четверг, 30 июля 2015 г.

Кококо

Производство: Россия
Год: 2012
Режиссер: Авдотья Смирнова
В ролях: Анна Михалкова, Яна Троянова, Геннадий Смирнов, Константин Шелестун, Юлия Снигирь, Евгений Муравич, Сергей Борисов
Моя оценка: 5 из 10

Две женщины – Лиза и Вика – едут в Питер. Трудно найти двух более разных людей. Лиза (Анна Михалкова) – интеллигентная сотрудница этнографического музея из Питера, у нее есть бывший муж, своя культурная тусовка и походы на митинги по выходным дням. Она любит рассуждать о высоком, философствовать о жизни, об искусстве, о барокко и рококо. Жительница Екатеринбурга Вика (Яна Троянова) одевается, как проститутка, ведет себя, как хабалка, и о «кококо», т.е. рококо, имеет весьма смутное представление.
В дороге происходит неприятность – женщин обокрали. Обе попадают в милицию, и если Лизу отпускают сразу, то пребывание  Вики в Питере оказывается под вопросом. Неожиданно для себя Лиза спасает попутчицу, назвав ее своей подругой.

«Они сошлись. Вода и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой». Тем не менее, поначалу девушкам очень интересно друг с другом. Вика поселяется в квартире Лизы и быстро наводит там порядок. Если Лиза вся в высоком, и в быту не разбирается от слова «совсем», то Вика быстро и непринужденно вымоет, вычистит, приготовит и обустроит.
У Лизы начинается новая жизнь, со вкусной едой, посиделками за вином до утра, походами по ресторанам и ночным клубам. Да, её ужасает вкус Вики, ее хамоватый говорок, ее манера одеваться в стиле «всё на продажу». Но она восхищается «витальной силой» и житейской мудростью своей подруги, ее способностью устраиваться и приспосабливаться к любой среде. Это и есть тот «простой народ», о котором так любят рассуждать интеллигенты Лизиного круга. И в Лизе тут же зарождается извечное желание интеллигента – поднять простого человека до себя, возвысить его, развить, обучить, преодолеть наконец пропасть между «интеллигенцией» и «народом».
Лиза, как Пигмалион, начинает лепить из простолюдинки интеллигентную даму. У несчастливой в личной жизни Лизы огромное желание заботиться о ком-то, устраивать чужую жизнь. Она даже пытается пристроить Вику в свой музей этнографии, хотя та абсолютно не разбирается ни в истории, ни в искусстве. Но «создание» выходит из-под контроля и само подчиняет хозяйку. Благостная история о Пигмалионе оборачивается триллером о Франкенштейне. Лизу уже начинают напрягать бесконечные загулы и пьяные компании, ей становится неуютно в собственной квартире, где полностью хозяйничает Вика. Она устала от «витальной силы» и энергии простолюдинки, от ее диких попыток заняться «дизайном». Наконец, она застает ее со своим бывшим мужем.
И вот интеллигентная женщина превращается в чудовище, в маньячку, готовую убить ту, которую пыталась приручить.
***
Вот такая у Дуни Смирновой получилась забавная история. Некоторые зрители так и воспринимают этот фильм – как комедию. Да, есть в нем ирония. Он интересно снят, очень удачная музыка. Но вот пересматривать его мне не хочется.
За всем этим стёбом и вроде бы обычной «бабской» историей читается огромное презрение либералки к людям вообще и к «этой стране», в частности. И простой народ здесь мерзкий, блядовитый, тупой и наглый. И интеллигенция здесь мерзкая – слабая, ни к  чему не способная, не умеющая ни следить за собой, ни устраивать быт, ни решать судьбы этого «простого народа». И пропасть между ними непреодолимая, подпусти поближе друг к другу – поубивают один одного, и только. Ничего не попишешь – уж такая она, «эта страна». Тут только так может быть, на то она и «загадка русской души».     

Живем в эпоху «декаданса 2.0». Такие и фильмы снимаем. Грустно, девицы, грустно.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий