Производство: Россия
Год: 2004
Режиссер: Дмитрий Месхиев
В ролях: Богдан Ступка, Сергей Гармаш, Константин Хабенский, Михаил Евланов, Анна Михалкова, Наталья Суркова, Федор Бондарчук, Сергей Дьячков, Александр Половцев
Моя оценка: 6 из 10
Смотреть фильм онлайн
Год: 2004
Режиссер: Дмитрий Месхиев
В ролях: Богдан Ступка, Сергей Гармаш, Константин Хабенский, Михаил Евланов, Анна Михалкова, Наталья Суркова, Федор Бондарчук, Сергей Дьячков, Александр Половцев
Моя оценка: 6 из 10
Тема Великой Отечественной
войны, так популярная в советское время, в современном российском кино до
недавнего времени вызывала мало интереса. А если и вызывала, то с одной точки
зрения – кино надо было снять не так как раньше, а показав «правду войны». Обычно
эта правда заключалась в следующих нехитрых утверждениях – «на войне
победителей не бывает», «Сталин хуже Гитлера», «трупами завалили», «с
пулеметами сзади стояли», «миллион изнасилованных немок», «эсэсовцы тоже люди»,
«с коллаборационистами было не все так однозначно» и т.п. Если в фильме ничего
такого не было, фильм считался допотопным, лживым и совковым.
Фильм «Свои» что называется
«попал в струю», в нем вполне была соблюдена главная задача нового времени –
«лишь бы не как совок», картина собрала немало положительных рецензий у
зрителей и критиков, хотя в прокате провалилась. Прежде всего понравился
изобразительный ряд (операторская работа Сергея Мачильского действительно
прекрасна), музыка (она идет ненавязчивым завораживающим фоном, и в этих тихих
наигрышах слышны и народные мотивы, и современные ритмы), ну и сильнейшие
актерские работы. Да, это всё, действительно, можно отнести к достоинствам
фильма. Но вот в сюжетные линии и в вопрос «а как это показано» как-то никто из
восхищающихся фильмом старается не углубляться. Общее впечатление после
просмотра может остаться традиционным для военных фильмов – «наши» герои, немцы
плохие. Но давайте все-таки посмотрим повнимательнее.
По сюжету действие происходит в
Псковской области в первые месяцы войны. Несмотря на то, что война уже идет и
мобилизация объявлена, в городе, который нам показывают авторы, царит полная
расслабленность, в штабе пустые разговоры и перекладывание бумажек. И тут
абсолютно внезапно (словно они телепортировались) возникают стреляющие фашистские
танки, советские солдаты и служащие бестолково мечутся, как всполошенные куры,
бегут в панике, – а немцы идут спокойным ровным строем. Кадры бьют по нервам,
рапидом – убийства, кровь, смерть, естественно, показывается, как танк давит
человека, проезжает по его голове, и тело дергается в смертных конвульсиях.
Зритель шокирован жестокостью с первых же кадров, и дальше авторы не дают ему
передышки.
Трое героев, как и многие другие
советские солдаты, попадают в плен. Герои выбраны не случайно, это, так
сказать, образы-знаки: чекист (Сергей Гармаш), политрук Лившиц, еврей
(Константин Хабенский) и простой солдат-снайпер Митька (Михаил Евланов). И
каждый, естественно, начинает проявлять себя, четко выполняя свою функцию
знака.
Политрук еврей, с одной стороны,
олицетворяет мысль «красную революцию сделали евреи», с другой, показывает,
какие красноармейцы антисемиты и так и норовят заложить несчастного еврея
немцам.
Чекист, грубый и хамоватый, четким,
отработанным (можно даже сказать, привычным) движением, без всякой рефлексии
перерезает горло шантажисту в плену. Герои бегут из плена к отцу Митьки. Отец
его пострадал от сталинского режима, он раскулаченный (вот же неожиданность,
правда?). Теперь отец староста, отчего у чекиста возникает сильное подозрение,
что старик их сдаст немцам.
Старика играет гениальный Богдан
Ступка. И это получился единственный положительный образ в произведении.
Простой, мудрый крестьянин хочет просто жить на своей земельке, растить детей и
внуков, да вот все не дают – сначала проклятая советская власть, теперь вот
война. Гениальность Ступки в том, что он, как может, старается обходить
схематичность своего образа и заложенную в нем «знаковость». Он стремится
создать живого человека, а не схему, вкладывает всю душу в своего героя, стараясь
психологически обосновать даже самые нелепые драматургические ходы.
