вторник, 17 сентября 2013 г.

Принцесса специй

Оригинальное название: Mistress of spices
Производство: США, Великобритания
Год: 2005
Режиссер: Пол Маеда Берджес
В ролях: Айшвария Рай, Дилан МакДермотт, Нитин Чандра Ганатра, Анупам Кхер
Моя оценка: 7 из 10

Проблема столкновения двух различных культур – для отражения в искусстве одна из самых сложных. Потому что однозначно и на двух тонах решить ее нельзя. Тем не менее попытки такие делаются. Одной из них стал фильм режиссера Пола Маеды Берджеса «Принцесса специй».
Для чего индийцы приезжают в Америку? Наверное, за американской мечтой. Но далеко не у всех получается хорошо устроиться в чужой стране. Всё здесь так и остается чужим – и обычаи, и наряды, и язык, и песни…

Тило (Айшвария Рай) со своим магазинчиком специй на окраине Сан-Франциско – как экзотическая райская птица. Она так и не ассимилировалась с Америкой, наоборот, она в этой стране существует отдельно от нее.
Девочка была нежеланной в своей семье. Странная, не такая, как все. У нее уже с детства обнаружился Дар. Этот Дар становится причиной трагедии: бандиты, узнав о необычных способностях девочки, убивают всю ее семью, стремясь узнать, где богатство. Но именно Дар приводит Тило  в удивительное место, где ее научат, как использовать силу специй.
Специи и мастерство их использования – это то, что разделяет Запад и Восток. Для американцев и европейцев многообразие и волшебство восточных специй – тайна неразгаданная. Каждая специя имеет свойственное только ей предназначение. Специи могут и помочь, и убить, могут разжечь страсть, а могут оттолкнуть людей друг от друга. И у каждого человека – своя специя, как у каждого – своя судьба. Тило знает эти секреты. В своей лавке она как добрая волшебница, или как наша знахарка, что знает каждую травку. Тило помогает людям узнать будущее, забыть трагедии прошлого, обрести новое счастье.
Но специи требуют чуть ли не монашеского им служения – не выходить из лавки, не дотрагиваться до кожи другого человека, не использовать специи для себя. И Тило легко выполняет эти правила – ее душа спокойна и безмятежна. Пока в ее лавке не появляется Даг.
Он ранен, и девушка помогает ему. Специи предупреждают: прогони его. И она в первый раз не слушает их и не гонит незнакомца. Он – ее Америка, которую ей так хочется узнать.
Какую специю дать Дагу? «Противоядие от любви» – выбирают сами специи. Но Тило дает ему тулси – базилик, чтобы он вернулся к ней опять. Она начинает встречаться с американцем. Больше того – она влюбляется.
Тило нарушила все запреты. И специи отказываются ей помогать. К ней пришла любовь – и ушел Дар. Тило по-прежнему дает людям специи, но они теперь не помогают – они разрушают чужие жизни.
На самом деле, вопрос не в том – специи или любовь, это, конечно же, метафора. Проблема здесь – Индия или Америка, традиции или новые правила. Америка соблазняет. Но традиции нельзя забывать и нарушать. И возможно ли гармоничное  сосуществование двух культур?
В фильме сказочный, умиротворяющий финал – Тило сохраняет и любовь, и Дар. Жизнь, конечно, более сложна. Восток и Запад слишком далеки друг от друга, и их сближение часто приводит к конфликтам и войнам, а отнюдь не к дружбе и любви…
Но вернемся к фильму. Красоте Айшварии Рай уже пропеты все дифирамбы. И это не просто слова – Айш действительно невероятно красива. И красота эта не пустая, не только внешняя, а подкреплена глубокой внутренней наполненностью. Ее Тило настолько чистая, честная, порядочная, особенно на фоне «продвинутых» американок. И сама актриса, сколько бы ни снималась в Америке, всё равно останется там экзотикой, «не своей», никогда не сольется они ни с американскими обычаями, ни с глянцем раскрепощенного донельзя Голливуда.

Выбор же актера на главную роль – увы, неудача. И причина даже не столько в том, что он некрасив. Есть некрасивые, но обаятельные. Некрасивые, но талантливые. К сожалению, Дилана МакДермотта ни обаятельным, ни талантливым не назовешь – играет он очень средненько. С Айшварией у них не составляется пара – никакой гармонии, никакой взаимной энергетики, вообще непонятно, за что ж героиня так влюбилась в Дага? Что в нем такого, что ради него можно забыть всё на свете, в том числе и свое предназначение? Вопросы без ответа.
С художественной, изобразительной стороны – к фильму никаких  претензий. Снят невероятно красиво. Особенно поражает работа с цветом. Цвет на экране не превращается в сумбур – каждый оттенок очень выразителен, каждый кадр как удивительная, гармоничная картина. Магия специй, магия цвета, магия Айшварии Рай завораживают и делают очень притягательным этот фильм.   


     

2 комментария:

  1. Спасибо,как хорошо написана!ИМХО,ключевые слова:"...магия Айшварии Рай завораживает".Сюжет,другие актёры меня здесь совсем не впечатляют.Собственно,и Айш не демонстрирует актёрских высот.Но её красота,обаяние,сочетание загадочности с простотой,Глаза...именно,завораживают).

    ОтветитьУдалить