Производство: Россия, Франция
Год: 1994
Год: 1994
Режиссер: Валерий Тодоровский
В ролях: Владимир Машков, Ингеборга Дапкунайте, Александр Феклистов, Алиса Фрейндлих, Наталья Щукина, Юрий Кузнецов, Авангард Леонтьев
Моя оценка: 7 из 10
В ролях: Владимир Машков, Ингеборга Дапкунайте, Александр Феклистов, Алиса Фрейндлих, Наталья Щукина, Юрий Кузнецов, Авангард Леонтьев
Моя оценка: 7 из 10
Автор сценария Станислав Говорухин перенес события знаменитой повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» в наши дни. Он сам хотел поставить эту историю, но не смог из-за занятости. Режиссером стал молодой, но уже известный по фильму «Любовь» Валерий Тодоровский. Говорухин позже писал, что очень сожалел об этом решении. Конечно, он бы сделал совсем другое кино. Но все же, версия Тодоровского получилась тоже интересной и заслуживающей внимания.
Как и у Лескова, главную героиню зовут Катя, Катерина Измайлова. У нее есть муж ‒ не любимый, но она к нему привыкла. Есть свекровь, которая невестку терпеть не может (впрочем, это взаимно).
Катя живет, как замороженная. Не живет, а доживает, знаете, как в старых романах, ‒ «она доживала свой век», под вечный стук своей пишущей машинки, под ворчание свекрови и сюсюканье мужа ‒ маменькина сынка («маму-у-усенька, ты гений!»).
Доживает без любви и без страсти. Дом ‒ машинка ‒ дача ‒ машинка. Иногда издательство. Ей уже давно ничего не хочется. И ничто ей в этой жизни не мило, кроме, быть может, быстрой езды да старенькой пишущей машинки, на которой она умеет печатать даже с закрытыми глазами.
Катя, какой ее играет Ингеборга Дапкунайте, ‒ интеллигентная серая мышка, не очень красивая, худенькая, незаметная, неслышная, как тень, тоненькая до невесомости (и нарядами это подчеркивается, и фактура актрисы здесь в большой плюс).
Сергей, предмет ее страсти (Владимир Машков) ‒ ее полная противоположность. Он плотник, этакий деревенский Дон Жуан, яркий, опытный, нахальный, очень мужественный, сексуальный, забавный, простодушный. Катерина сразу «зацепила» его, своей хрупкостью, замкнутостью, своими босыми, изящными ступнями. Сергей моментально добивается очередной победы, а для Кати он становится первой сильной страстью (надо думать, и первым сексуальным удовольствием).
Эта страсть полностью меняет тихую Катерину. Она уже не серая мышка ‒ она гибкая, хищная кошка с загадочной улыбочкой, абсолютно одержимая своим любовником.
Первая, кто чувствует эту перемену, ‒ свекровь. Алиса Фрейндлих великолепно играет немолодую женщину, кокетливую, любящую поиграть в маленькую капризную девочку. Узнав о Катиной измене, она еще готова закрыть глаза, но Катиного бунта она не выдерживает.
Катя убивает ее ‒ своим бездействием, не приносит ей вовремя лекарство. Пять минут ‒ и проблемы нету. Удачно всё получилось.
Сергей не такой. Он не убийца. Он искренне хочет помочь умирающей Ирине Дмитриевне, не испытывает зла к Мите и убивает его случайно. Все дальнейшее для него становится непроходящим кошмаром: прятать труп, закапывать, потом выкапывать и перепрятывать. Потом врать следователю, который, как настоящий Порфирий Петрович, так и кружит, кружит рядом со своими жертвами-преступниками (отличная роль Юрия Кузнецова).
Весь этот ужас ломает Сергея. А Катю ‒ нет. Она по-прежнему безмятежно счастлива.
Сергею нравилась прежняя Катя ‒ тихая, чуть смущенная, потерянная, хрупкая. Новая Катя ‒ циничная, жесткая, одержимая, ревнивая, его пугает и отталкивает. Поэтому он и находит себе новую подружку ‒ беспроблемную, теплую, простодушную Соню (Наталья Щукина). Они очень похожи, потому им вместе хорошо.
История о современной Кате Измайловой получилась не менее драматичной, чем в литературном источнике, тонкой, грустной, завораживающей. Благодаря камере Сергея Козлова, еще и очень красивой, атмосферной. Конечно, тут очевидно влияние европейского, особенно французского, кинематографа, ‒ с его полутонами, чувственностью и мыслью о невозможности счастья для человека в этом безумном мире…
Комментариев нет:
Отправить комментарий