Производство: СССР
Год: 1989
Режиссер: Иосиф Хейфиц
В ролях: Лев Борисов, Михаил Жигалов, Афанасий Тришкин, Сергей Паршин, Лия Ахеджакова, Елена Козлитина, Олег Вавилов, Ирина Ракшина, Валентин Букин, Галина Сабурова, Галина Чигинская, Любовь Малиновская, Александр Лыков
Моя оценка: 9 из 10
Год: 1989
Режиссер: Иосиф Хейфиц
В ролях: Лев Борисов, Михаил Жигалов, Афанасий Тришкин, Сергей Паршин, Лия Ахеджакова, Елена Козлитина, Олег Вавилов, Ирина Ракшина, Валентин Букин, Галина Сабурова, Галина Чигинская, Любовь Малиновская, Александр Лыков
Моя оценка: 9 из 10
Тяжела и неказиста жизнь российского артиста...
Особенно на сломе эпох, в конце 80-х–90-е. В 1989 году классик кино Иосиф
Хейфиц создал гимн всем пережившим то время и всем не пережившим.
По российскому бездорожью, по хляби едет автобус с
актерами, которые должны играть свою пьесу где-то в захолустье. Все они разные
– серьезный, усталый Василий (Михаил Жигалов), пожилой балагур Тюльпанов (Лев
Борисов), который своими незамысловатыми шутками пытается поддержать своих
коллег, романтическая пара Оля и Сергей (Елена Козлитина и Олег Вавилов),
администратор их табора Зина (Лия Ахеджакова), издерганная, простывшая, но не
лишенная деловой хватки. Вокруг разруха – и физическая, бытовая, и духовная.
Служители муз напоминают скорее сборище нищих, кто-то дремлет, кто-то повторяет
слова, кто-то ругает жизнь и современные пьесы. Автобус дышит на ладан,
периодически ломается, кормятся актеры в грязных и бедных столовых вместе с
работягами, а выступают в холодных клубах перед немногочисленными зрителями,
ПТУшниками, насильно согнанными культурно развиваться.
Кто они такие? На пароме актеры видят цыган. Да, они
своим кочевым образом жизни похожи. Но цыгане свободны, а актеры, замученные
планами, хозрасчетами и худсоветами, смотрят на них, как узники. Когда в
очередной раз ломается их автобус, они выгружаются вместе со всем своим скарбом
и реквизитом и чапают по грязи под дождем. «В полях под снегом и дождем, мой
милый друг, мой бедный друг...» Как средневековые пилигримы, которые бродили по
дорогам и грелись у костра.
С народом у творческой интеллигенции отношения
сложные, что ярко раскрывается в истории пожилого актера Ивана Ивановича Дагановского
(Афанасий Тришкин) и пьяницы-колхозника (Сергей Паршин). Актер добирался до
клуба самостоятельно, и они с пьяным вдребадан «представителем народа»
повздорили в автобусе. В результате оба оказались на пустой раскисшей от дождя дороге.
Теперь они вынужденные попутчики-пешеходы.
Колхозник выскажет «золотую мысль», вполне
распространенную среди обывателей: «Я так думаю, кто работать не хочет – тот в
артисты идет». В ответ старик играет на флейте и предлагает ему: сыграй. Ну что
же ты? Это так же просто, как ругаться, хамить. А потом читает ему монолог
Гамлета. Ему одному – посреди пустого
поля. Так естественно, как будто просто разговаривает с ним. И алкаша –
пробирает. «На мне играть нельзя». Да, и он тоже человек! И на нем тоже играть
нельзя! Колхозник совсем другими глазами начинает смотреть на актера. А когда
они перебираются через огромную лужу, несет его на руках. Они уже на равных
начинают делиться мыслями о смысле жизни.
А в это время – в клубе ЧП. Иван Иванович опаздывает
на спектакль. И артисты начинают говорить отсебятину, пытаясь спасти пьесу. Они
поют, выясняют отношения, рассказывают о себе. Театр и жизнь сплетаются так
тесно, что уже не отделить одно от другого. И зрители, которые до этого скучающе
смотрели на сцену, начинают живо реагировать и сопереживать: ну надо же, как
хорошо играют, прямо как в жизни.
А на сцене действительно идет «живая жизнь».
Запоминается монолог Тюльпанова, прекрасно сыгранный Львом Борисовым, в котором
отразилась судьба всех актеров – их страх лишиться сцены и их мечта – умереть
на сцене.
Дагановский этой мечты в буквальном смысле достигнет.
Когда он наконец добредет до клуба, распсиховавшаяся администраторша крикнет
ему, что докладная на него уже составлена. Значит, премии лишат, а может, и
вообще погонят из труппы. А это самое страшное. Это то, чего боятся они все. Старик
потрясен этим. Он выходит танцевать свой финальный танец «барыню» и танцует,
танцует... Пока сердце не останавливается.
В конце фильма девочка читает отрывок из
стихотворения Б. Пастернака «Август»:
Прощай, лазурь преображенская
И золото второго Спаса
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.
Прощайте, годы безвременщины,
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я – поле твоего сражения.
Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство».
Последний фильм И. Хейфица – об этом. Не о чернухе,
не о бытовых неурядицах, а о творчестве и «чудотворстве». Об актерах настоящих,
для которых без сцены жизни нет. Режиссер, как завещание, оставил нам всю свою
боль за них, абсолютно незащищенных в то сумасшедшее время.
Комментариев нет:
Отправить комментарий