вторник, 4 декабря 2018 г.

Служебный роман

Производство: СССР
Год: 1977
Режиссер: Эльдар Рязанов
В ролях: Алиса Фрейндлих, Андрей Мягков, Светлана Немоляева, Олег Басилашвили, Лия Ахеджакова, Людмила Иванова, Петр Щербаков, Нелли Пшенная, Георгий Бурков, Мария Виноградова, Александр Фатюшин
Моя оценка: 9 из 10



«Служебный роман» стал настоящим «хитом» в прокате, его посмотрело более 58 миллионов человек. Рязанов вновь смог удивить зрителей. История любви двух советских служащих, мелкого «статистика» и его начальницы, была сняла так душевно и проникновенно, что весь быт, тоже подробно показанный в картине, такой узнаваемый и надоевший, вдруг терял всякое свое значение. Это изумляло тогда, и изумляет нас теперешних, давно утонувших с головой в этом быте.
Любовь, «нечаянно нагрянувшая», вдруг преображает двух абсолютно разных людей.


Она, Людмила Прокофьевна Калугина (Алиса Фрейндлих), «наша мымра», как ее кличут на работе, неженственная, суровая, холодная, как булыжник. Фрейндлих замечательно показывает неженственную тяжелую походку своей героини, ее взгляд – когда она глядит словно мимо людей, стараясь не смотреть им в глаза. Чтобы не дай Бог не открыться никому. Чтоб никто не увидел, как на самом деле ей плохо и тоскливо от своего одиночества и своей ненужности.


Он, Анатолий Ефремович Новосельцев (Андрей Мягков), тоже далеко не Ален Делон, в своем коротком, плохо сидящем пиджачке и коротких брючках, из-под которых торчат носочки, весь словно неловкий подросток-переросток. Он – отец-одиночка с двумя детьми («мальчик и еще мальчик») и, как клушка, думает все о том, чем их покормить и во что одеть.
Друг Юра Самохвалов (Олег Басилашвили) советует Анатолию «приударить» за «мымрой», чтобы обеспечить себе место начальника отдела. И застенчивый, косноязычный Новосельцев решается выступить в роли «ухажера». Так начинается этот необычный «служебный роман».
Как же замечательно Рязанов и Брагинский придумали все «этапы» развития отношений! Творчески использована их любимая схема: от ненависти – через игру, через откровенность – до любви. Суровая Калугина считает Новосельцева вялым и безынициативным работником, а он боится ее, «как волка». Его неловкие попытки завязать с ней разговор (знаменитый косноязычный рассказ «о грибах») вызывают у нее лишь изумление и иронию. А вот он в первый раз с интересом посмотрит на нее, когда она легко угадает стихи Пастернака, ведь это имя в советское время мог знать только настоящий знаток литературы.
После своего пьяного бунта в гостях у Самохвалова на следующий день Новосельцев умирает от страха. Эти страх и ужас замечательно сыграны Мягковым: робкое топтание перед дверью начальницы, и попытки выговорить ее имя (получается что-то вроде «Прокопья Людмиловна»), и его бессмысленное косноязычное вранье («Мы вас любим... где-то в глубине души»). Стойкая Людмила Прокофьевна не выдерживает этого, и с ней случается истерика.
На самом деле плакать ей хотелось давно. Все эти долгие одинокие вечера и одинокие праздники – хотелось только плакать и плакать. А она себе не позволяет, зажала себя в кулак. И вдруг вот – разжала. Она плачет и раскрывается перед этим глупым и недалеким Новосельцевым, который в эту минуту становится вдруг близким и родным. Потому что он ее жалеет. И еще, наверное, потому что она чувствует: он не бросится сейчас же пересказывать другим все, что услышал здесь. Он добрый.
Новосельцев в шоке и от ее откровений, и оттого, что она так одинока и несчастна, и плачет, словно «нормальный человек». И оттого, что ей всего 36. А они все называют ее «старуха»... В первый раз он смотрит на «старуху» другими глазами – как на женщину. Женщину необычную, очень умную и искреннюю.
Чем дальше – тем больше будет таких открытий. И он уже может прийти в ее кабинет и поиграть там в «Людмилу Прокофьевну», а она тут же ему подыграет и будет изображать «Анатолия Ефремовича». Так они узнают, что у обоих прекрасное чувство юмора. И Калугина уже не «некрасавица» – камера ловит ее удивительные умные глаза, ее замечательную лукавую улыбку. И вот сквозь маску «мымры» уже начинают проступать черты красивой молодой женщины.
Калугина начинает интересоваться модой, берет уроки у местной «иконы стиля», секретарши Верочки, старательно конспектируя ее наставления. Она жутко перепугается, увидя букетик гвоздик, подаренный Новосельцевым, испугается чужих чувств и своей надежды. Новосельцев прямо в ее кабинете залепит пощечину Самохвалову – и это ей даже понравится, это поступок мужчины. Она пригласит Новосельцева к себе на ужин. И он первый, кто увидит волшебное превращение «мымры» в королеву.
Феерическое появление преображенной любовью Калугиной в родном учреждении – одна из лучших сцен в фильме. Она идет, сияющая, торжествующая, настоящая красавица, купается в изумленных и восхищенных взглядах, и ее счастье ярким светом заливает все вокруг.