Вернемся к нашим бойцам.
Поначалу у них не видно ни особой смелости, ни мужества, только растерянность и
паническое желание жить – любой ценой. Ну, у чекиста еще – пылкое желание бить
классовых врагов. Когда они прибывают на хутор, к этим чувствам и желаниям
добавляется еще безудержное желание секса (с точки зрения авторов, это
естественно, когда вокруг война и немцы). Видимо, в городе красноармейцы были
лишены всяких эротических радостей, потому что Митька и чекист чуть ли не из
штанов выпрыгивают, увидев пышнотелых сельских бабенок. Митька тут же начинает
иметь во всех позах свою подругу Катерину (Анна Михалкова), а чекист немного
посопротивлявшуюся для вида Анну. Что характерно, «простые русские женщины»
Анна и Катерина спокойно спят с несколькими мужчинами, не будучи ни с одним в
браке, – Анна является еще и подругой старика, а Катерина раздает авансы
местному полицмейстеру (Федор Бондарчук). Но, видимо, авторы считают, что такое
поведение женщин – это норма для русской сельской жизни первой половины 20 века.
Дальше герои начинают совершать «подвиги».
Сначала убивают толстого Мишку-полицая. Снайпер Митька убивает его ножом,
жутко, долго и неумело тыкает его в живот, а тот все не умирает и не умирает.
Митька кричит, корчится и воет от ужаса. Война превращает его в зверя и – мы же
помним, да? – победителей на войне не бывает. Что нам, собственно, эта истерика
и должна продемонстрировать.
Чтобы достать оружие, бойцы
устраивают диверсию: останавливают мотоцикл с немцами, буквально голыми руками,
палками, камнями убивают фашистов. Теперь уже Лившиц в истерическом припадке
лупит уже мертвого немца камнем по голове, пока его силой не отрывает
чекист. Получается, что только чекист
без истерик убивает людей, ну так на то он и чекистская сволочь, нелюдь, зверь,
бандит, ему-то привычно. «Эх, сколько я зарезал, сколько перерезал…»
Дальше у авторов фантазия
поиссякла, и они «включают мелодраму». Полицейский (абсолютно фарсовый
персонаж, в исполнении Бондарчука просто «ряженый») хочет жениться на Катерине
и выставляет старику условие: или устроить ему свадьбу и сдать беглых, или
дочки его будут сидеть в тюрьме. То, что такой примитивный ход – или свадьба,
или я убью вас всех – уместен только в каком-нибудь индийском фильме, но не в
серьезной картине про войну, авторам, видимо, даже в голову не приходит.
Итак, старику надо сделать
окончательный выбор – с кем он. И он его делает: вместе с беглецами решается на
убийство полицейского. Кончилось деление на «вас» и на «нас». Теперь есть
только «свои». Правда, согласья среди «своих» по-прежнему нет. Лившиц погибает,
прикрывая отход товарищей. А конфликт между чекистом и стариком наконец
вырывается наружу. И здесь мы видим уже третью мужскую истерику, теперь в
исполнении чекиста, который животно, низко цепляется за свою никчемную жизнь,
умоляя старика не убивать его. Благородный старик отпускает его, а сына
отправляет Родину защищать (сцена этого благословения великолепно сыграна
Богданом Ступкой).
Помните, у Василия Быкова есть
такая повесть «Сотников»? Честный и благородный солдат Сотников и мерзкий
Рыбак, желающий остаться в живых любым путем. Вот в этом фильме – все Рыбаки.
Слабые, никчемные животные, истерящие по поводу и без. Вообще непонятно, как мы
с такими солдатами-Рыбаками войну выиграли.
Хотя нет, вот же авторы вывели
нам положительный образ – крестьянин, жертва сталинского режима. Именно на
таких стояла и стоять будет русская земля, они и партизанский отряд создадут, и
родных защитят, и фашистов убьют без всяких истерик, забыв про свои разногласия
со сталинским режимом. Сильные, смелые, благородные. Не то, что всякие
евреи-политруки и чекистские трусливые нелюди.
Фильм, несомненно, претендовал
на неоднозначность образов и характеров. Неоднозначность как раз не удалась,
образы получились вполне одномерными, в заданной идеологической плоскости. А
вот дегероизация советских солдат – вполне состоялась, да.
Смотреть фильм онлайн
Комментариев нет:
Отправить комментарий