воскресенье, 17 июня 2018 г.

Ликвидация

Производство: Россия
Год: 2007
Серий: 14
Режиссер: Сергей Урсуляк
В ролях: Владимир Машков, Михаил Пореченков, Сергей Маковецкий, Владимир Меньшов, Светлана Крючкова, Константин Лавроненко, Александр Сирин, Юрий Лахин, Константин Желдин, Полина Агуреева, Лика Нифонтова, Ксения Раппопорт, Диана Малая, Виктор Смирнов, Федор Добронравов, Борис Каморзин, Александр Голубев, Сергей Угрюмов, Алексей Кирющенко, Александр Семчев, Максим Дрозд, Николай Спиридонов, Олег Басилашвили, Олег Кассин, Валерий Трошин, Беата Маковская, Виктор Соловьев, Вячеслав Молоков, Тимофей Трибунцев, Кирилл Кяро, Александр Карпиловский, Наталья Рожкова, Богдан Бенюк, Александр Карамнов, Виктор Сарайкин
Моя оценка: 8 из 10



Если вспоминать киношных всенародных любимцев, сразу приходят на ум Шерлок Холмс с голосом Ливанова, Штирлиц, Глеб Жеглов и Володя Шарапов – имена, которые известны буквально всем, которые стали уже своеобразными символами, о которых сочиняют свои истории и анекдоты. Но это всё – советское кино. Российский кинематограф такими именами и героями похвастаться не мог. До 2007 года, когда на телеэкраны вышел телесериал «Ликвидация».



Главный герой сериала Давид Маркович Гоцман моментально полюбился зрителям. Владимир Машков явно продолжил традицию Владимира Высоцкого. Гоцман, как и Жеглов, – смелый, решительный, ироничный, эмоциональный, но вместе с тем проницательный и цепкий сыщик. Все его знают, уважают, и простые жители Одессы, и даже местные бандиты. Он в одиночку может взять банду Сеньки Шалого, в одиночку может прийти к местным «авторитетам» и диктовать им свои условия. Он шило в заднице для начальства и не угодничает даже перед самим Жуковым.
Характер Гоцмана раскрывается и в отношениях с друзьями и в столкновениях с врагами, в романтических ухаживаниях за Норой и в проснувшихся отцовских чувствах к Мишке Карасю. Почти каждый из героев фильма – самобытный и запоминающийся образ, это актерские жемчужины, о которых стоит сказать подробнее.
Друзья Гоцмана – это все его коллеги: очаровательный добряк-начальник Омельянчук, который безуспешно хочет казаться строгим и грозным (Виктор Смирнов); шумный, веселый острослов Якименко (Федор Добронравов), оригинал Махал Махалыч (Борис Каморзин), молодой, старательный Лёня Тишак (Александр Голубев). А еще – боевые друзья, Марк и Фима.


Марк (отличная работа Алексея Кирющенко) – когда-то сильный и смелый воин, сегодня после контузии – несчастный инвалид, который с трудом говорит и соображает. Друзья и любимая Галя, как могут, стараются спасти его, подлечить, радуются его самым маленьким успехам. А он просто не хочет жить. Жить таким – для него невыносимое испытание. Поэтому однажды он и попытается покончить с собой. И даже когда в финале ему становится лучше, и речь его уже более разборчива, – смысл жизни доктора ему не вернут. Он – уже не прежний Марк. И они все – не те, что были раньше…


Фима Петров – одна из лучших ролей Сергея Маковецкого. Смешной, остроумный, чуть развязный и ушлый, но очень добрый и заботящийся о своих друзьях Фима погибнет первым. Он так старался помочь Гоцману в его расследовании, что забыл об осторожности… Смерть Фимы – сильнейший эпизод в сериале. И здесь нельзя не сказать о мощной игре Владимира Машкова. Получив известие о гибели Фимы, Гоцман как замороженный. Он не истерит и не плачет, он сухо и внешне даже спокойно осматривает место убийства, тело Фимы, словно погиб кто-то другой, а не его самый близкий друг. И в машине он спокоен, только когда заметит, как бьется о днище кузова голова Фимы, подложит свою ладонь. Чтоб другу больно не было… Он словно еще до конца не осознает, что Фимы нет. И ясно поймет он это, только увидев карточки Марка, которые добрый, заботливый Фима отдал одному мошеннику склеить так, чтоб незаметно было. И боль от осознания непоправимого горя моментально нахлынет на Гоцмана, приступ-судорга сведет его лицо, и крик будет рваться наружу, а он будут пытаться зажать его ладонью…
Трагический образ доктора Арсенина (Александр Сирин), тоже погибшего, да еще и подозреваемого в предательстве. Грустный, добрый человек, на нем с самого начала фильма словно лежит печать обреченности.


Прекрасно выстроены в фильме образы врагов. В милом, улыбчивом мишке-медведе Кречетове (Михаил Пореченков) далеко не сразу можно угадать матерого, жестокого шпиона Академика. 


Драматичен образ Штехеля (Константин Желдин), который с легкостью распоряжался чужими судьбами, а потом вынужден был отдать убийцам родного, любимого племянника. 


Кстати, и образ племянника – глуповатого и безотказного – большая удача Кирилла Кяро. Когда дядя отправляет его в дорогу, откуда он уже никогда не вернется, он, умственно отсталый дурачок, вдруг догадается, что ему грозит опасность и начнет умолять дядю не отправлять его никуда. Очень трогательная сцена.


Колоритны и не похожи друг на друга бандиты и воры в законе. Авторы не стремятся их оправдывать, их преступления – омерзительны. И все же есть моменты, когда сочувствуешь и им. Когда их отстреливают без суда и следствия, как скот. Когда им устраивают ложный расстрел. Это тоже одна из самых сильных сцен в фильме, когда понимаешь, как непрочна, коротка человеческая жизнь.


Наиболее интересный отрицательный образ – Чекан в великолепном  исполнении Константина Лавроненко. 


Образ получился неоднозначный, неоднолинейный. С одной стороны, жестокий убийца, пособник врагов государства, с другой стороны – мужчина, который нежно и верно любит свою единственную. Ида (Ксения Раппопорт) – красивая, гордая, порывистая, как птица, – тоже преданно любит его. Только расплата за все злодеяния прилетит, как бумеранг, грубо и жестоко, когда они будут считать, что смогли обмануть судьбу… Из того замкнутого круга, куда они сами себя загнали своими преступлениями, выход только один – смерть.


С остальными лирическими героинями не все так хорошо, на мой взгляд. И не потому, что Лика Нифонтова и Полина Агуреева играют плохо. Нет, всё, что положено по роли, они делают. Но тут присутствует, – опять же, подчеркну, по моему мнению, – несовпадение типажей. 


Лика Нифонтова хорошо смотрелась бы в этой роли, если бы фильм снимался лет 10-15 назад. Но здесь, увы, очень виден возраст, и никакими эротичными шелковыми ночными сорочками со спадающими бретелями его не замаскировать. С Машковым они для меня категорически не смотрятся парой. 
Не тот типаж и для  певицы Тони Царько у Полины Агуреевой. 


Хотя поет сама Полина хорошо, но на звезду эстрады (даже местечковой) она не тянет совсем. Ни шика, ни лоска, ни блеска, ни внешнего вида, и на все ее якобы звездные капризы смотреть неловко и смешно – как на ребенка, пытающегося на полном серьезе изобразить взрослого. Может быть, именно такой замысел у авторов фильма и был – Тоня как ребенок – не знаю, в любом случае, идея не слишком удачна.
На первое место среди всех женских ролей ставлю Светлану Крючкову с ее неподражаемой тетей Песей. 


Образ еврейской мамы воссоздан просто идеально – и интонации, и жесты, и совершенно особенная манера стоять, выпятив живот и уперев руки в бока. Настоящий бенефис Крючковой – сцена приезда Цили. Вначале тетя Песя еще не подозревает, что ее сыночка решился на такое злодеяние – жениться без ее ведома. Она видит, как в их квартиру несут пианино и восхищается – «Ох, какая зверуга!» А потом до нее доходит, откуда эта «зверуга» взялась. И моментально радость сменяется гневом: ах, эта Циля, смотрите на нее, она уже тут впёрлася со своим барахлом! Живот вперед, руки в боки, и боевая тетя Песя бросается на наглую шаромыжницу Цилю, как коршун.
Прекрасный комедийный образ – Эммик (Александр Семчев). 


Это «тридцать три несчастья», большой ребенок, у которого руки растут не из того места и за которого всё решает мама, а потом – Циля. Наверное, после рекламы пива это самая значимая и успешная роль Семчева.
Детская линия связана с образом Мишки Карася (Коля Спиридонов). 


Тоже не во всем эта линия удалась, образ, можно сказать, аналогичен образу мальчика из фильма «Итальянец», тот же озлобленный, рано повзрослевший сирота-беспризорник. Сцена усыновления должна была стать наиболее сильной по эмоциям – увы, этого не случилось. И актеры не смогли сыграть так, чтобы затронуть душу (не чувствуется контакта между ними), и режиссер ничем им не помог. Самым запоминающимся стал момент, когда Гоцман привозит Мишку в интернат и тот обнимает его на прощание. Обнимает не просто так, потому что нежностей захотелось. А затем, чтоб все его друзья видели, что у него папка есть, чтоб смотрели и завидовали. И несчастные обездоленные сироты смотрят из окон на это чужое счастье, такое недоступное для них, – обнимать своего отца.
В фильм введены и реальные персонажи – Утесов, Жуков. Концерт Утесова становится важным моментом всей истории. Авторы использовали легенду, что воры, безмерно уважая певца, не «работали» на его концерте. Утесов поет «У Черного моря» (хотя песня и была написана позднее, но она настолько подходит к моменту, что прощаешь это нарушение хронологии). Весь зал хором подпевает артисту. Это песня об их родной Одессе, о море, у которого они живут. Они с таким трудом отстояли свой город. В зале и милиционеры, и воры – и в этот момент они все равны, они все одесситы, и на всех лицах сияет одинаковое восхищение. И тем более подлым кажется арест главарей воровского мира, который Жуков решил провести именно на этом концерте. 
Наиболее значимый (и, как видно из комментариев на сайтах, наиболее спорный) персонаж – маршал Жуков (Владимир Меньшов). 


Не буду сейчас выяснять, насколько близка к реальности эта сюжетная линия. Скажу только, каким играет его Меньшов. Свое назначение в Одессу Жуков  воспринимает как ссылку. И хотя он со всем пылом принимается искоренять преступность в Одессе, все же живет в нем глубокая обида, обида на главнокомандующего, убравшего его, маршала Победы, с глаз долой. Эта обида ясно читается в его взгляде на портрет Сталина, яростная, жгучая обида, на грани с ненавистью.
Жуков решает бороться с преступниками, как с фашистами на фронте, – аресты и расстрелы без суда и следствия. С одной стороны, маршал не прогадал – перепуганные бандиты поприжали хвосты. Да и количество их явно поуменьшилось. Но авторы показывают и оборотную сторону такого решения. Здесь очень значим образ хромого, раненого на фронте Захара (Сергей Рубеко). Сын его вор, и отец почти уже смирился с этим – сам не ангел, выпить любит. Но вот сына убивают прямо на улице, без суда. Словно он не человек, а собака бешеная. И пережить это отец не смог. Он сам становится убийцей – выслеживает и убивает чекиста, застрелившего его сына. Захар отправляется в тюрьму, на долгий срок или даже на высшую меру. Еще одна загубленная судьба, загубленная этим жестоким решением Жукова.


Авторы «Ликвидации» умело соединили в фильме детективную, драматическую, романтическую, комедийную и даже мистическую линии. Последняя связана с необычным образом слепого доктора-фрейдиста, которого с блеском играет Олег Басилашвили. И в каждой из этих линий с новой стороны раскрывается характер главного героя – Давида Гоцмана.
В целом, можно сказать, фильм удался. И воссоздание быта и обстановки, и очень хорошая операторская работа, очень уместная для этой истории "сепия", душевная запоминающаяся музыка, одесские дворы и неповторимая атмосфера общности и родства между соседями, возможная только в то время, когда и праздники отмечают всем двором, и на свидание Давида Марковича собирают всем миром.
Всё очень неплохо. Если не сравнивать с советским кино.
А если сравнить, то видишь, что там была «живая жизнь», а здесь очень искусная, очень талантливая, но стилизация. Игра. Игра в шпионский детектив, игра в знаменитого Гоцмана, игра в Одессу, в одесский юмор и говор. Интересная и местами очень хорошая, но всего лишь игра. И если принять условность этой игры – фильм зайдет «на ура». Судя по высочайшим рейтингам фильма – зрители, истосковавшись по народному герою, приняли эту условность. Потому что на фоне всего остального новорусского кино- и телепроизводства – даже такая явная стилизация воспринимается как шедевр.


     
                              

Комментариев нет:

Отправить комментарий