Олег Меньшиков при всей полярности оценок его таланта
(от «аааах гениальный» до «фуууу ненавижу») уже несколько десятилетий остается
актером № 1 российского кино. Самым загадочным, самым неожиданным и
непредсказуемым, чемпионом по количеству слухов, непохожим ни на кого.
Меньшиков – он такой один. Вспомним лучшие роли этого великого (да, можно так
уже смело писать, – великого) актера.
1. «Родня» (1981) – Кирилл
Именно этот фильм считается началом карьеры Олега,
несмотря на то, что до него на экраны вышла лента «Жду и надеюсь». Картина Н.
Михалкова дала старт юному дарованию, его стали узнавать и приглашать известные
режиссеры. Хотя роль Кирилла совсем небольшая. Героиня Нонны Мордюковой,
побывав у своего непутевого Вовчика, решает пристыдить его нынешнюю семью. Со
всем своим темпераментом она врывается в дом и натыкается на Кирилла, сына
Вовчика. Следует бурный эмоциональный монолог Мордюковой, а в ответ ей – только
взгляд. Пронзительный, потемневший взгляд пацана, пережившего немало горя от
пьющего отца. Всё настолько ясно читалось в этом взгляде, что роль Кирилла из
небольшой превратилась в одну из значительных в картине. (Рецензия на фильм)
2. «Полеты во сне и наяву» (1982) – друг Алисы
Снова небольшая роль и снова маленький шедевр. Герой
Меньшикова – антипод Сергея Макарова, героя Янковского. Его соперник, его
победитель. Макаров еще из поколения «шестидесятников» – друг Алисы из молодого
поколения 80-х, раскованный, отлично танцующий, нахальный от осознания своей
неотразимости и силы. В шуточной борьбе на руках он легко, с улыбочкой уложит
Макарова и так же с улыбочкой будет наблюдать за его мучениями. Этому
представителю нового поколения неведомы полеты ни во сне, ни наяву – он
уверенно и прочно стоит на земле обеими ногами, снисходительно пиная ими вот
таких слабаков макаровых. (Рецензия на фильм)
3. «Покровские ворота» (1982) – Костя
А вот это был самый настоящий триумф, самая звездная
роль. У многих актеров есть такие роли-знаки, роли-коды, по которым тебя
навсегда будет узнавать публика, что бы ты ни сыграл потом. Демьяненко – Шурик,
Гомиашвили – Остап Бендер, Тихонов – Штирлиц, Ливанов – Шерлок Холмс и т.д. и
т.д. У Меньшикова – это Костик из «Покровских ворот». Легкий, улыбчивый,
изящный, романтичный. Он, как пламенный моторчик, – всегда в движении, в
полете. И вместе с тем – он не просто беззаботный мотылек, а мудрый философ,
оптимист, щедро дарящий радость всем вокруг.
4. «Капитан Фракасс» (1984) – барон де Сигоньяк
Скажу сразу, обожаю этот фильм. Мудрый, грустный,
чуть тягучий, со своим особым дыханием и своей неповторимой атмосферой.
Меньшиков вписался в эту атмосферу просто и естественно. Как ему идут эти
старинные наряды, эти волнистые длинные волосы, само это время, когда понятия
рыцарства и чести ценились очень высоко. Как хорошо сняты его крупные планы –
чистое, благородное тонкое лицо с большими печальными глазами, неуловимая, чуть
застенчивая улыбка. Больше ролей такого плана у Меньшикова не было – и об этом
можно только бесконечно сожалеть. Его потенциал романтического героя так и не
реализовался полностью.
5. «Мой любимый клоун» (1986) – Сергей Синицын
Наверное, далеко не шедевральный фильм. Но здесь
впервые партнером Меньшикова стал ребенок (замечательный талантливый мальчик),
впервые он играет отца и впервые играет клоуна. Надо сказать, оба амплуа Олегу
вполне удались. А еще случился потрясающий дуэт с Владимиром Ильиным. С
женщинами вот только не сложилось – ну уж так по сценарию было задумано. :)
6. «По главной улице с оркестром» (1986) – Ф.С.
Корольков
Может показаться, что это повторение Костика – такой
же обаятельный весельчак, любимец девушек, который за словом в карман не лезет.
Но он и другой. Он не рвется за журавлем в небе – ему достаточно и синицы в
руках. Он не мечтает о музыкальной славе, хотя и одарен. Ф.С. Корольков
счастлив на своем месте и, наверное, научит этому счастью и главного героя.
7. «Моонзунд» (1987) – Артеньев
Старший лейтенант Артеньев – настоящий русский
офицер, из тех, для которых Кодекс офицера – это Священное Писание. Несмотря ни
на какие революции, он останется верным присяге и Родине и будет защищать ее до
конца, даже когда кругом будет ад, смерть и предательство.
8. «Дюба-дюба» (1992) – Андрей Плетнев
Один из самых странных и тяжелых фильмов Меньшикова. Герой
его – интеллигент, ставший преступником. Наверное, впервые актером сыгран такой
отталкивающий персонаж. Фильм стал переломным в биографии Меньшикова. После
него все милые, улыбчивые мальчики «костики» исчезли и больше не появлялись в
его фильмографии.
