пятница, 31 июля 2015 г.

Побег

Производство: Россия
Год: 2005
Режиссер: Егор Кончаловский
В ролях: Евгений Миронов, Виктория Толстоганова, Алексей Серебряков, Андрей Смоляков, Сергей Астахов, Любовь Толкалина, Наталья Аринбасарова, Юрий Беляев, Ксения Лаврова-Глинка, Александр Мохов, Евгений Князев, Анна Бегунова, Настя Ричи, Максим Дрозд
Моя оценка: 7 из 10


Этот фильм часто упрекают в полном заимствовании сюжета («Беглец» с Харрисоном Фордом). Когда происходит подобное, тут же неизбежно начинаются сравнения, и часто не в пользу «копии». И все же мне хотелось бы оценить этот фильм без отношения к его зарубежному оригиналу.
О чем фильм Егора Кончаловского? Несомненно, прежде всего, это детектив. Динамичный, достаточно цельный, с неожиданными поворотами, с сильным героем, который в конце концов добивается справедливости. Но кроме того – это фильм о столкновении таланта и бездарности, человечности и жестокости.
Ветров, каким его играет Евгений Миронов, в начале фильма – блестящий хирург, состоятельный человек, удачливый, красивый. Он сильный, жесткий, эгоистичный, если надо и нахамить может, и врезать. Он сам не заметил, как превратился в холодного робота. Рядом мается жена Ира (Виктория Толстоганова). Их богатый дом – пустой, холодный, здесь даже живую собаку заменил робот. Она хочет усыновить ребенка, но муж против. Чужой ребенок, нелюбимый, с чужим запахом – нет, его никогда не будет в этом доме.
Когда-нибудь эта ситуация должна была взорваться. И беда в облике жестокого убийцы однажды придет в дом Ветрова. На шикарной презентации он вдруг почувствует – с женой неладно, помчится домой, но поздно – ее уже не спасти. И сам он из уважаемого врача мгновенно превратится в беглого бесправного заключенного. Начинается его долгий путь-бег, конечный пункт которого – или смерть, или спасение.
Интересно созданы образы преследователей Ветрова. Пахомов (Алексей Серебряков) – весь как сжатая пружина, одержимый одной задачей: взять Ветрова, но взять обязательно живым.


Не узник Ветров ему нужен, а Ветров-хирург, единственная надежда на спасение его дочери. Поэтому в конце концов из преследователя беглеца, он превращается в его защитника. Серебряков играет, по сути, одну эмоцию – глубокую боль отца, у которого умирает ребенок. Самая сильная сцена, когда, думая, что Ветров погиб, Пахомов плачет, закрывшись в ванной. Вся трагедия героя, потерявшего последнюю надежду, вся безысходность замечательно переданы актером в этом коротком эпизоде.  
Еще один одержимый преследователь Ветрова – Топилин  (Андрей Смоляков).


Жажда мести превратила его в зверя. Смоляков, однако, создает не прямолинейный, одномерный образ злодея, а трагичный образ человека, потерявшего смысл жизни. Свершившаяся месть не принесет ему облегчения, и герой сам вынесет себе приговор.
Самый мерзкий персонаж – Соболев (Сергей Астахов).


Вроде бы верный друг, улыбчивый, обаятельный красавчик, хороший добытчик и организатор, оказывается подлой завистливой дрянью. Посредственность, он не может простить Ветрову его талант, его успех, любовь людей к нему. Отлично, хоть и весьма жёстко, снят их финальный поединок. Ветров крушит стекла машины Соболева, он уже понял «кто», он не понимает только одного – за что? Сцена построена на сильном эмоциональном контрасте: удар, скрежет, грохот – и шепот, сдавленный крик Ветрова-Миронова: «За что? За что?»
  Путь-бег Ветрова станет и его возвращением к себе, дорогой от жестокости – к человечности. Его сны-грезы, в которых ему вспоминается жена, – это пробуждение света в его душе, и поддержка его, и спасение. Ирина, по сути, еще до того, как стать жертвой убийцы, была жертвой своего властного, эгоистичного мужа. И только смерть её превратила его вновь из робота в человека. Вся душевная трансформация Ветрова показана психологически верно, так что финал в детском доме не выглядит слащавым и надуманным. Это логическое завершение душевного пробуждения героя.

Соединить западный динамичный экшн-сюжет с чисто русским стремлением к психологическому анализу, рефлексии и душевности – довольно рискованная задача. Такие эксперименты удаются редко. Фильм Кончаловского стал приятным исключением и с интересом смотрится и сегодня, спустя 10 лет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий