Глядя на довольно грустные
результаты современного российского кино в прокате, так и тянет вспомнить
что-то светлое и приятное, например, лидеров советского кинопроката. Эта часть
будет посвящена отечественным фильмам. При написании статьи использованы данные
сайта «Кинопоиск.ру» и «Википедия». Фильмы оценивались по количеству зрителей
за год проката.
20. Война и мир (1965, реж. С. Бондарчук)
58,3 млн.
человек
Единственная экранизация русской
классики, вошедшая в двадцатку лидеров проката. Хотя в картину включены далеко
не все сюжетные линии и философские страницы романа, хотя характеры некоторых
героев показаны более упрощенно, чем в книге, «по-школьному», – все же по мощи,
энергетике, внимательности к деталям русского быта, к русской истории, по
великолепным актерским работам, масштабным массовым сценам, – это, наверное, на
сегодняшний момент, лучшая экранизация произведения Л.Н. Толстого. Бондарчук
снимал свое творение 7 лет, заработал инфаркт на съемках, но результат стоил
этих титанических усилий. Американцы, снявшие незадолго до выхода фильма
Бондарчука, свою версию «Войны и мира» с Одри Хепберн, признали безоговорочную
победу русских, вручив советскому фильму «Оскар» за лучший иностранный фильм.
19. Служебный роман (1977, реж. Э. Рязанов)
58,4 млн.
человек
История любви скромного,
застенчивого советского служащего и начальницы-«мымры» стала уже настоящей
классикой. Фильм был снят Рязановым в рекордные сроки, очень быстро и на одном
дыхании, и в нем очень счастливо сошлось всё – и интеллигентные, умные, с
тонким юмором диалоги, и ироничное описание жизни обычного советского
учреждения, где работают люди с небольшими зарплатами, и великолепные актерские
работы, и прекрасная музыка, пронизывающая весь фильм. Главный лейтмотив фильма
– острое желание личного счастья, встретить наконец этого долгожданного
«кого-то». Это желание прорастает сквозь нудный, въедающийся быт и поднимает
человека над бытом. Благодаря этой ярко воплощенной идее, фильм стал что
называется «вневременным», и его будут смотреть еще многие и многие поколения. (Рецензия на фильм)
18. Мачеха (1973, реж. О. Бондарев)
59,4 млн. человек
«Мачеха» – классический образец
мелодрамы в отечественном кино. Трогательная история о простой деревенской женщине,
которая удочеряет ребенка мужа от другой женщины, долго и непросто сближается с
ней, тронула сердца многих зрителей. По опросу журнала «Советский экран»
исполнительница главной роли Татьяна Доронина стала безоговорочной
победительницей в категории «Лучшая женская роль». Наверное, именно благодаря
Дорониной фильм не скатился в слезливо-сопливую драму, актриса нашла точную и
психологически достоверную интонацию. Кроме того, уже по прошествии многих лет,
можно сказать, что актриса создала образ настоящей русской женщины, потому что
доброта, широта души, способность к состраданию и сопереживанию – это и есть
черты русского национального характера.
17. Иван Васильевич меняет профессию (1973, реж. Л.
Гайдай)
60,7 млн. человек
После «хитовой» «Операции «Ы»
имя Гайдая в титрах стало для советских зрителей своеобразным «знаком
качества». Если режиссер Гайдай – значит сейчас будет смешно. Режиссер умел
удивлять своих поклонников. «Иван Васильевич», вольная экранизация М.
Булгакова, стала таким удивительным подарком для зрителей. Снова любимый Шурик,
и блистательные Куравлев и Яковлев, и целая россыпь звезд в эпизодах, а еще
классный юмор, репризы, гэги, динамичные комические погони, фразочки и диалоги,
которые помнятся до сих пор, веселые песни и заводная музыка.
16. Корона Российской империи, или Снова неуловимые
(1970, реж. Э. Кеосаян)
60,8 млн. человек
Третья часть «Неуловимых»
объективно слабее предыдущих двух. Больше стало пропаганды, меньше логики в
сюжете. Тем не менее фанаты знаменитой четверки не подвели, и фильм прошел по
экранам с большим успехом. В новой части юные «неуловимые мстители» уже стали
чекистами и всячески мешают недобитой «белой сволочи», мечтающей о реванше
Империи, похитить музейные ценности. Несмотря на все недостатки, режиссеру
удалось сохранить стиль, динамичность, все погони-драки-перестрелки по-прежнему
эффектны, песни запоминаются, а ловкость и смелость героев вызывают восхищение.
15. Афоня (1975, реж. Г. Данелия)
62,2 млн. человек
Картина «Афоня» – это
своеобразный феномен, потому что ее посмотрели миллионы человек, но понравилась
она далеко не всем. Режиссер Г. Данелия получал мешками письма трудящихся,
которые сообщали ему, что они обсудили картину у себя на собраниях и пришли к
выводу, что фильм вредный, а главного героя – алкаша и убогого лентяя – не могла
полюбить такая чистая девушка, как Катя. И вообще, почему фильм снят об
алкоголике, мало что ли у нас передовиков производства? Тем не менее Афоня был
настолько узнаваемым и типичным, что отрицать его существование в советской
жизни было просто глупо. «Афонь» было много, и сейчас их меньше не стало. И что
с ними делать – непонятно до сих пор. (Рецензия на фильм)
14. Калина красная (1973, реж. В. Шукшин)
62,5 млн.
человек
Фильм трудно пробивался на
экран, да и обычно социальные драмы – это не то, на что охотно идет зритель. Но
Шукшин сломал все стереотипы и смог достучаться до сердец многих русских людей.
Кассовый успех этой ленты был полной неожиданностью для киночиновников и
критиков, хотя они и признавали высокий художественный уровень картины. Каждый
человек видел и находил в фильме что-то свое, каждый сопереживал Егору в его
трудном возвращении к честной жизни. Можно сказать, что это была одна из
немногих национальных русских картин, где все «запутки» и страдания русского
человека были показаны так ярко, что не оставляли равнодушным никого. Она и
сейчас цепляет, эта эмоциональная, «на разрыв» картина, где бьется, страдает и
кровью исходит душа русского человека.
13. Табор уходит в небо (1976, реж. Э. Лотяну)
64,9
млн. человек
Помнится, в фильме «Ширли-мырли» Кроликов бурно возмущался тому, что русские люди что ни сочинят –
цыганщина так и прёт. Любовь к этой самой «цыганщине» у нас просто в крови.
Возможно, возможно. По крайней мере, фильмы «про цыган» всегда находили у
нашего народа живой отклик, вспомнить хотя бы советский телесериал про Будулая,
имевший оглушительный успех, или уже более новое, российское «мыло» про
Кармелиту. «Табор уходит в небо», где цыганские страсти кипели со всей мощью,
советским зрителям пришелся по душе, тем более, что снята история была
бесподобно красиво, эффектно, музыкально, а гибкая, стройная, черноглазая Светлана
Тома буквально завораживала с первых кадров.
12. Джентльмены удачи (1971, реж. А. Серый)
65 млн.
человек
Комедия «Джентльмены удачи»
вышла в декабре 1971 г .
и на многие годы стала любимым новогодним фильмом. Чудесная история о
перевоспитании закоренелых рецидивистов воспитателем детского садика была снята
и разыграна с великолепной иронией и тонким юмором. И сейчас люди с
удовольствием вспоминают фразочки и неподражаемые интонации Евгения Леонов,
Савелия Крамарова, Георгия Вицина, Раднэра Муратова. Кстати, попытка снять
римейк и повторить успех комедии провалилась. Нельзя войти в одну и ту же реку
дважды. Нельзя вернуть то наивное веселье, обаяние и чистоту. Они так и
остались в том измерении, в том кинематографе, в той стране.
11. Человек-амфибия (1961, реж. В. Чеботарев, Г.
Казанский)
65,4 млн. человек
Этот фильм был просто обречен на
успех. Во-первых, замечательные, эффектные подводные съемки, едва ли не первые
в советском кино. Во-вторых, очень сильные актерские работы. В-третьих,
очаровательная музыка Андрея Петрова. Ну, и в-четвертых и в-главных, немыслимо
красивый, просто-таки неземной красотой, Владимир Коренев – Ихтиандр, который
разбил тогда немало девичьих сердец. Фантастическая история про
человека-амфибию рассказана романтично, красиво, стильно, на одном дыхании. Неудивительно,
что ее смотрят с огромным удовольствием и до сих пор.
10. …А зори здесь тихие (1972, реж. С. Ростоцкий)
66
млн. человек
Станислав Ростоцкий – мастер
снимать фильмы, в какой-то степени шокирующие, «встряхивающие» людей. Например,
киноистория про Белого Бима, рассказанная жестко и откровенно, показывающая нам
нашу же жестокость, думаю, повлияла на многих людей, заставив их внимательнее
относиться к нашим меньшим братьям. Военная драма «…А зори здесь тихие» точно
так же «встряхивала» советских людей, уже привыкших шаблонно отмечать 9 Мая,
слушать стандартные рассказы про «воевавших дедов». В фильме не было никакой
назидательности и пафоса. Там любили, смеялись, плакали и – героически гибли
пять симпатичных девчонок, которым бы еще жить и жить, рожать, любить. Но враг
пришел на их землю, и они без колебаний отдали свои жизни в борьбе с ним. Слова
«подвиг», «победа» в этом фильме словно обретали новый смысл, очищенный от
многолетнего забалтывания. Фильм не потерял этой новизны, силы своего
воздействия и сейчас, воспитывая своей чистотой и искренностью новое поколение,
выросшее без войны.
9. Новые приключения неуловимых (1968, реж. Э. Кеосаян)
66,2 млн. человек
Вторая часть «Неуловимых»
собрала еще больше зрителей, чем первая, и это вполне объяснимо, так как
зрители, посмотревшие первую часть, жаждали вновь увидеть своих любимцев, а те,
кто не видел начало, хотели узнать, кто же эти Неуловимые мстители, по которым
так сходит с ума детская публика. Конечно, вторая часть тоже была рассчитана, в
первую очередь, на детей и подростков, поэтому содержание фильма, скажем так, здесь
вторично. Главное – это экшен: напряженная интрига, погони, драки, стрельба,
бесчисленные трюки и юные герои, которые чем дальше, тем больше напоминают
суперменов «без страха и упрека». Всё это «киноблюдо» умело приправлено юмором
в исполнении неподражаемых Бориса Сичкина и Савелия Крамарова, харизмой Армена
Джигарханяна и Ефима Копеляна и бесподобной музыкой Яна Френкеля.
8. Щит и меч (1968, реж. В. Басов)
68,3 млн. человек
Четырехсерийный фильм, который
теперь известен всем как мини-телесериал, был показан в кинотеатрах в конце
1960-х: вначале первые две серии (которые и собрали 68,3 млн человек), затем
3-я и 4-я серии (46,9 млн человек). Конечно, фильм привлек людей в первую
очередь образом героя-разведчика, «своего» среди «чужих» (напомним, что сериал
о Штирлице тогда еще не был снят). О том, кто стал прообразом разведчика, до
сих пор идут споры, по одним версиям это Александр Святогоров, по другим –
Вильям Фишер, знаменитый «Абель». В любом случае, образ Александра Белова-Вайса
стал настоящей удачей Станислава Любшина и покорил сердца зрителей.
7. Операция «Ы» и другие приключения Шурика (1965, реж.
Л. Гайдай)
69,6 млн. человек
Первый огромный успех Леонида
Гайдая. Это было по-настоящему новое слово в кинематографе. Зритель давно не
видел таких откровенно эксцентричных комедий, когда шутки, гэги следуют потоком,
а социальное содержание существует где-то на периферии, постольку поскольку. Заводная
твистовая музыка Зацепина, продуманность каждого эпизода, смешные фразочки,
которые тут же становились афоризмами, озорство – всё это поражало и захватывало
с первых кадров. Очень удачно был выбран главный герой – Шурик, простачок,
который, впрочем, может и постоять за себя – поставить на место громилу-хулигана,
завоевать девушку, задержать воришек. Роль стала и подарком, и проклятием для Александра
Демьяненко, который на всю оставшуюся жизнь стал для зрителей Шуриком. Порадовала
зрителей появлением «троица» – Моргунов – Вицин – Никулин, уже полюбившаяся
всем после короткометражек «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». (Рецензия на фильм)
6. Экипаж (1979, реж. А. Митта)
71,1 млн. человек
Один из первых и лучших
фильмов-катастроф в советском кино. Режиссер угадал и со структурой своего
фильма: первая серия – мирная жизнь, вторая (когда зрители уже успели полюбить
героев) – катастрофа. Угадал и с выбором актеров на главные роли: сдержанный и
сильный Тимченко – Георгий Жженов, трогательный и ранимый Ненароков – Анатолий
Васильев, чувственный и нахальный Скворцов – Леонид Филатов, который немедленно
после фильма стал «секс-символом». Да, в фильме были смелые для того времени
эротичные сцены, но в первую очередь цепляли зрителей узнаваемые жизненные
ситуации, и конечно, напряженная донельзя, до последней минутки, история
героической борьбы людей со стихией, с плохо управляемой машиной, с самой
судьбой.
5. Свадьба в Малиновке (1967, реж. А. Тутышкин)
74, 6
млн. человек
Это самый крупный успех
фильма-оперетты. Конечно, здесь были шикарные песни и арии, конечно, здесь были
очень харизматичный и красивый Владимир Самойлов и огневой цыган Николай
Сличенко. Но фильм стал хитом, скорее всего, из-за ярких юмористических
моментов в исполнении Михаила Пуговкина, Тамары Носовой, Зои Федоровой, Алексея
Смирнова и, в первую очередь, Михаила Водяного, чей персонаж Попандопуло –
отрицательный, кстати, – стал абсолютным любимцем советских людей и едва ли не
затмил всех положительных. Во всяком случае, можно смело утверждать, что
зрители шли в первую очередь – на Водяного. Остается только пожалеть, что для
яркого комедийного актера не нашлось больше таких же ярких ролей в кино.
4. Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика
(1966, реж. Л. Гайдай)
76,5 млн. человек
Вторая история про Шурика
«выстрелила» еще сильнее, чем первая. Фильм представлял уже не альманах, а
цельную историю про приключения неунывающего студента в одной из южных
республик. Сердца зрителей немедленно завоевала «спортсменка, комсомолка и
просто красавица» Наталья Варлей, но кроме того здесь были уморительно смешная
любимая «троица» и знойные южные парни в исполнении Владимира Этуша и Фрунзика
Мкртчяна. Намеки на «традиции» южных республик, фразочки типа «Да здравствует
наш суд, самый гуманный суд в мире» и «Гражданин судья, а он не может сесть»
публика, естественно, прочитала «как надо». Романтическая история, гэги,
которые идут практически беспрерывной чередой, динамизм, прекрасная музыка –
беспроигрышное сочетание, сделавшее картину долгожителем телеэкранов. (Рецензия на фильм)
3. Бриллиантовая рука (1968, реж. Л. Гайдай)
76,7 млн.
человек
Самый хитовый хит Леонида
Гайдая. История про недотёпистого Семена Семеновича Горбункова стала ироничным
гимном простому советскому человеку.
Словно Иванушка-дурачок в сказках, он ловко обходил все сети, выстроенные прозападными
врагами-контрабандистами, и в результате выходил из всех ситуаций победителем. К
слагаемым успеха картины можно смело приплюсовать искрометный юмор, динамизм, пародийность,
первый на экране стриптиз, фразочки, которые немедленно ушли в народ и живут до
сих пор, наконец, песни с замечательным подтекстом, благодаря которому
советские люди могли почувствовать себя то жителями Острова Невезения, то
бесстрашными зайцами, которые, несмотря на волка и сову, косят-таки свою
трын-траву. Всё это в сочетании с немыслимой солнечной энергетикой сделало
фильм любимцем зрителей на долгие годы. (Рецензия на фильм)
2. Москва слезам не верит (1979, реж. В. Меньшов)
84,4
млн. человек
Трогательная двухсерийная
история про женщин, которые ищут свою любовь в большом городе, моментально
полюбилась зрителям, причем не только советским, но и американским
киноакадемикам – они присудили этой простенькой ленте «Оскар». История трех
героинь и их поиски настоящих мужчин оказалась близкой и понятной большинству
советских людей. Но за любовной историей здесь можно было увидеть и другие
проблемы, которые так или иначе касались и болели у каждого: оппозиция «столица
– провинция», и намечающееся социальное неравенство, и уже произнесенное
словечко «лимита», и весь так реалистично показанный быт и одиночество людей в
их небогатых квартирках… Картина запоминалась и яркими актерскими работами, и
прекрасной интеллигентной музыкой и песнями. (Рецензия на фильм)
и наконец –
1. Пираты XX века (1979, реж. Б.
Дуров)
87,6 млн. человек
Отечественный абсолютный чемпион
проката. Больше него в советском прокате собрал только зарубежный хит –
рыдательная мексиканская мелодрама «Есения». «Пираты» – первый советский динамичный
боевик со всеми классическими признаками этого жанра. Никаких занудных
морализаторств, никакой руководящей роли коммунистической партии, только экшен,
музыка, море, «наши» и пираты. Главный герой – моряк Сергей в исполнении
харизматичного и до невозможности сексапильного Николая Еременко-младшего –
ходит в джинсах, блистает накачанным голым торсом и дерется с полным знанием
приемов каратэ. Не менее прекрасен был и его антагонист – пират Салех (Талгат
Нигматулин) с аналогичным торсом и аналогичным мастерским владением каратэ.
Критики любили приводить этот фильм как пример «дурновкусия», но какие на фиг
критики, если тут такие торсы, такие драки и такие чувственные красавцы.
Конечно, зрители обожали этот фильм, а кинопрокатчики охотно крутили его еще
многие годы после выхода, зная, что план кинотеатру будет обеспечен.
Читать часть 2 - Зарубежные фильмы - чемпионы советского проката
Читать часть 2 - Зарубежные фильмы - чемпионы советского проката
Смотреть фильмы онлайн
Комментариев нет:
Отправить комментарий