. Но, не выдержав травли, устроенной отцом, она отказывается от встреч с ним. В отчаянии молодой человек насилует девушку.
От пережитого ужаса Чихонг пытается покончить с собой. Пронзительная сцена, когда родителям, пришедшим на свой завод, сообщают об этом, и бедняги бегут под проливным дождем спасать свое неразумное дитя. Насильника находят быстро, он сознается во всем, теперь его ждет смертная казнь. А дочь опозорена перед всеми.
Семья наконец-то переезжает в Шанхай. Их со слезами провожают соседи. А по радио бодрый диктор призывает молодежь сплотиться в борьбе с капитализмом и нанести удар по преступным элементам. И объявляются имена этих преступных элементов, приговоренных к смертной казни. Среди них юный Фан. Но Чихонг уже все равно. Эти новости она будет слушать с отстраненной равнодушной улыбкой. Ей все безразлично. По большому счету и этот Шанхай, куда они едут, – безразличен. Какая разница, где пропадать, здесь или в Шанхае.
В фильме ярко противопоставлено два поколения. Поколение 40–50-х еще во что-то верило, бросило свои уютные и цивилизованные города и отправилось в глушь строить заводы, поднимать страну. А поколение 60-70-х уже совсем другое. Вот Чихонг – слабая, анемичная, ни силы бороться, ни желания чего-то добиться. Она жертва – жертва отца и логично – жертва насильника. Вся молодежь в фильме слабая. Лгут родителям, хоть и подчиняются им, хитрят, изворачиваются, вымещают зло друг на друге. Новое поколение словно во сне живет, вялое, безынициативное, зажатое, покорное чужой воле. Едва родившись, уже сломанное.
Режиссер Ван Сяошуай никого не критикует и не выносит приговоров. Он лишь ставит диагноз и показывает людям их жизнь, их прошлое, как в зеркале, честно и беспристрастно.


           

Комментариев нет:

Отправить комментарий