На фоне волшебной истории любви не теряются и второстепенные персонажи. Общественница и сплетница Шура (Людмила Иванова) с резким и громким голосом, постоянно собирающая какие-то взносы. 


Упитанный Бубликов (Петр Щербаков), заглядывающийся на сотрудниц в коротких юбочках, который «умер, а потом не умер». 


Секретарша Верочка (Лия Ахеджакова), модница и кокетка.


Удивительно, что на эту роль Рязанов не взял какую-нибудь модель, а выбрал маленькую, с очень нестандартной внешностью Ахеджакову. Но когда она показывает, как должна ходить настоящая женщина – тут просто Клавдия Шиффер отдыхает. Думаю, уроки Верочки не одной даме были полезны.


Еще одна любовная линия, по контрасту с линией Калугиной и Новосельцева – несчастливая. Милая мечтательница и оптимистка Олечка Рыжова (Светлана Немоляева) на свою беду встретила свою студенческую любовь Юру Самохвалова, и все забытые чувства вдруг вспыхнули вновь. Но только у нее. А у него – все хорошо, молодая жена, командировка в Швейцарию, отличная машина и квартира, хорошая должность. Зачем тут Олечка с ее воспоминаниями о его нищей юности?


Она помнит прежнего Юрочку, веселого и щедрого, и не видит, как сильно он изменился. Словно не замечает, что он не хочет приглашать ее танцевать, что он даже не предложил ее подвезти в сильный дождь. Влюбленные слепы. Охваченная чувствами Оля пишет ему письма, ненужные и нежеланные. Прежний Юра, наверное, нашел бы какие-то слова, чтобы она все поняла. А нынешний Юра просто отдаст все эти письма в чужие руки – разберитесь, мол, с ней на месткоме. Больнее ударить, наверное, было невозможно. Очень хорошо, что здесь вставлено стихотворение Ахмадулиной «О, мой застенчивый герой...», которое прекрасно читает Немоляева. Боль героини передана лучше всяких монологов и сцен.        
Подлец Самохвалов попытается испортить все и Новосельцеву, который ударил его за Олечку. Клевета Самохвалова, словно яд, отравит счастье Калугиной, потухнут было сияющие глазки, снова поселится в них недоверие и боль... Но влюбленный ее мужчина не позволит ей никуда уйти. Очаровательная сцена пылкой драки завершится страстным долгим поцелуем и титром «Через девять месяцев у Новосельцевых было уже три мальчика».
В детстве я опоздала на весь фильм и увидела по телевизору только этот поцелуй и финальный титр. Как же мне тогда захотелось посмотреть всю картину целиком! Так и сейчас, посмотрев конец фильма, мне сразу хочется вернуться к началу и снова и снова наслаждаться и прекрасной музыкой Андрея Петрова, и поэтичными съемками городской осени с ее внезапным первым снегом, и всей этой удивительной высокой гармонией, царящей в фильме.


               

Комментариев нет:

Отправить комментарий