Производство: СССР
Год: 1984
Режиссер: Эльдар Рязанов
В ролях: Лариса Гузеева, Никита Михалков, Андрей Мягков, Алиса Фрейндлих, Алексей Петренко, Виктор Проскурин, Георгий Бурков, Татьяна Панкова, Борислав Брондуков, Александр Пятков, Юрий Саранцев, Ольга Волкова, Дмитрий Бузылев-Крэцо, Сергей Арцибашев, Александр Панкратов-Черный
Моя оценка: 8 из 10
Год: 1984
Режиссер: Эльдар Рязанов
В ролях: Лариса Гузеева, Никита Михалков, Андрей Мягков, Алиса Фрейндлих, Алексей Петренко, Виктор Проскурин, Георгий Бурков, Татьяна Панкова, Борислав Брондуков, Александр Пятков, Юрий Саранцев, Ольга Волкова, Дмитрий Бузылев-Крэцо, Сергей Арцибашев, Александр Панкратов-Черный
Моя оценка: 8 из 10
Эльдар Рязанов всегда считался
режиссером, снимающим отличные, острые фильмы о современности. Но в 1984 году
он неожиданно для многих обращается к экранизации «Бесприданницы» А.Н.
Островского, самому классическому и, казалось бы, уже малоинтересному сюжету.
Но в фильме Рязанова этот знакомый со школы сюжет заиграл совершенно новыми
красками.
Экранизацию восприняли
неоднозначно. Критики, в большинстве своем, фильм обругали – за вольности, за
«дописывание» Островского, за театральность и «страстья в клочья». Находились
даже те, кто ругал фильм за песни – мол, у Островского Лариса поет вовсе не
этот романс. Но зрители с критиками не согласились и массово бежали в кинотеатры,
что тоже было удивительно – впервые за долгое время «классика» имела такой
успех.
Фильм, на мой взгляд, получился
очень цельным и очень красивым. Здесь замечательная операторская работа Вадима
Алисова, прекрасная музыка Андрея Петрова и запоминающиеся романсы, которые
поют до сих пор. Очень старательно воссоздан быт купеческой семьи. И очень
удачно выбраны актеры на главные роли.
Главную роль сыграла дебютантка
– Лариса Гузеева.
Да, объективно она уступает в плане актерского мастерства и
Михалкову, и Мягкову, и многим другим актерам. Озвучивает ее своим удивительным
нежным голосом Анна Каменкова, поет Валентина Пономарева. Совместная работа
трех женщин вытянула образ на нужную высоту. Плюс еще и оператор помогает очень
удачными крупными планами, огромные выразительные глаза Ларисы, в которых
дрожат слезы, когда она поет любимому человеку, забыть невозможно.
Лариса
Огудалова в фильме – красивая, нежная мечтательница. Она мечтает о любви, о
том, чтобы всегда быть рядом с любимым. Но Лариса – бедна. Бесприданница. И вся
красота ее, ее талант и чуткая, поэтичная душа не нужны будут никому. Женятся
не на красоте, а на богатстве. Лариса собирается выйти за ничтожного
Карандышева, а сама всей душой любит Паратова.
Сергей Сергеевич Паратов – это
просто бенефис Никиты Михалкова.
Конечно, это Паратов не Островского, это Паратов
Михалкова – Рязанова, но зрителям он оказался гораздо более мил, чем книжный
образ. Характер Паратова в фильме значительно усложнен по сравнению с пьесой. Да,
этот мужчина – соблазнитель. Когда он появляется весь в белом, на белом коне,
такой весь из себя красавец-барин, – как тут устоять и не потерять голову?
На дне рождения Ларисы – он как
бог. И подарки его лучше всех, и жесты его шикарные, и тостов его все ждут. Он
затеет спор с офицером и будет, не дрогнув, стоять под пистолетом и улыбаться.
На такое способен только он, Сергей Сергеевич Паратов.
Только весь этот шикарный театр
– всего лишь театр. Игра на публику. Может быть, игра ради Ларисы, которая,
действительно, очень тронула его сердце. Во взглядах Михалкова-Паратова, когда он
смотрит на Ларису сквозь стекло, когда слушает ее пение, когда спрашивает ее:
«Вы любите меня?» – такая жаркая, жгучая любовь, что в нее невозможно не
поверить.
Только женится он не на бедной
Ларисе, а на «золотых приисках». Вернее, не женится – продаст себя. У самого не
осталось ничего. Даже «Ласточку» приходится продавать. Во второй свой приезд к
Ларисе Паратов по-прежнему играет в барина, и теперь это действительно игра – у
барина нет уже той силы и той роскоши. И все равно – белый костюм, цыгане, пир.
И про любимую «Ласточку» скажет цинично: «Для меня ничего заветного нет. Вижу
выгоду – продам». Чтоб никому из завистников повода не дать полюбоваться на его
унижение. Они ведь сейчас во все глаза смотрят, наблюдают за ним, не выдаст ли
он себя, не покажет ли, как ему больно...
Карандышев (Андрей Мягков) –
полная противоположность Паратову.
Паратов – это сила, это мощная харизма, ум и
мужественность. Карандышев – аутсайдер всегда и во всем. Он хвастается: «Я
взяток не беру». На что Огудалова-старшая презрительно заметит: «Да вам и не
предлагает никто. Место у вас недоходное». «Шикарный» званый обед, который он
пытается устроить, чтобы «возвыситься», оборачивается полным позором. Нету у
Карандышева ни паратовской широты, ни размаха, нет ни обаяния, ни харизмы, он
мелочный и мелкий во всем – и в поступках, и в чувствах.
Карандышев говорит, что любит
Ларису. Но это любовь собственника. Он абсолютно не понимает ее, не чувствует.
Он и простых людей не чувствует, он – интеллигенция! Паратов скажет ему, что у
бурлаков можно поучиться русскому языку, в ответ глупый и ограниченный
Карандышев будет лишь презрительно фыркать: «У бурлаков учиться русскому языку?
Мы, образованные люди...» Паратову отвратительна эта спесь у человека низкого и
недостойного. Еще и поэтому он решит так унизить его на обеде, а не только
из-за Ларисы. Даже на брудершафт с ним выпьет, чтобы потом с наслаждением
«тыкать» ему: «Ну ты-то, ты-то почем знаешь?».
Мягков не щадит своего героя,
показывая все его мелочность и «мелкость». Наверное, в сцене опьянения он даже
слишком «пережимает». Но тут же он заставляет зрителей и пожалеть своего
никчемного Карандышева: «Я смешной! Но разве можно казнить человека за то, что
он смешной!»
Лариса уйдет с Паратовым не
столько потому, что она на что-то надеется. А потому что ей невозможно быть
рядом с ничтожеством, невыносимо видеть этого Карандышева и знать, что она –
предмет его обожания. Да лучше к Кнурову в содержанки пойти, чем стать женой ничтожества.
Лариса медленно, но верно идет к
своей гибели, и помочь ей никто не может. Мать ее, Харита Игнатьевна (Алиса
Фрейндлих), человек не плохой, но бедность заела. Дочек надо «пристраивать».
Огудалова-старшая видит, что дочки ее несчастны, она сама плачет вместе с ними,
но никакого выхода она не видит. Готова отдать их любому, пусть хоть кто-нибудь
возьмет. В погоне за женихами она перестала понимать, что дочки ее превратились
в товар, в вещи.
Окружение Огудаловых, удачливые
купцы Кнуров и Вожеватов, давно так смотрят на людей – как на товар.
Кнуров
(Алексей Петренко) мечтает сделать Ларису своей содержанкой, красивой игрушкой,
с которой он в Париж будет выезжать на выставку.
Вожеватов (Виктор Проскурин)
вроде бы и друг Ларисы, с детства вместе росли, но точно так же смотрит на нее,
как на предмет купли-продажи. Вожеватов тянется за Паратовым, завидует ему, его
силе, тому, как тот умеет ставить себя в центр любой компании. Даже «Ласточку» паратовскую
покупает. И Ларису купил бы, да в орлянку проиграл ее Кнурову.
В финале темп картины
убыстряется, все стремительно идет к трагической развязке. Паратов увозит
Ларису, зная, что не женится на ней. Это его последний глоток вольной жизни,
попытка забыться и делать то, что он хочет, а не то, что должен. Потом уже
таких вольностей у него не будет.
Лариса плачет, узнав, что ее
разыграли в орлянку, как вещь. А разве Паратов не вещь? С той разницей только,
что он сам, добровольно, продал себя «золотым приискам». Только такое здесь
отношение к беднякам. Только деньги делают человека человеком. Нет денег – ты
вещь.
Лариса хочет умереть. Возможно,
она сама в конце концов покончила бы с собой. Когда она видит Карандышева,
доведенного до крайности, с оружием в руках, она, словно нарочно, начинает
хлестать его презрительными словами. И когда он стреляет в нее, она скажет ему:
«Благодарю». Да, она ему благодарна. Он избавил ее от мук, от непростительного
греха самоубийства.
«Жестокий романс» – так
назывались романсы в начале века, про страсти, про жестокую любовь, которая
вела непременно к гибели. Так что Эльдар Рязанов выбрал абсолютно точное
название для своего фильма, и снял его в стилистике этого «жестокого» романса.
Но я думаю, Островский не обиделся бы на него. Сейчас, по прошествии такого
долгого времени, уже можно сказать – это хоть и спорная, но одна из лучших
экранизаций великого русского драматурга.
Комментариев нет:
Отправить комментарий