9. «Утомленные солнцем» (1994) – Митя
Вроде бы однозначный герой – НКВДшник, палач, стукач,
противоположность «народному любимцу» Котову в исполнении Михалкова. Но
Меньшиков старается убрать эту прямолинейность. Он играет глубоко оскорбленного
человека, которому сломали жизнь вот такие вот Котовы. А теперь к героическому
командарму просто возвращается бумеранг. В машине со зверски избитым Котовым, Митя сидит с
непроницаемым лицом. В нем нет ненависти, злорадства. Он такой же винтик
системы, щепка, которая летит, когда лес рубят. Сегодня везут Котова, а завтра
точно так же могут везти и его самого. (Рецензия на фильм)
10. «Кавказский пленник» (1996) – Саня
Неожиданным был выбор Меньшикова на эту роль. Вроде
бы у тонкого, интеллигентного актера ничего общего с хамоватым, циничным
прапором Саней, не отягощенным большим интеллектом. Так что режиссер здесь шел
скорее «от противного». Тем не менее сыграл актер убедительно и кроме того, смог
вызвать симпатию к своему ершистому герою. Саня-Слай Меньшикова не слабак, не
предатель и не смирившийся с судьбой овощ. Смерть свою он встречает достойно и
мужественно, как и положено русскому солдату. (Рецензия на фильм).
11. «Восток – Запад» (1999) – Алексей Головин
Совместный российско-французский фильм, где Меньшиков
на фоне французских звезд Сандрин Боннер и Катрин Денев абсолютно не потерялся.
Он играет врача, эмигранта, который поддавшись на лживые призывы пропаганды,
привозит свою семью в Советский Союз. Здесь их ждут ужасающие бытовые условия,
полное бесправие, а его жену-француженку – еще и лагерь. Кажется, что Алексей
Головин – конформист, предатель, но на самом деле он все усилия прилагает для
того, что его жена и ребенок вернулись во Францию и жили в нормальных
человеческих условиях. По сути, он жертвует всем – своей любовью к семье, своим
счастьем, своей душой, – организуя их побег. А сам только через много лет
сможет соединиться с ними...
12. «Доктор Живаго» (2005) – Юрий Живаго
Образ из романа Бориса Пастернака, ставшего уже
классикой. Образ человека на переломе эпох. Формат сериала дал возможность
зрителям наблюдать за изменениями в судьбе доктора Юрия Живаго на протяжении
нескольких десятилетий. Первая мировая война, революция, трагедия Гражданской
войны... Герой Меньшикова сумел пройти все испытания и сохранить себя как
личность, свой поэтический дар. Это чуткий философ, независимый и – неприкаянный,
одинокий, несмотря на двух любящих женщин.
13. «Золотой теленок» (2005) – Остап Бендер
Не самый удачный фильм, прямо скажем. Хотя, если и
затевать такой проект, – то, конечно, кто как не Меньшиков? Он смог не
повторить предыдущих Бендеров и создать своего. Он играет не циничного веселого
пройдоху, а одинокого, непонятого романтика, которому неуютно в этой стране,
неуютно в этом времени. В фильме придумали счастливую (вроде бы) концовку,
женитьбу Бендера и Зоси, но если идти из логики характера, который выстраивает
Меньшиков, – это не счастье. Бендер просто навсегда лишается своей мечты,
своего Рио-де-Жанейро. Теперь только карьера управдома, без вариантов.
14. «Статский советник» (2005) – Эраст Фандорин
Самые сложные роли в фильмах – роли положительных
героев. А роли сыщиков в детективах и вовсе часто превращаются в чисто
функциональные – они двигают сюжет, и всё, характеры обычно не важны. В этом
фильме ситуация была осложнена еще и тем, что на первое место вышел герой
Никиты Михалкова – князь Пожарский. Не потеряться на фоне бенефиса Михалкова
под силу было только Меньшикову. Олег Евгеньевич вновь играет русского офицера,
для которого понятия «честь» и «достоинство» – не пустые слова. Это настоящий
патриот России. Но счастья для нее он не будет добиваться любым путем, как
Пожарский. Честное служение ей – превыше всего для него. (Рецензия на фильм)
15. «Легенда № 17» (2012) – Анатолий Тарасов
По сути, это тоже продолжение одной из главных тем
Олега Меньшикова в кино – темы честности, человеческого достоинства и настоящего,
не показушного патриотизма. Жестокий, беспощадный к себе и к другим Тарасов не
сгибается и перед власть имущими, перед самим генсеком. Потому что «неважных
матчей не бывает». Потому что честь сборной и честь страны – для него дороже
всего. Наверное, поэтому наши спортсмены тогда и выигрывали... (Рецензия на фильм)
Сейчас Олег Меньшиков, на радость своим поклонникам и
почитателям, продолжает совмещать активную работу в театре и в кино. И думаю,
мы еще не раз будем восхищаться его талантом, радоваться и грустить вместе с его
такими разными и такими запоминающимися героями.
Смотрите фильмы с Олегом Меньшиковым онлайн:
Комментариев нет:
Отправить комментарий